Мы живем в удивительное время слома всех привычных стереотипов и правил автомобильного рынка. Еще пару лет назад любой свежий кроссовер с небольшим пробегом был для владельца настоящим активом и чуть ли не инвестицией. Люди покупали машины, ездили на них год или два, а потом продавали дороже цены покупки в рублях.
Эта иллюзия вечного роста цен настолько прочно засела в головах наших автолюбителей, что многие побежали за китайскими машинами с полной уверенностью в их будущей ликвидности. Менеджеры в салонах пели нам сладкие песни о том, что Haval F7 - это новая Toyota RAV4, которая с годами только дорожает как хорошее вино. Но суровая реальность 2024 года расставила все по своим местам и больно ударила по карману тех, кто решил обновить свой автопарк.
История одного владельца Haval F7 наглядно показывает всю трагедию вторичного рынка китайских автомобилей. Человек купил рестайлинговый кроссовер в 2023 году. Это была не спонтанная покупка, а взвешенное решение, ведь F7 уже давно собирается под Тулой, запчасти есть везде, а машина изучена сервисами вдоль и поперек. Казалось бы, что может пойти не так при продаже свежего автомобиля, которому всего полтора года и который находится еще на заводской гарантии? Но как только объявление появилось на популярных площадках, телефон предательски замолчал.
Владелец выставил машину по средней рыночной цене, ориентируясь на другие предложения. Прошел месяц, второй, третий. За четыре месяца не было ни одного реального просмотра. Люди просто добавляют объявление в избранное и молча наблюдают, как продавец медленно сходит с ума от безысходности. Цену пришлось снижать несколько раз. Сначала скинул символические пятьдесят тысяч, потом еще пятьдесят.
В итоге стоимость упала на 150 000 рублей от первоначальной и стала одной из самых низких в регионе. Но даже этот демпинг не оживил спрос. Самое страшное для продавца началось тогда, когда он попытался предложить машину перекупам и автосалонам на выкуп. Те, кто обычно с руками отрывают ликвидный товар, просто воротили нос или называли цену, от которой хотелось плакать.
Давайте посмотрим на ситуацию глазами покупателя и разберемся в причинах этого феномена. Открываем доску объявлений и видим десятки предложений по Haval F7 2023 года выпуска. Цены скачут в каком-то хаотичном диапазоне. Кто-то пытается продать машину за 2 413 000 рублей, надеясь вернуть свои кровные.
А рядом висит объявление точно такой же машины с пробегом 47 тысяч километров, но уже за 1 750 000 рублей. Разница составляет почти 700 тысяч рублей на абсолютно одинаковые автомобили одного года выпуска. Такой разброс цен напрочь убивает доверие покупателя. Человек видит эту вакханалию и думает, что с дешевыми машинами что-то не так, а дорогие просто не стоят своих денег. В итоге он закрывает вкладку и идет смотреть новые машины.
И это вторая глобальная проблема вторички. Конкурировать с дилерами сегодня невозможно. Покупатель с двумя миллионами в кармане стоит перед выбором. Купить ваш полуторагодовалый Haval F7 за 2.2 миллиона, но в кредит под 25-30 процентов годовых, так как льготных программ на б/у нет. Или пойти в салон, добавить совсем немного (или не добавлять вовсе, если рассматривать Haval Jolion или M6) и взять абсолютно новый автомобиль.
Дилеры сейчас заваливают клиентов скидками, выгодами за трейд-ин и субсидированными ставками по кредитам. Ежемесячный платеж за новую машину часто выходит меньше, чем за подержанную. Какой смысл брать кота в мешке с пробегом 40 тысяч километров, если за эти же деньги можно выехать из салона на новой машине в пленке?
Третий гвоздь в крышку гроба ликвидности забивает сама компания Haval и другие китайские производители. Они обновляют модельный ряд с такой скоростью, словно выпускают смартфоны. Буквально недавно вышло совершенно новое поколение Haval F7, которое выглядит как космический корабль и напичкано опциями под завязку.
На его фоне рестайлинг 2023 года моментально превратился в устаревший морально автомобиль. Покупатель хочет ездить на актуальной модели, а не на «прошлом веке», пусть и выпущенном всего год назад. Это чисто психологический момент, который очень сильно давит на цены.
Но самое интересное сравнение приходит в голову, когда смотришь на цены старых европейских автомобилей. Вот где настоящий сюрреализм нашего рынка. Вы не можете продать современный, технологичный Haval F7 2023 года за вменяемые деньги, а рядом продается Renault Duster первого поколения 2015 года. За десятилетний французский кроссовер на механике с пробегом под 90 тысяч километров просят 1 559 000 рублей.
И самое удивительное, что этот Дастер купят. Его заберут, потому что люди верят в магию французской надежности, в чугунные моторы и в то, что эта машина переживет ядерную войну. А в китайский турбомотор и робот с двумя сцеплениями веры у народа пока нет, особенно на вторичном рынке, где гарантия уже не так греет душу.
Получается парадоксальная ситуация. Владелец Haval F7 потерял на амортизации за полтора года огромную сумму. Если считать разницу между ценой покупки в 2023 году (тогда они стоили под 3 миллиона в топе) и реальной ценой продажи сегодня в районе 1.8 - 1.9 миллиона, то потери составляют более миллиона рублей. Это стоимость владения премиального немецкого автомобиля в лучшие годы. Китайский масс-маркет оказался золотым в содержании именно из-за потери стоимости.
Перекупы тоже не дураки. Они прекрасно видят эту тенденцию. Зачем им замораживать два миллиона рублей в машине, которая может висеть месяцами и дешеветь с каждым днем? Им проще прокрутить эти деньги на трех Солярисах или Грантах, которые улетают как горячие пирожки. Haval F7 для них - это токсичный актив, с которым лучше не связываться, если только цена не будет совсем бросовой, где-то в районе полутора миллионов. Но отдавать почти новую машину за полтора миллиона владельцу психологически невыносимо.
В итоге продавец оказывается в ловушке. Ездить на машине он уже не хочет, а продать ее за нормальные деньги не может. Остается либо отдавать за бесценок в трейд-ин в обмен на очередного китайца и снова влезать в эту кабалу, либо продолжать ездить самому, пока машина окончательно не обесценится. Сказка о том, что китайские автомобили стали ликвидными, разбилась о суровую реальность перенасыщенного рынка и высоких кредитных ставок.
Мы должны признать новый факт нашей реальности: китайский автомобиль - это покупка навсегда. Ну или до тех пор, пока вы не будете готовы подарить его следующему владельцу за полцены. Времена, когда можно было покататься и продать в плюс, ушли безвозвратно. Теперь за комфорт и технологии нужно платить рублем, и плата эта взимается не на кассе автосалона, а в момент продажи вашего авто на вторичном рынке.
А вы готовы потерять миллион рублей за полтора года владения китайским кроссовером, или предпочтете купить десятилетний Дастер, который в цене уже вряд ли упадет? Жду ваши комментарии под статьей.