Найти в Дзене
ВИЛКА

Стиль РОК-ЗВЕЗД. Самые узнаваемые и цитируемые.

«Рок-н-ролл — это не просто музыка. Это вирус. Он проникает в уши, чтобы захватить тело, а потом требует визуального воплощения». — ВИЛКА
Мик Джаггер, чьи бедра и губы дирижировали целой эпохой, однажды сказал на Met Gala 1999 (тогда темой бала и выставки была «Рок-стиль»: «Рок-н-ролл и мода — это два сапога пара».
В этой небрежной, почти хулиганской фразе — вся суть. Вы не можете слушать хриплый вой джаггеровского вокала, не представляя его развевающихся, почти театральных рубашек. Нельзя отделить пронзительный вой гитары Хендрикса от психоделического водоворота его бархатного кафтана. Звуковая атака панка была бы неполной без рваных футболок и булавок Сида Вишеса, а тоскливая меланхолия The Cure — без падающих на подведенные глаза волос Роберта Смита. Патти Смит Потому что рок — это вызов. И этот вызов должен быть виден за версту. С самого начала он был голосом тех, кто не вписывается. Но чтобы этот голос услышали, нужно было сначала привлечь внимание. Одежда, грим, поза становили
Оглавление

«Рок-н-ролл — это не просто музыка. Это вирус. Он проникает в уши, чтобы захватить тело, а потом требует визуального воплощения». — ВИЛКА


Мик Джаггер, чьи бедра и губы дирижировали целой эпохой, однажды сказал на Met Gala 1999 (тогда темой бала и выставки была «Рок-стиль»: «Рок-н-ролл и мода — это два сапога пара».

В этой небрежной, почти хулиганской фразе — вся суть. Вы не можете слушать хриплый вой джаггеровского вокала, не представляя его развевающихся, почти театральных рубашек. Нельзя отделить пронзительный вой гитары Хендрикса от психоделического водоворота его бархатного кафтана. Звуковая атака панка была бы неполной без рваных футболок и булавок Сида Вишеса, а тоскливая меланхолия The Cure — без падающих на подведенные глаза волос Роберта Смита.

Патти Смит
Патти Смит

Потому что рок — это вызов. И этот вызов должен быть виден за версту. С самого начала он был голосом тех, кто не вписывается. Но чтобы этот голос услышали, нужно было сначала привлечь внимание. Одежда, грим, поза становились мощнейшим риторическим приёмом, невербальным манифестом. Мода для рок-икон — это не каприз и не украшательство. Это продолжение звука, его телесное воплощение. Это доспехи для битвы со скукой, униформой и условностями. Это способ сказать: «Я другой» еще до того, как ты взял в руки пластинку.

Рок музыканты не следовали трендам — они их взрывали изнутри, создавая новые племена по своему образу и подобию. Они шили себе костюмы из бахромы, кожи, латекса и чужого презрения, а потом раздавали выкройки миллионам. Каждый культовый образ — это не просто «стиль», это идея, облечённая в плоть и ткань.

Боб Дилан
Боб Дилан

Джимми Хендрикс

Если рок-н-ролл и мода — два сапога пара, то Джимми Хендрикс обул их на разные ноги, поджег и станцевал танец, от которого загорелась вся эпоха. Он был не просто гитаристом — он был ходячей психоделической сессией, где звук материализовался в бархат, а фри-джаз души претворялся в невероятные, почти мистические силуэты.

Он не носил одежду. Он носил видения. Точнее, позволял им носить себя. Его сцена была полотном, а его тело — кистью, размазывающей по нему клубящиеся краски: коралловые бархатные брюки, из которых, казалось, вот-вот прорастут лианы; куртки армейского сукна, осыпанные бахромой, словно слезами протеста против самой войны или шелковые блузы с воротниками до подбородка.

Джимми Хендрикс
Джимми Хендрикс

И в этом была его революция. До Хендрикса черный рок-музыкант на большой сцене должен был соответствовать строгим, почти картинным канонам — костюм, галстук, улыбка. Джимми взял эти рамки и расплавил их теплом своей фантазии. Он доказал, что черный артист может быть не просто джентльменом со сцены, а кочевником, волшебником, денди апокалипсиса

Мик Джаггер

Если Джимми Хендрикс был шаманом, материализующим видения, то Мик Джаггер стал архитектором рок-н-ролльной позы. Его вклад в моду — это не столько конкретные предметы гардероба, сколько язык тела, облечённый в ткань. Он взял саму суть вызова, сжал её в кулак и засунул в обтягивающие штаны.

В то время как The Beatles отшлифовывали свой «пиджачный» этап, Джаггер и его Rolling Stones сознательно выбирали эстетику «анти-пиджака». Это был не просто выбор одежды — это была идеологическая декларация. Их образ строился на контрасте, на вызывающей небрежности, граничащей с циничным гламуром. И Мик был его живым манифестом.

Мик Джаггер
Мик Джаггер

Джаггер легализовал андрогинность как форму мужской силы. Он носил женские блузы с рюшами, шёлковые шарфы, тюрбаны и меха не для того, чтобы выглядеть как женщина, а чтобы выглядеть как Мик Джаггер — существо, для которого пол был лишь одним из красок в палитре. Он отделил сексуальность от мужественности, показав, что они могут существовать отдельно, создавая невероятное, магнетическое напряжение. Его стиль говорил: «Я могу быть всем — уличным хулиганом, декадентским аристократом, цыганским танцором — и каждую из этих ролей я проживу на пределе».

Дэвид Боуи

Боуи понял то, до чего другие только дотягивались: в эпоху масс-медиа рок-звезда больше не человек. Это концепт, миф, самоисполняющееся пророчество. И свой миф он решил не просто прожить, а сшить на заказ, примерить и, когда станет тесен, — бестрепетно сбросить. Каждый его альбом — не просто пластинка, а презентация новой коллекции от кутюр для новой версии себя.

Зигги Стардаст — был не просто не костюмом. Это инопланетный скафандр для рок-н-ролла. Асимметричные комбинезоны, созданные японским дизайнером Кансаем Ямамото, футуристические платформы, огненно-рыжий вихор и молния, нарисованная на лице, — это был не образ, а инвазия. Боуи-Зигги стер границы между человеком и артефактом, между музыкантом и персонажем комикса, между сценой и другой планетой.

Дэвид Боуи
Дэвид Боуи

Но Боуи не застрял в одном амплуа. Он был великим метаморфом. «Тонкий Белый Герцог» в безупречных костюмах-тройках, с ледяной проседью и холодным взглядом — это был антипод Зигги, денди-нарцисс, выточенный изо льда и кокаина. Затем — романтичный поп-идол в ярких пиджаках, рыцарь «героинового шика» Берлина в простых рубашках и шляпах-федорах. Каждая перемена была не сменой наряда, а сменой личности, полной метаморфозой души, выставленной напоказ.

Его величайший вклад — санкция на тотальную искусственность. Он доказал, что подлинность — не в том, чтобы быть «собой», а в бесконечной смелости выдумывать себя заново.

Дебби Харри

Пока панк ненавидел гламур, а диско презирало бунт, Дебби Гарри явилась с абсолютно новой формулой. Она взяла ледяную эстетику Манхэттена, уличную дерзость панка и сияние поп-иконы, смешала их в коктейль «Кровавая Мэри» и сделала глоток, не моргнув глазом. Её стиль с Blondie — это не просто образ, а стратегия. Точный, выверенный до миллиметра взлом системы.

Дебби Гарри обнажила механику секс-символизма, чтобы им управлять. Она надела обтягивающие платья и мини-юбки, но носила их с позой и взглядом уличного бойца. Она сочетала кружевной топ с рваной кожаной курткой и кроссовками. Её фирменная красная помада и чёрная подводка были не для соблазна, а для обозначения границ — ярких, чётких и непреодолимых. Это был макияж как боевой раскрас.

Дебби Харри
Дебби Харри

Она стала мостом между андеграундом и мейнстримом. Её образ был понятен уличной панк-тусовке (простота, чёрное, кожа, дерзость) и при этом ослепляюще ярок для телеэкранов. Она доказала, что можно быть иконой стиля, не отрываясь от асфальта, на котором выросла. В её гардеробе сочетались вещи из Trash and Vaudeville (магазин в Нью-Йорке, связанный со стилями одежды панк-рока и других контркультурных движений) и блестящие сценичные комбинезоны, сшитые Стивеном Спраузом, — дизайнером, который ловил её волну электрического шика.

Сид Вишес

Если все предыдущие герои — от Хендрикса до Боуи — были художниками, творившими свои миры из ткани, света и смысла, то Сид Вишес стал перформансом по уничтожению самого понятия «костюм». Его вклад в моду — это не эстетика, а этика. Этика тотального отрицания. Он не создавал образ — он явил миру голый нерв эпохи, завернутый в рваный полиэтилен и приколотый английской булавкой.

Сид был живой инсталляцией идеи «сделай сам» (DIY), доведённой до абсурда и саморазрушения. Он не шил костюмы — он калечил одежду. Он не наносил макияж — он царапал себе лицо булавками. Его образ кричал: «Стиль — это ложь. Единственная правда — это разрушение, и я ношу его на себе, как прокажённый носит свои язвы».

Сид Вишес
Сид Вишес

Его влияние чудовищно и абсолютно. Он вывел моду за пределы эстетики в область чистого жеста. После него всё могло быть одеждой — мусорный пакет, колючая проволока, политический лозунг, кровь. Он развязал руки тем, кто придёт после: индустриальным, готическим, грайндкор-сценам — всем, для кого красота заключается в правде уродства, шока и распада.

Можно долго обозревать стиль многих и многих рок-звезд, но я решил рассказать о психоделическом стиле 60х в лице Хендрикса, о рок-н-рольном короле 60х и 70х Джаггере, о метаморфе поп и рок музыке Боуи, о сексуальной арри и о главном панке в истории Вишесе.

Достойные упоминания в следующих коллажах:

Лиам Галлахер (Oasis)
Лиам Галлахер (Oasis)
Роберт Плант (Led Zeppelin)
Роберт Плант (Led Zeppelin)
Моррисси (The Smiths)
Моррисси (The Smiths)
Курт Кобейн (Nirvana)
Курт Кобейн (Nirvana)
Ленни Кравиц
Ленни Кравиц