Найти в Дзене

Большая и массовая литература: разделял ещё Сократ

В писательском мире есть такое деление, об этом много говорят, например, что в нынешнее время происходит слияние этих «жанров» или «направление» (не знаю, как правильно назвать). Фокусом большой литературой в интернете называют большие проблемы, место человека в мире, философские проблемы (видимо, какая-то современная проза и автофикшен). Жанровая литература — это книжки для развлечения (триллеры, сентиментальные и любовные романы и т.д.). Так вот, недавно я нашла истоки такого деления у Сократа. Вычитала про это в книге «История эстетики» Гилберта и Куна. Вот что там было написано: «Сапожник, очевидно, владеет искусством делать обувь, и это мастерство предполагает двоякие знания: 1) той цели, которая ставится при изготовлении продукции (она определяется в данном случае специфическими особенностями обуви); 2) соответствующих способов производства. Точно так же искусство врача предусматривает, во-первых, знание здоровья как его прямой цели, то есть блага; во-вторых, знание медицинских

В писательском мире есть такое деление, об этом много говорят, например, что в нынешнее время происходит слияние этих «жанров» или «направление» (не знаю, как правильно назвать).

Фокусом большой литературой в интернете называют большие проблемы, место человека в мире, философские проблемы (видимо, какая-то современная проза и автофикшен).

Жанровая литература — это книжки для развлечения (триллеры, сентиментальные и любовные романы и т.д.).

Так вот, недавно я нашла истоки такого деления у Сократа. Вычитала про это в книге «История эстетики» Гилберта и Куна. Вот что там было написано:

«Сапожник, очевидно, владеет искусством делать обувь, и это мастерство предполагает двоякие знания:
1) той цели, которая ставится при изготовлении продукции (она определяется в данном случае специфическими особенностями обуви);
2) соответствующих способов производства.
Точно так же искусство врача предусматривает, во-первых, знание здоровья как его прямой цели, то есть блага; во-вторых, знание медицинских приёмов лечения или средства достигнуть этого блага».
«Сократ требовал строгого разграничения цели и средств, закладывая тем самым основу рационального анализа искусства, развитого впоследствии Платоном и Аристотелем».

Способы производства (инструменты), получается, могут быть одинаковы как у творца обычного искусства, так и у творца искусства изящного. А вот цели у них якобы разные.

Творец «высокого» или «изящного» искусства (держим в голове «большую литературу») творит ради одного лишь блага («блага в себе»), а творец не-изящного искусства — ради коммерческого интереса.

«Такое разграничение соответствует разнице между (1) видами искусства, которые относятся к определённой функции в жизни человека, и (2) видами искусства, касающимися человеческой жизни в целом».
«Совершенно очевидно, что все ручные виды искусства или мастерства, включая искусство медицины (ибо жизнь в биологическом смысле не является жизнью в целом), подпадают под первую рубрику. Идеальным достижением в области второй группы видов искусства является мудрость, а её предпосылкой — философия».

🤔

🤔🤔

Мне есть что возразить:

Во-первых, при желании мудрость можно извлечь из всего — даже из опыта прочтения 💩 книги.

Во-вторых, в нынешнем мире, не-античном мире, где нет рабов и крупных капиталов у большинства писателей, странно предположить, что кто-то пишет литературу без надежды её издать и продавать. Даже мастера боллитры, как ещё называют большую литературу, не отказываются ни от возможности быть изданными, ни денежных премий на конкурсах.

И, в-третьих, учитывая, как много писателей живут исключительно писательским трудом, я бы сказала, что вся литература у нас пишется с надеждой на продажи, но в итоге получается ради «блага в себе»😁

Ещё:

Высокое искусство - это фикция?

Абстрактный экспрессионизм: как играть в интеллектуальную элиту?