Найти в Дзене
Строительный мир

Сибирский «подземный небоскреб»: почему новая станция в Красноярске удивила даже московских инженеров

Красноярск замер в ожидании грандиозного события, которое навсегда изменит транспортный облик города, ведь на улице Копылова развернулась стройка поистине циклопических масштабов. Вместо привычных экскаваторов и траншей здесь возводят уникальный инженерный объект — гигантский подземный «стакан», уходящий в недра земли на глубину пятнадцатиэтажного дома. Местные жители и журналисты уже успели окрестить будущую станцию «самой глубокой в России», породив множество слухов и споров в социальных сетях. Однако реальность оказалась куда интереснее громких заголовков: инженеры применили здесь редчайшую технологию, которая ранее спасала только сложнейшие участки московского метрополитена. Пока скептики обсуждают сроки, строители день за днем вгрызаются в сложный сибирский грунт, создавая то, что еще вчера казалось невозможным долгостроем из девяностых. Давайте разберемся, что именно происходит за высоким строительным забором и почему этот котлован называют инженерным чудом Сибири. Миф о «самой г
Оглавление

Красноярск замер в ожидании грандиозного события, которое навсегда изменит транспортный облик города, ведь на улице Копылова развернулась стройка поистине циклопических масштабов. Вместо привычных экскаваторов и траншей здесь возводят уникальный инженерный объект — гигантский подземный «стакан», уходящий в недра земли на глубину пятнадцатиэтажного дома. Местные жители и журналисты уже успели окрестить будущую станцию «самой глубокой в России», породив множество слухов и споров в социальных сетях. Однако реальность оказалась куда интереснее громких заголовков: инженеры применили здесь редчайшую технологию, которая ранее спасала только сложнейшие участки московского метрополитена. Пока скептики обсуждают сроки, строители день за днем вгрызаются в сложный сибирский грунт, создавая то, что еще вчера казалось невозможным долгостроем из девяностых. Давайте разберемся, что именно происходит за высоким строительным забором и почему этот котлован называют инженерным чудом Сибири.

Миф о «самой глубокой» и суровая реальность цифр

(источник: dela.ru)
(источник: dela.ru)

Первое, с чем стоит разобраться раз и навсегда, — это громкий титул «самой глубокой станции страны», который поспешили присвоить строящемуся объекту некоторые СМИ. Давайте будем честны и обратимся к сухим фактам: пальма первенства в России (и одна из лидирующих позиций в мире) по-прежнему принадлежит Санкт-Петербургу. Знаменитая «Адмиралтейская» уводит пассажиров под землю на 86 метров, а московский «Парк Победы» — на 84 метра. Красноярская «Улица Копылова» с ее проектной глубиной монтажной камеры в 48,7 метра (и глубиной свайного основания до 60 метров) не бьет федеральные рекорды.

Однако это нисколько не умаляет грандиозности проекта. Для регионального метростроения, где станции обычно залегают на глубине 15–20 метров, спуск на 50 метров — это настоящий вызов. Это действительно самая глубокая точка всей первой линии красноярского метротрамвая. Представьте себе высоту 16-этажного жилого дома, только направленную не вверх, к облакам, а вниз, сквозь толщи глины и скальных пород. Именно на таком уровне будут ходить поезда, связывающие Октябрьский район с центром города. Такая глубина — не прихоть архитекторов, а суровая необходимость, продиктованная сложным рельефом Красноярска и плотной городской застройкой, которую нельзя потревожить.

«Стакан» вместо «коробки»: уникальная технология строительства

(источник: gorodprima.ru)
(источник: gorodprima.ru)

Главная «изюминка» стройки на Копылова кроется не столько в глубине, сколько в форме котлована. Традиционно монтажные камеры для щитов (откуда начинают свой путь подземные проходческие комплексы) делают прямоугольными. Это классика, проверенная десятилетиями. Но в Красноярске пошли другим, более тернистым, но эффективным путем. Здесь возводят идеально круглый котлован диаметром 80 метров. С высоты птичьего полета он напоминает гигантский бетонный колодец или кратер.

Почему именно круг? Все дело в физике сопротивления материалов. Цилиндрическая форма позволяет гораздо эффективнее распределять колоссальное давление грунта на стенки котлована. В условиях плотной застройки улицы Копылова, где каждый метр на счету, а риски просадки соседних зданий недопустимы, это решение стало спасительным. Подобная технология — большая редкость. В современной истории российского метростроения ее масштабно применяли только при возведении Большой кольцевой линии в Москве (например, на сложнейшей станции «Марьина Роща»). Тот факт, что столичные проектировщики из группы компаний «Моспроект-3» привезли эту передовую методику в Сибирь, говорит о высочайшем уровне ответственности перед городом.

Что скрывается на дне котлована?

Многие ошибочно полагают, что огромная яма нужна только для того, чтобы опустить туда проходческий щит. На самом деле, функционал этого подземного сооружения куда шире. Круглая камера на Копылова станет сердцем сложного технического узла. После того как тоннелепроходческие комплексы (ТПМК) завершат свою работу, котлован не засыплют.

Внутри этого 50-метрового цилиндра разместится жизненно важная инфраструктура: тягово-понизительная подстанция, обеспечивающая поезда энергией, мощнейшие вентиляционные установки, которые будут качать воздух под землю, и, конечно же, эвакуационные выходы. Инженерная задумка позволяет компактно «упаковать» все технические помещения в один объем, сэкономив драгоценное место на поверхности и сократив сроки работ. Сейчас рабочие заняты важнейшим этапом — укреплением стенок котлована. Для этого им предстоит погрузить в грунт 132 буросекущие сваи, создав непроницаемый бетонный контур.

Долгожданная мечта поколений

(источник: dela.ru)
(источник: dela.ru)

Нельзя забывать и социальный контекст этой стройки. Для многих красноярцев старшего поколения метро — это не просто транспорт, а несбывшаяся мечта молодости. Первые ковши грунта были вынуты еще в середине 90-х, но затем последовали десятилетия консервации, обещаний и разочарований. Огромные средства уходили на поддержание старых выработок в безопасном состоянии, а город продолжал задыхаться в пробках.

Перезагрузка проекта в формате «метротрамвая» (гибрида классического метро и трамвая) стала тем самым компромиссом, который позволил сдвинуть дело с мертвой точки. Использование существующей инфраструктуры в сочетании с новыми глубокими станциями вроде «Улицы Копылова» позволяет надеяться, что к 2026 году мы наконец услышим стук колес под землей. Губернатор Михаил Котюков уже озвучивает планы по продлению веток в спальные районы, что превращает нынешнюю стройку из локального проекта в начало новой транспортной эры для города-миллионника.

Взгляд в будущее: когда поедем?

На данный момент на площадке кипит работа. Половина из 132 свай уже заняла свои места, формируя контур будущего «стакана». В ближайшие месяцы сюда будут доставлены детали тоннелепроходческих комплексов. Планируется, что именно сюда, в этот глубокий котлован, придут щиты со стороны станций «Вокзальная» и «Высотная», соединив разрозненные участки в единую линию.

Всего первая ветка протянется на 11 километров и включит в себя шесть станций: от «Высотной» до «Улицы Шахтеров». Пять из них будут спрятаны под землей, а одна выйдет на поверхность. Это позволит связать левый берег скоростным коридором, минуя вечные пробки исторического центра. Для Красноярска, зажатого между сопками и Енисеем, появление внеуличного транспорта — это глоток свежего воздуха, в прямом и переносном смысле. Экологическая ситуация в городе требует, чтобы люди пересаживались с личных авто на электрический транспорт, и метротрамвай — главный аргумент в этом диалоге.

Конечно, впереди еще много сложностей: проходка тоннелей в обводненных грунтах, монтаж сложнейшей автоматики, отделка станций. Но глядя на то, как на улице Копылова растет вниз уникальный круглый котлован, хочется верить, что точка невозврата пройдена. Сибирь получает технологии, достойные столиц, а жители — надежду на то, что путь с работы домой перестанет быть ежедневным испытанием.

А как вы считаете, удастся ли строителям выдержать заявленные сроки и запустить движение уже в 2026 году? И верите ли вы, что метротрамвай реально решит проблему красноярских пробок или городу нужны другие развязки?

Ждем ваших мнений в комментариях! Обязательно подпишитесь на наш канал, чтобы следить за ходом этой исторической стройки — впереди самое интересное.