Найти в Дзене
Касса ТВ

Плата за маркировку — налог или нет? Что решил Верховный суд и чем это грозит обычным людям и малому бизнесу

В России уже несколько лет действует система обязательной маркировки товаров. Для большинства людей это что‑то из разряда «какие‑то QR‑коды на пачках и бутылках», и на этом понимание заканчивается. Однако для бизнеса, особенно малого, это — реальные расходы, бюрократия и риск штрафов. Недавно Верховный суд РФ рассматривал важное дело: предприниматель попытался доказать, что плата за коды маркировки — это по сути налоговый сбор, который незаконно ввели не через Налоговый кодекс, а через постановление правительства. Суд с ним не согласился. Разберём, что это значит для потребителей, для бизнеса и для будущего цен на товары. Попутно объясним, простыми словами, что такое маркировка, чем она отличается от налогов и почему вокруг неё столько споров. О чём было дело: кто судился и из‑за чего В Верховный суд РФ обратился индивидуальный предприниматель (ИП) Сергей Пугачёв. Чем он занимается? техническое обслуживание и ремонт автомобилей; продажа машинного масла и сопутствующих товаров, котор
Оглавление

В России уже несколько лет действует система обязательной маркировки товаров. Для большинства людей это что‑то из разряда «какие‑то QR‑коды на пачках и бутылках», и на этом понимание заканчивается. Однако для бизнеса, особенно малого, это — реальные расходы, бюрократия и риск штрафов.

Недавно Верховный суд РФ рассматривал важное дело: предприниматель попытался доказать, что плата за коды маркировки — это по сути налоговый сбор, который незаконно ввели не через Налоговый кодекс, а через постановление правительства. Суд с ним не согласился.

Разберём, что это значит для потребителей, для бизнеса и для будущего цен на товары. Попутно объясним, простыми словами, что такое маркировка, чем она отличается от налогов и почему вокруг неё столько споров.

О чём было дело: кто судился и из‑за чего

В Верховный суд РФ обратился индивидуальный предприниматель (ИП) Сергей Пугачёв.

Чем он занимается?

  • техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
  • продажа машинного масла и сопутствующих товаров, которые подлежат обязательной маркировке.

То есть это типичная небольшая компания/ИП в автосфере: ремонт, запчасти, масла, жидкости.

Что такое «обязательная маркировка» для таких товаров?

Государство установило, что ряд товаров (в том числе смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости в упаковке) должны иметь специальные коды маркировки.

Чтобы продавать такой товар, бизнес должен:

  1. Зарегистрироваться в системе маркировки («Честный ЗНАК»).
  2. Заказать коды маркировки для каждой единицы товара.
  3. Нанести эти коды на упаковку (или получить уже промаркированный товар от поставщика).
  4. Отчитываться о движении товара в системе.

И за каждый код нужно платить — по словам представителей Минпромторга, 50 копеек за один код.

Что не устроило ИП Пугачёва?

Он посчитал, что:

  • его обязывают заключать договор на получение кодов маркировки — это ограничивает свободу договора, то есть свободу самому решать, с кем и на каких условиях заключать контракт;
  • плата за коды фактически является налогом или сбором, но при этом: установлена не Налоговым кодексом, а постановлением правительства;
    возложена на бизнес как обязательство, хотя, по его мнению, это противоречит принципам гражданского права и налогового законодательства;
  • такая плата имеет фискальные признаки, то есть государство через неё получает деньги, как через налог/сбор, но не называет это налогом.

Поэтому истец попросил:

  • признать недействующими: пункт 8 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2024 года № 1683;
    абзац 37 пункта 2 Правил маркировки отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей в упаковке средствами идентификации, утверждённых этим постановлением;
  • указал, что эти нормы не соответствуют: статье 4 Налогового кодекса РФ (о том, как вводятся налоги и сборы);
    статьям 421 и 432 Гражданского кодекса РФ (свобода договора, условия заключения договора);
    статье 10 закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции и т.п.).

Что отвечали Минпромторг и Минфин: это не налог, а «плата за услугу»

Позиция Минпромторга (ответчик)

Представитель Минпромторга РФ заявил, что:

  • правила маркировки действуют ещё с 2019 года;
  • плата за 1 код — 50 копеек;
  • это всё часть государственной системы контроля за оборотом товаров.

Фактически: «система действует давно, условия всем известны, бизнес живёт с этим уже несколько лет».

Позиция Минфина: «это не налог и не сбор»

Представитель Минфина пояснил:

  • плата за маркировку — не налог и не сбор, а:
    плата за услуги по: предоставлению кодов маркировки;
    поддержанию системы мониторинга;
    прослеживанию товара от производителя до покупателя;
  • цель системы: защитить официальных производителей от контрафакта (подделок);
    защитить граждан от некачественной, опасной продукции;
  • система маркировки помогает считать и собирать налоги, так как: видно товарные потоки;
    проще отслеживать уплату НДС, акцизов и прочих налогов;
    стимулируется
    добровольная уплата налогов.

То есть государство честно говорит: маркировка помогает нам лучше контролировать оборот товаров и сбор налогов, но деньги за коды — это плата за инфраструктуру и сервис, а не за сам факт осуществления предпринимательской деятельности, как в случае налогов.

Позиция прокурора и итог решения суда

  • Прокурор попросила отказать в удовлетворении административного иска.
  • Судья Верховного суда Вячеслав Кириллов объявил резолютивную часть:

    «В удовлетворении административного искового заявления отказать».

Иначе говоря, Верховный суд поддержал позицию государства:

плата за маркировку — это не налог и не налоговый сбор, а предприниматель проиграл дело.

Что такое налог, сбор и плата за услугу — простыми словами

Чтобы понять весь смысл спора, нужно разобраться в терминах.

Налог

Налог — это обязательный, безвозмездный платёж, который:

  • устанавливается только законом (через Налоговый кодекс и федеральные законы);
  • обязателен для всех, кто подпадает под критерии (например, НДС платят те, кто продаёт товары/услуги, налог на доходы — те, кто получает доход, и т.п.);
  • уплачивается в бюджет (федеральный, региональный, местный);
  • за неуплату — штрафы, пени, блокировка счетов, уголовная ответственность в особо крупных случаях.

Ключевое: вы не получаете конкретную «услугу» за уплату налога. Это не как платная парковка или платная справка. Налог — это вклад в общий бюджет, из которого потом финансируются дороги, образование, армия и так далее.

Сбор

Сбор — это тоже обязательный платёж, но обычно:

  • взимается за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий (например, оформление паспорта, регистрация недвижимости, лицензия);
  • есть элемент персональной выгоды: вы платите, чтобы государство вам что‑то выдало, зарегистрировало, разрешило.

Но, как и налог:

  • это регулируется Налоговым кодексом или специальными законами;
  • это публичный платеж, связанный с полномочиями государства.

Плата за услугу (в понимании государства в этом споре)

Государство (в лице Минфина и Минпромторга) утверждает:

  • плата за коды маркировки — это не налог и не сбор;
  • это плата: за предоставление кода;
    за
    поддержку IT‑системы, через которую идёт обмен данными;
    за
    техническую инфраструктуру, без которой система маркировки не работает.

То есть такой платеж по смыслу ближе к:

  • абонентской плате за доступ к системе;
  • плате оператору, который обслуживает базу данных и сервис.

При этом государство исходит из того, что:

  • есть определённый оператор системы (в случае маркировки — ЦРПТ: Центр развития перспективных технологий), который: разрабатывает и обслуживает систему;
    генерирует коды;
    обеспечивает интеграцию с кассами, складскими системами и т.п.;
  • бизнес заключает с ним договор и платит именно за эту услугу.

Почему для предпринимателя это похоже на налог

Со стороны государства всё выглядит логично. Но со стороны малого бизнеса и логика, и эмоции — другие.

Обязательность и отсутствие выбора

Предприниматель говорит фактически следующее:

  • «Если я хочу продавать определённые товары (например, моторные масла), я обязан: вступить в систему;
    заключить договор;
    платить за каждый код;
  • отказаться от этого я не могу, иначе: я не смогу легально продавать товар;
    либо меня будут штрафовать за нарушение правил маркировки;
  • значит, это по сути обязательный, а не добровольный платёж».

Когда платёж обязателен, он в глазах предпринимателя похож на налог или сбор, даже если юридически его называют «платой за услугу».

Нет реальной «свободы договора»

По Гражданскому кодексу РФ действует принцип:

  • свобода договора — стороны свободны: заключать или не заключать договор;
    выбирать контрагента;
    определять условия.

В случае с маркировкой ситуация такая:

  • чтобы работать, предприниматель вынужден заключать договор именно с определённым оператором (монополия оператора);
  • отказаться от договора = лишиться возможности заниматься законной деятельностью в данной товарной группе;
  • о какой свободе договора можно говорить, если:
    либо заключай договор на наших условиях, либо уходи с рынка?

Отсюда вывод истца и его представителей:

это не обычный гражданско‑правовой договор, а маскированная форма обязательного публичного платежа.

Фискальные признаки

Когда истец и его представитель говорят о фискальных признаках, они имеют в виду:

  • платеж: обязателен;
    связан с осуществлением предпринимательской деятельности;
    взимается в системе, установленной государством;
    действует повсеместно и долгосрочно;
  • платёж, накладываемый властью, а не путём свободного рынка.

По их логике:

раз это не просто обычная коммерческая услуга, а элемент государственного регулирования, то и вводить такую плату нужно по правилам налогового права, а не по правилам гражданского.

Что такое система маркировки товаров и зачем она вообще нужна

Чтобы понять, почему государство так защищает систему, важно понимать, что это за проект и какие цели у него официально.

Что за коды и где мы их видим

Практически каждый из нас уже сталкивался с маркировкой:

  • на пачках сигарет;
  • на упаковке лекарств;
  • на обуви;
  • на одежде, особенно верхней;
  • на молочной продукции, бутилированной воде;
  • сейчас — на смазочных материалах и автохимии.

На упаковке часто есть:

  • Data Matrix код (как квадратный QR‑код);
  • при сканировании специальным приложением (например, «Честный ЗНАК») можно: увидеть данные о товаре;
    проверить, настоящий ли это товар, где произведён, когда введён в оборот и т.п.

Официальные цели системы маркировки

Государство заявляет следующие цели:

  1. Борьба с контрафактом и нелегальным оборотом Много товаров на рынке — подделки (особенно лекарства, табак, алкоголь, масла).

    Подделки: наносят вред здоровью;
    наносят ущерб добросовестным производителям;
    уводят деньги в тень (без налогов).
  2. Прозрачность товаропотоков
    Видно путь товара: изготовление;
    оптовые поставки;
    розница;

    Это помогает выявлять: фирмы‑однодневки;
    «чёрную кассу»;
    схемы ухода от налогов.
  3. Защита бюджета и налоговых поступлений
    Если товар идёт под полным контролем, сложнее: не показывать продажи;
    занижать выручку.
  4. Защита потребителя возможность проверки качества товара;
    минимизация риска купить
    подделку или опасный продукт.

Как это выглядит на практике

Для честного потребителя маркировка в теории должна быть плюсом:

  • вы можете просканировать код и убедиться, что: товар действительно произведён легальной фабрикой;
    он ввезён в страну официальным способом;
    срок годности не подделан.

Для государства это — сильный инструмент контроля.

Для бизнеса — это:

  • дополнительные расходы: программное обеспечение;
    оборудование (сканеры, принтеры, кассы с интеграцией);
    плата за коды;
  • дополнительная бюрократия: отчёты в системе;
    интеграция складских и учётных программ;
    обучение персонала.

Почему спор так важен: последствия для малого и среднего бизнеса

Есть два больших пласта последствий:

  1. Юридический — как трактовать такие платежи;
  2. Экономический — как это бьёт по карману малого бизнеса и, в итоге, по ценам для потребителей.

1. Юридическое последствие: легализация модели «обязательной платной инфраструктуры»

Когда Верховный суд говорит:

плата за коды маркировки — это не налог и не сбор,

он фактически укрепляет правовую модель, при которой государство может:

  • вводить обязательные системы для ведения бизнеса (маркировка, прослеживаемость, ЭДО и т.п.);
  • назначать оператора (часто с участием государства или аффилированных структур);
  • обязывать бизнес заключать договор с этим оператором;
  • взимать плату, называя это услугами оператора, а не налогом.

Для государства это удобно:

  • не нужно: вносить изменения в Налоговый кодекс;
    проходить сложные согласования;
    завязываться на жёсткие налоговые процедуры;
  • можно быстрее запускать новые системы контроля и сбора информации.

Для бизнеса это создаёт опасный прецедент:

  • любая обязательная цифровая система может сопровождаться обязательной платой за пользование, которая: де‑факто обязательна;
    де‑юре остаётся «услугой».

2. Экономическое последствие: рост издержек → рост цен

Для конечного потребителя главный вопрос всегда один:

вырастут ли цены?

Ответ почти всегда: да, хотя и не мгновенно.

Разберём по цепочке:

  1. Производитель или импортёр товара:
    платит за каждый код (50 копеек — мелочь, если код один, но коды нужны для: каждой пачки,
    каждой бутылки,
    каждой единицы товара);
    покупает и обслуживает оборудование (принтеры, сканеры, ПО);
    несёт операционные затраты (сотрудники, IT‑поддержка).
  2. Оптовики и дистрибьюторы: тоже должны быть подключены к системе;
    тоже несут операционные затраты.
  3. Розничные магазины и ИП: касса должна уметь работать с маркировкой;
    сотрудники должны уметь правильно продавать, сканировать, списывать.

Все эти расходы:

  • включаются в себестоимость;
  • перераспределяются по всей цепочке;
  • в итоге ложатся на плечи покупателя в виде ростa цен.

Если для крупной сети это распределяется на огромный оборот (и почти незаметно), то для маленького магазина или сервисного центра, как у ИП Пугачёва:

  • это ощутимый дополнительный финансовый груз;
  • иногда такой, что часть мелких игроков просто: уходят в «серую зону» (продажа без чеков, без маркировки);
    или закрываются.

Что такое свобода договора и почему о ней спорили в суде

Истец ссылался на статьи 421 и 432 Гражданского кодекса РФ.

Статья 421 ГК РФ — «Свобода договора»

Она устанавливает, что:

  • граждане и юридические лица свободны в заключении договора;
  • принуждение к заключению договора не допускается, кроме случаев, когда: такая обязанность прямо предусмотрена законом;
    или добровольно взята на себя (например, предварительный договор).

Статья 432 ГК РФ — условия заключения договора

Определяет, какие условия считаются существенными для договора:

  • предмет договора;
  • условия, для которых по закону, иным актам или по просьбе одной из сторон нужно согласие;
  • условия для определённого вида договора.

В чём претензия предпринимателя?

ИП Пугачёв считает:

  • его фактически принуждают заключать договор с оператором маркировки;
  • отказ от заключения договора означает невозможность заниматься бизнесом в законном поле по определённым товарным группам;
  • свобода договора здесь — фикция, потому что выбора реально нет.

То есть гражданско‑правовая оболочка (договора с оператором) используется для:

  • прикрытия обязательного государственного требования.

Аргумент о законе «О защите конкуренции»

Ещё одна важная ссылка — статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Эта статья запрещает:

  • злоупотребление доминирующим положением на рынке;
  • создание необоснованных препятствий другим участникам рынка;
  • навязывание невыгодных условий.

Почему сюда апеллирует истец?

Система такова, что:

  • есть единый оператор (по сути, монополист) системы маркировки;
  • все предприниматели обязаны пользоваться именно его услугами;
  • цена (50 копеек за код) и условия определяются без реальной конкуренции;
  • отказаться нельзя, так как это обязательное условие для ведения деятельности.

С точки зрения конкуренции:

  • это похоже на ситуацию, когда: есть только один поставщик критически важной услуги;
    у вас нет права выбора;
    он устанавливает правила и цены фактически односторонне.

Однако суд (и до этого государственные органы) считают, что:

  • оператор действует в рамках госрегулирования;
  • его монопольность обусловлена публичными интересами (вышеупомянутая борьба с контрафактом и т.д.);
  • это допустимая форма монополии, а не злоупотребление.

Почему Верховный суд встал на сторону государства

Суд принял позицию:

  • плата за коды маркировки — это не налог и не сбор;
  • это плата за услугу в рамках реализации государственной функции по контролю за оборотом товаров.

Основные логические опоры решения (по публичным данным и типичной судебной практике по похожим делам):

  1. Налог или сбор должен быть: прямо прописан в Налоговом кодексе;
    иметь чёткие признаки (налоговый объект, ставка, порядок уплаты).
  2. В случае с маркировкой: порядок введён постановлением правительства;
    деньги поступают
    не напрямую в бюджет, а оператору системы (пусть и аффилированному с государством или работающему по его поручению).
  3. Значит: формально, по букве закона, это не налог и не сбор;
    государство имеет право устанавливать обязательные правила оборота товаров (санитарные, технические, информационные и т.д.);
    в рамках этих правил допускается выстраивать
    договорные отношения с операторами.
  4. Претензии о нарушении свободы договора и конкуренции:
    трактуются как
    допустимые ограничения в связи с: необходимостью обеспечения общественных интересов;
    борьбой с тенью и контрафактом;

    такие ограничения суд, как правило, признаёт разумными, если: они основаны на законе;
    применяются ко всем участникам рынка одинаково.

Итог:

Верховный суд не увидел правовых оснований признавать плату за коды маркировки налогом или сбором, а соответствующие нормы — недействительными.

Что это значит для потребителей

С точки зрения обычного покупателя, последствия такие:

1. Маркировка будет только расширяться

Раз Верховный суд фактически поддержал существующую модель, высока вероятность:

  • система маркировки сохранится и, скорее всего, расширится на новые категории товаров;
  • государство будет и дальше использовать её: для контроля оборота;
    для борьбы с нелегальными схемами;
    для повышения собираемости налогов.

Уже сейчас в маркировке:

  • табак;
  • обувь;
  • лекарства;
  • молоко;
  • вода;
  • одежда;
  • шины;
  • и теперь — смазочные материалы и автохимия.

Список может ещё расти.

2. Небольшие магазины и сервисы могут испытывать давление

Чем меньше бизнес, тем болезненнее для него:

  • обязательные ИТ‑системы;
  • расходы на оборудование;
  • абонентские и транзакционные платежи.

Это может привести к:

  • исчезновению небольших магазинов или сервисов, которые не выдерживают нагрузки;
  • усилению сетей и крупных игроков, у которых: большой оборот;
    возможность распределять затраты;
    свои IT‑отделы.

Для потребителя это может означать:

  • меньше выбора среди небольших, локальных продавцов;
  • более однообразный рынок, доминирование крупных сетей.

3. Потенциальный рост цен

Хотя 50 копеек за код кажется маленькой суммой, важно:

  • это только одна из составляющих;
  • есть и другие расходы: обслуживание IT;
    расширение штата;
    обучение персонала;
    интеграция с кассами и бухгалтерией.

Эти расходы:

  • вначале лягут на бизнес;
  • потом частично будут переложены на потребителя.

Чем более массовый и дешёвый товар:

  • тем меньше это будет заметно в цене одной единицы;
  • но в масштабе рынка — это огромные суммы.

Что это значит для малого и среднего бизнеса

Для малого и среднего бизнеса данное решение — сигнал:

  1. Оспорить плату за коды как налог юридически почти нереально

    Верховный суд — высшая инстанция по такого рода делам.

    Его позиция станет ориентиром для всех нижестоящих судов.
  2. Модель «обязательная система + обязательный договор + плата за услуги» признана допустимой

    Это значит, что:
    подобные решения могут применяться и к другим сферам: транспорт;
    строительство;
    общественное питание и т.д.;

    предпринимателям приходится: либо адаптироваться;
    либо уходить с рынка;
    либо пытаться работать «в тени» (что чревато штрафами и рисками).
  3. Необходимо учитывать эти расходы в бизнес‑планировании

    Если вы: производите товары;
    продаёте их оптом/в розницу;
    работаете с затронутыми категориями,
    нужно: закладывать расходы на маркировку;
    следить за изменениями в перечнях товаров;
    грамотно вести учёт, чтобы не попасть на штрафы.
  4. Возможны отраслевые объединения и коллективные инициативы

    В одиночку ИП/малый бизнес против системы — шансы минимальны.

    Но отраслевые ассоциации могут: вести диалог с государством;

    добиваться: снижения тарифов;
    господдержки на внедрение систем;
    упрощения процедур для малых предприятий.

Есть ли плюсы для бизнеса и потребителей?

Несмотря на ощутимые минусы, важно честно сказать и о плюсах, которые в теории несёт маркировка.

Для потребителей:

  • меньше риска купить: откровенную подделку масла;
    опасную автохимию, которая может повредить двигатель;
    лекарства сомнительного происхождения;
  • возможность в перспективе: видеть историю товара;
    проверять, не просрочен ли он «подкрученным» способом;
    получать большую прозрачность.

Для добросовестного бизнеса:

  • снижение конкуренции со стороны серых и чёрных продавцов: которые не платят налоги;
    не выполняют обязательные нормы безопасности;
    демпингуют за счёт этого;
  • выстраивание более прозрачных цепочек поставок:легче доказать, откуда товар;
    проще работать с крупными сетями и госзаказчиками.

Вопрос в том, насколько разумным и сбалансированным будет реализация этой системы:

  • не станет ли стоимость её содержания слишком тяжёлой для малого бизнеса;
  • будет ли государство: учитывать интересы предпринимателей;
    дорабатывать систему;
    корректировать тарифы и процедуру, если это действительно мешает работе.

Итог: к чему всё идёт и на что стоит обратить внимание

Резюмируя:

  1. Верховный суд РФ отказал предпринимателю в признании платы за коды маркировки налогом или сбором.

    Нормы о плате за маркировку
    остаются в силе.
  2. Плата за маркировку признана платой за услуги, а не налогом.

    Это закрепляет модель государственной цифровой инфраструктуры с
    обязательным платным доступом для бизнеса.
  3. Для потребителя: маркировка — это инструмент против подделок,
    но косвенно она может привести к росту цен и снижению количества небольших магазинов.
  4. Для малого бизнеса: это дополнительные постоянные расходы и административная нагрузка;
    оспорить сам принцип платности маркировки через суд
    практически невозможно;
    нужно адаптироваться к правилам игры и включать маркировку в экономику бизнеса.
  5. Для государства: это укрепление системы контроля за товаропотоками;
    это способ видеть реальные обороты и повышать собираемость налогов;
    это формирование цифрового контура экономики, где «невидимым» становится всё меньше.

Задавайте вопросы в комментариях

Если вам что‑то осталось непонятно:

  • чем маркировка отличается от налога;
  • как она влияет на цены;
  • с какими трудностями сталкивается малый бизнес;
  • как потребителю проверять товары через коды;

пишите свои вопросы в комментариях. Я буду рад ответить на все вопросы, разобрать частные ситуации и объяснить юридические моменты простым языком.

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам была полезна эта статья —
ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, впереди будет ещё много подробных разборов законов и решений судов, которые напрямую влияют на нашу повседневную жизнь и на кошелёк каждого из нас.