Найти в Дзене
Полонез Огинского

Кем был Шопен — поляком или французом?

Недавно в ленте Дзена попалась статья о великом композиторе Фридерике Шопене, где автор назвал Шопена поляком. А в комментариях некоторые подписчики взялись утверждать, что Шопен был французом, а не поляком. Так кем же был Шопен — поляком или французом? Давайте разберёмся. Фамилия Шопен не польская. Поляки даже пишут её не по-польски, а по-французски — Chopin, по-польски это читается Хопин. Хотя иногда используется и польский вариант написания Szopen. Фамилия композитору досталась от отца француза. Звали отца Николя Шопен, родился он в 1771 году в Лотарингии, которая всего за несколько лет до этого была присоединена к Франции, а до 1766 года принадлежала герцогу Лотарингии и бывшему польскому королю Станиславу Лещинскому. Во время правления Лещинского в Лотарингию из Польши и Литвы переселилось множество его сторонников, а деревня, где родился Николя, была собственностью поляка Михала Яна Паца. Ум и способности юного Николя произвели впечатление на управляющего имением Паца Адама Вейд

Недавно в ленте Дзена попалась статья о великом композиторе Фридерике Шопене, где автор назвал Шопена поляком. А в комментариях некоторые подписчики взялись утверждать, что Шопен был французом, а не поляком. Так кем же был Шопен — поляком или французом? Давайте разберёмся.

Фамилия Шопен не польская. Поляки даже пишут её не по-польски, а по-французски — Chopin, по-польски это читается Хопин. Хотя иногда используется и польский вариант написания Szopen. Фамилия композитору досталась от отца француза. Звали отца Николя Шопен, родился он в 1771 году в Лотарингии, которая всего за несколько лет до этого была присоединена к Франции, а до 1766 года принадлежала герцогу Лотарингии и бывшему польскому королю Станиславу Лещинскому. Во время правления Лещинского в Лотарингию из Польши и Литвы переселилось множество его сторонников, а деревня, где родился Николя, была собственностью поляка Михала Яна Паца. Ум и способности юного Николя произвели впечатление на управляющего имением Паца Адама Вейдлиха, тоже поляка, и когда тот в 1787 году возвращался домой в Польшу, то взял с собой шестнадцатилетнего Шопена. Во Францию Николя уже никогда не вернётся.

Николя, который в Польше стал называться Миколаем, быстро выучил польский язык (скорее всего, он начал учить его раньше, ещё в Лотарингии), устроился гувернёром в семью Лончинских и воспитывал в числе прочих детей Марию Лончинскую, будущую пани Марию Валевскую, возлюбленную Наполеона. Затем Шопен поступил гувернёром в семью дворян по фамилии Скарбек, которая жила в Желязной Воле. Там в 1806 году Миколай Шопен женился на бедной родственнице этого семейства Текле Юстине Кржижановской.

Вскоре у пары родилась дочь Людвика, а в 1810 году родился сын, которого назвали Фридерик Францишек. Относительно даты рождения композитора имеются разногласия. Согласно метрических записей он родился 22 февраля, но сам всегда называл днём своего рождения 1 марта. И почему-то шопеноведы склонны верить именно ему, а не документам. Мало того, некоторые исследователи считают, что он родился не в 1810, а в 1809 году.

Существует два документа о крещении Шопена — запись в книге актов гражданского состояния, сделанная по-польски, и запись в метрической книге Броховского костёла, писанная на латыни.

Вот запись на латыни от 23 апреля 1810 года.

-2

А это акт на польском, датированный тем же числом.

-3

И там, и там написано, что младенец родился 22 февраля.

Мне всё-таки кажется, что правы ксёндзы, писавшие документы, а не Шопен. Сам Шопен помнить дату рождения не мог, знал её со слов родителей, а родители могли ошибиться. Они помнили, что сын родился в определённый день, ну, скажем, в четверг, но ошиблись на неделю. Год 1810 был простой, а не високосный, и 1 марта от 22 февраля отделяла ровно неделя.

И уж совсем странно считать, что Шопен мог родился годом ранее. Получается, что ксёндз, крестивший его, не смог отличить двухмесячного младенца от годовалого ребёнка?

С датой рождения Шопена разобрались. Теперь о том, кем он был и кем себя считал — поляком или французом. Отец его, как уже сказано, был французом, бóльшую часть жизни прожившим в Польше, а мать полькой. В семье Шопенов говорили по-польски, и именно польский был родным языком Фридерика, французский он выучил уже в лицее, говорил на нём с акцентом и писал с ошибками. Даже прожив в Париже много лет, он жаловался, что не очень хорошо владеет французским, что ему не хватает слов, чтобы выразить свои мысли и чувства на этом языке. Родители Шопена любили музыку, мать играла на фортепиано, поэтому Фридерика с детства окружала польская музыка — народные, городские, лирические и патриотические песни, звуки мазурки и полонеза. Таким образом, будучи по крови наполовину французом, наполовину поляком, Шопен с младенчества впитал в себя именно польскую, а не французскую культуру, душой и сердцем был поляком, патриотом, горячо любил свою родину. В Париже, вдали от Польши, он отдыхал душой в кругу польских эмигрантов, которых называл "своими". Сам себя он, безусловно, считал поляком. И зная, что скоро умрёт, завещал своё сердце похоронить в Варшаве.

Другие мои статьи о польской музыке читайте в подборке:

Польская музыка | Полонез Огинского | Дзен