Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Слава как фактор риска: почему известные музыканты умирают раньше

Публичный успех принято воспринимать как социальный лифт, источник финансовой независимости и символ самореализации. Однако новое исследование европейских и американских ученых показывает, что для профессиональных певцов слава сама по себе может становиться самостоятельным фактором повышенного риска ранней смерти, пишет The Guardian. Фото: Freepik Анализ данных выявил, что известные исполнители в среднем умирают почти на пять лет раньше, чем их менее известные коллеги. Причем этот разрыв объясняется не образом жизни как таковым, не профессией и не жанром, а именно уровнем известности. Исследование опубликовано в Journal of Epidemiology & Community Health. Его старший автор — профессор личностной психологии и психодиагностики Университета Виттен/Хердеке Михаэль Дуфнер. Особенно уязвимы оказались сольные артисты. В сравнении с фронтменами популярных групп они демонстрируют более высокие показатели смертности. Участие в коллективе, по данным авторов, снижает риск смерти примерно на 26% по

Публичный успех принято воспринимать как социальный лифт, источник финансовой независимости и символ самореализации. Однако новое исследование европейских и американских ученых показывает, что для профессиональных певцов слава сама по себе может становиться самостоятельным фактором повышенного риска ранней смерти, пишет The Guardian.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Анализ данных выявил, что известные исполнители в среднем умирают почти на пять лет раньше, чем их менее известные коллеги. Причем этот разрыв объясняется не образом жизни как таковым, не профессией и не жанром, а именно уровнем известности.

Исследование опубликовано в Journal of Epidemiology & Community Health. Его старший автор — профессор личностной психологии и психодиагностики Университета Виттен/Хердеке Михаэль Дуфнер.

Особенно уязвимы оказались сольные артисты. В сравнении с фронтменами популярных групп они демонстрируют более высокие показатели смертности. Участие в коллективе, по данным авторов, снижает риск смерти примерно на 26% по сравнению с сольной карьерой. Однако даже с этим «буфером» знаменитые певцы в целом имели на 33% более высокую вероятность смерти в изучаемый период, чем сопоставимые по всем параметрам менее известные исполнители. Средняя разница в ожидаемой продолжительности жизни составила минус 4,6 года.

Выборка включала 324 известных сольных певца и ведущих вокалистов групп. Для корректности сравнения им подбирали «пары» из менее известных музыкантов того же возраста, пола, национальности, этнического происхождения и музыкального направления. Чтобы накопить достаточную статистику по смертности, исследователи сосредоточились на артистах, активно работавших с 1950-х по 1990-е годы.

Портрет выборки отражает историческую структуру индустрии: большинство участников — белые мужчины-рокеры из США. Черные исполнители составили 19%, женщины — 16,5%. Более половины музыкантов выступали в составе групп. Самый старший участник родился в 1910 году, самый младший — в 1975-м. В среднем знаменитые исполнители доживали до 75 лет, тогда как их менее известные коллеги — до 79 лет.

Важно, что повышенный риск смертности проявлялся только после того, как артист становился известным. До этого момента статистических различий между группами не наблюдалось. Это усиливает гипотезу о том, что именно слава выступает триггером неблагоприятных изменений, а не исходные особенности здоровья или биографии.

Каким образом известность может сокращать жизнь — вопрос пока открытый. Среди наиболее вероятных факторов авторы исследования называют постоянное общественное давление, утрату приватности, гастрольный режим с хроническим нарушением сна, нормализацию употребления алкоголя и наркотиков, а также социальную изоляцию, особенно характерную для сольных исполнителей. Не исключается и влияние личностных характеристик и тяжелого жизненного опыта, которые одновременно могут усиливать стремление к славе и уязвимость к ее последствиям.

Говоря о практических выводах для артистов, Дуфнер подчеркивает важность регулярного «выхода» из публичного режима, сохранения социальных связей вне индустрии и осознанного контроля профессиональной нагрузки. По его словам, полезны периодические паузы, возвращение к семье и старым друзьям, а также критическая переоценка собственного образа жизни.

Доцент Вестминстерского университета доктор Салли Энн Гросс отмечает, что результаты исследования точно отражают современную логику музыкальной индустрии — гиперконкурентной, зависимой от социальных сетей и усиливающей изоляцию артистов. По ее словам, сегодня слава все чаще «работает не на включенность, а на одиночество» и приобретает признаки токсичной среды.

При этом она подчеркивает, что внутри индустрии существует устойчивый запрос на изменение практик — от работы менеджмента до условий гастрольной деятельности. Однако сама природа славы создает уникальные риски: от нее невозможно просто отказаться или «лечить» ее как зависимость. Она не находится под полным контролем самого артиста.

PS: Ставьте лайк и подписывайтесь на «Ведомости» в Telegram и MAX

Третья российская теннисистка за два месяца объявила о смене гражданства
В России заблокировали Facetime
Микропенсии как средство от выгорания | ВЕДЫ
Как рубль отреагирует на резкое увеличение объема продаж валюты Минфином
Решетников: экономика в России переживает масштабные преобразования