Найти в Дзене

ТРАВМА МОЛЧАНИЯ: КАК ОПЫТ ИЗ ДЕТСТВА ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ В ТЕЛЕ И ПОВЕДЕНИИ

ТРАВМА МОЛЧАНИЯ: КАК ОПЫТ ИЗ ДЕТСТВА ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ В ТЕЛЕ И ПОВЕДЕНИИ про невыраженные эмоции, запреты на чувства и «безмолвное» воспитание в 90-х. Я родилась в 80-х и хорошо помню те самые молчаливые 90-е, когда в семье редко говорили о чувствах. Мы росли среди взрослых, которых жизнь буквально бросала из стороны в сторону: резкие перемены, куча неопределенности, отсутствие хоть какой-то стабильности и постоянная необходимость «справляться» или даже «выживать» - все это съедало их эмоциональные ресурсы. И я помню это ощущение, вроде рядом близкие люди, но как будто все живут на каком-то внутреннем «режиме тишины». Возможно, сами того не замечая, родители передавали своим детям единственный доступный им тогда способ справляться - сжиматься, терпеть, молчать. Дети подстраивались: становились тихими и удобными, старались «не занимать лишнего пространства», быстро взрослели и были осторожны в проявлении своих чувств. Нам правда редко объясняли, что делать с тревогой, злостью или обидой,

ТРАВМА МОЛЧАНИЯ: КАК ОПЫТ ИЗ ДЕТСТВА ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ В ТЕЛЕ И ПОВЕДЕНИИ

про невыраженные эмоции, запреты на чувства и «безмолвное» воспитание в 90-х.

Я родилась в 80-х и хорошо помню те самые молчаливые 90-е, когда в семье редко говорили о чувствах. Мы росли среди взрослых, которых жизнь буквально бросала из стороны в сторону: резкие перемены, куча неопределенности, отсутствие хоть какой-то стабильности и постоянная необходимость «справляться» или даже «выживать» - все это съедало их эмоциональные ресурсы. И я помню это ощущение, вроде рядом близкие люди, но как будто все живут на каком-то внутреннем «режиме тишины».

Возможно, сами того не замечая, родители передавали своим детям единственный доступный им тогда способ справляться - сжиматься, терпеть, молчать.

Дети подстраивались: становились тихими и удобными, старались «не занимать лишнего пространства», быстро взрослели и были осторожны в проявлении своих чувств.

Нам правда редко объясняли, что делать с тревогой, злостью или обидой, чаще говорили «потерпи», «не плачь», «не драматизируй» или «не выдумвай». И что интересно, это слышалось не только дома. Это говорили воспитатели, учителя, даже случайные взрослые.

Но подавленные эмоции никуда не исчезают: они продолжают жить в теле,

в реакциях, в привычках, в том, как человек строит отношения уже во взрослом возрасте.

ЧТО ТАКОЕ «ТРАВМА МОЛЧАНИЯ»

Травма молчания — это опыт, когда ребенок регулярно сталкивается с запретом выражать свои чувства, его чувства как будто «лишние».

Страх, грусть, злость, обида или даже радость будто «неуместны», и постепенно он привыкает прятать все самое живое внутри себя.

🫥 Он становится удобным, тихим, осторожным, слишком рано берет на себя «взрослость», чтобы не тревожить и не нагружать взрослых. Со временем это перестает быть выбором и превращается в автоматический способ выживания. Не от хорошей жизни, а из необходимости.

Инна Никитина, клинический психолог,

гештальт терапевт, член РПА

ТГ канал @Innavchemprichina

www.nikitinainna.ru

📙 sopzofficial