Найти в Дзене
Adekvatno.online

Чем занимается детский психолог и когда требуется его помощь?

Детская психология была выделена как отдельное направление относительно недавно - в конце XIX века. До этого дети считались «маленькими взрослыми» и никто не заморачивался тем, как устроена психика детей. Но в современном мире уже научно доказано как сильно отличается психика взрослого человека от психики ребенка. Детский психолог знает о возрастных особенностях и этапах развития детской психики и мозга, и подбирает слова и методы работы в соответствии с уровнем развития детской психики. Детский психолог команды психологов Adekvatno.online Журавская Наталья объяснит в чем отличие детского психолога от взрослого и когда реально нужно обратиться за помощью. Основные отличия детской психики от психики взрослого человека Основные отличия детской психики от взрослой проявляются в разных сферах: восприятии мира, мышлении, эмоциях и воле. Эти отличия связаны с возрастными изменениями и накоплением опыта. Восприятие мира. Ребёнок активно исследует мир с помощью органов чувств (зрения, слуха
Оглавление

Детская психология была выделена как отдельное направление относительно недавно - в конце XIX века. До этого дети считались «маленькими взрослыми» и никто не заморачивался тем, как устроена психика детей.

Но в современном мире уже научно доказано как сильно отличается психика взрослого человека от психики ребенка.

Детский психолог знает о возрастных особенностях и этапах развития детской психики и мозга, и подбирает слова и методы работы в соответствии с уровнем развития детской психики.

Детский психолог команды психологов Adekvatno.online Журавская Наталья объяснит в чем отличие детского психолога от взрослого и когда реально нужно обратиться за помощью.

Основные отличия детской психики от психики взрослого человека

Основные отличия детской психики от взрослой проявляются в разных сферах: восприятии мира, мышлении, эмоциях и воле. Эти отличия связаны с возрастными изменениями и накоплением опыта.

-2

  1. Восприятие мира. Ребёнок активно исследует мир с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания), и для развития психики критически важно как проходит развитие ребенка с точки зрения физиологии. Взрослый человек реалистично воспринимает себя и окружающий мир, осознаёт свои возможности и ограничения
  2. Мышление. Развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому. Мозг ребенка сильно отличается от мозга взрослого человека, по чисто биологическим причинам, детям недоступен полный функционал, свойственный взрослому: анализировать, решать проблемы и принимать решения, понимать и предугадывать последствия принятых решений, мотивация.
  3. Эмоции. Ребенку вначале развития доступны лишь базовые эмоции, с возрастом эмоциональный мир становится богаче, появляются более тонкие оттенки чувств, но ему пока трудно справляться с сильными эмоциями. Взрослый человек способен переживать противоречивые и амбивалентные эмоции и чувства, а также выдерживать их.
  4. Воля. Волевая регуляция у ребенка пока ещё не сформирована. Постепенно, подрастая, ребёнок овладевает навыком самоконтроля. Взрослый человек (в норме) обладает необходимым уровнем самоконтроля для постановки цели, принятия решения, управления эмоциями или поведением.

Этапы работы с детским психологом

1. Собрать анамнез

Первая встреча проходит с родителем или опекуном ребенка, так как дети часто могут не знать деталей своего медицинского анамнеза или семейной истории, ведь их обычно оберегают от трагических событий или сложных диагнозов.

Исключения составляют самостоятельно обратившиеся подростки: здесь мы идем исходя из трудностей, с которым столкнулся ребенок. На этом этапе также очень важно понять суть проблемы и определить, что в результате вы хотите получить.

-3

2. Определить клиента

Далее мы определяем клиента терапии. Да-да, вы не ослышались. Не все запросы требуют вовлечения ребенка! Чаще всего (особенно с детьми до подросткового возраста) работать необходимо с родителями, а в идеале - со всей семейной системой!

  • Если клиентом оказывается ребенок (это приблизительно менее 10% случаев), то работаем с ребенком, или с парой ребенок+родитель/опекун, или отдельно ребенок и отдельно родитель.
  • Если в процессе консультации психолог определяет, что трудности связаны с личными проблемами родителей, то они направляются к другому терапевту, а ребенок остается в связке с детским психологом.
  • Если помощь ребенку оказывается не нужна/вторична, а психолог может работать со взрослыми, то родители/опекуны могут остаться в личной терапии с этим психологом.
  • Если ребенку требуется помощь смежного специалиста - логопеда, детского психиатра, дефектолога, невролога, или врача иного направления - то психолог может направить к соответствующему специалисту.

3. Определить длительность терапии и подход

Важно помнить, что работая с детьми, психологу может потребоваться больше времени, чтобы наладить доверительный контакт с ребенком, а доверие и безопасность - необходимая база для эффективной терапии.

Время на построение терапевтических отношений сильно зависит как от личности ребенка так и от личности самого терапевта. Стоить набраться терпения и быть готовым к длительной терапии.

Идеально было бы работать со всеми членами семьи в системной семейной терапии, но идеальные ситуации крайне редко встречаются в жизни, поэтому родители/опекуны могут выбрать комфортный и подходящий под их запрос подход в терапии (гештальт, КПТ, телесная и тд), а ребенок работает с детским психологом.

С чем приходят к детскому психологу

Очень часто жалобы родителей звучат как «почините моего ребенка, с ним что-то не так», но под этими словами могут скрываться следующие трудности:

-4
  • Стресс, тревожность, страхи
  • Депрессия и печальные настроения, проживание горя
  • Адаптация к изменениям(переезды, смена школы)
  • Возрастные кризисы
  • Рождение сиблингов
  • Развод родителей
  • Социальные трудности(нет друзей, буллинг, конфликты в школе)
  • Наладить отношения в семье
  • Агрессивное поведение в школе или дома
  • Отсутствие дисциплины и самостоятельности

Когда пора обратиться за помощью к детскому психологу?

  • Отсутствие интереса (детям свойственно любопытство, если ничего не занимает ребенка - это тревожный сигнал)
  • Агрессия и раздражительность
  • Трудности с выражением эмоций
  • Повышенная тревожность и страхи
  • Проблемы в общении со сверстниками, учителями, членами семьи
  • Низкая учебная мотивация(может быть симптомом нарушения развития)
  • Перепады настроения (могут быть симптомом начала развития заболевания)
  • Частые болезни (могут быть реакцией на не безопасную атмосферу в семье)
  • Жестокость к животным, другим детям, сиблингам
  • Изменение в поведении, ребенка как будто «подменили» (может являться сигналом психологической травмы, сильных переживаний)

Пример работы с клиентом

Ко мне в работу пришла семейная пара, 3 детей, старший ребенок 11 лет, у которого отсутствует мотивация что-либо делать, лень, нежелание общаться со старшим родственником, невежливое/грубое отношение к нему.

-5

В результате 1 консультации были прояснены следующие моменты:

  1. Оказалось, что ребенок занят в более, чем 7(!) кружках дополнительного образования, и он элементарно устал, а не ленится!
  2. Дедушку, с которым ребенок плохо общался, не любит вся семья, он невероятно токсичный и неприятный человек, просто никто не признает это вслух.
  3. Нашли несколько способов наладить режим дня и выделить время на отдых, пришлось пересмотреть необходимость некоторых кружков(оказалось, это родители хотели, чтобы ребенок их посещал, а самому ребенку они даже не нравятся)
  4. Придумали новые идеи как провести совместный семейный досуг для сплочения семьи и укрепления отношений.
  5. Родители почувствовали себя более спокойно, осознав, что с их ребенком все в порядке.

Иногда взгляда со стороны бывает достаточно, чтобы разобраться в сложившейся ситуации.

На портале Adekvatno.online можно выбрать психолога конкретного направления работы либо для конкретного запроса.

Материал статьи подготовлен детским психологом и кпт-терапевтом команды Adekvatno.online Журавской Натальей.