Рядовой В. Н. Соколов, новый делопроизводитель строевого отдела штаба 13-го кавалерийского корпуса 2-й ударной армии, вступил в должность после того, как 18 января 1942 года советские войска прорвали немецкую оборону на западном берегу Волхова у Мясного Бора. Деревня была почти полностью стерта с лица земли: лишь одна водонапорная башня из красного кирпича и один домик выстояли среди руин. Машина, на которой ехали бойцы, с грохотом вылетела с деревянного настила на «асфальт», но то, что казалось дорожным покрытием, оказалось ледяной полосой с песчаной подушкой, политой водой, построенной немцами.
Штаб корпуса под командованием генерал-майора Н. И. Гусева сначала разместился в деревне Малые Вяжищи, затем последовал за наступающими частями во Вдицко, а потом — в Чащу. Уже 11 февраля 1942 года ударные соединения кавалеристов и стрелков 2-й армии достигли немецкой обороны у Дубовика и были вынуждены остановиться. Глубокий снег, бездорожье и полное отсутствие запасов сена — всё, что могли использовать войска, немцы заранее уничтожили. Под снегом прятались болота, где не росла даже осока, и бойцы вынуждены были выживать в нечеловеческих условиях.
К середине февраля штаб корпуса обосновался прямо в Дубовике. 25 февраля 1942 года деревню посетил маршал К. Е. Ворошилов, но утром следующего дня немецкая авиация, узнав о визите, сбросила на населённый пункт семь бомбардировщиков «Юнкерс», унеся жизни более ста человек. Деревня превратилась в ад на земле: сгоревшие избы, разорванные повозки, обломки домашнего скарба, трупы людей и лошадей — это была сцена, не поддающаяся человеческому воображению.
19 марта 1942 года нацисты перерезали пути снабжения частей 2-й ударной армии у Мясного Бора на целых семь дней. «Мессершмитты» безжалостно атаковали каждую машину и повозку, пытавшуюся прорваться к дороге, а фронтовое командование вынуждено было организовать воздушный коридор для доставки продуктов и медикаментов. Транспортные самолёты сталкивались с немецкими истребителями, а иногда грузы падали прямо в снег, и бойцы собирали овёс, крупу и махорку прямо из сугробов. Основным источником питания оставалась конина, которую пристреливали раненые лошади. Оставшихся животных кормили соломой с крыш и распаренными берёзовыми ветками.
Ударники 2-й армии не имели никакой защиты от немецкой авиации: самолёты господствовали в воздухе, а артиллерия постоянно обстреливала позиции. 19 марта 1942 года В. Н. Соколов получил звание лейтенанта и стал дежурным по штабу 13-го кавкорпуса. Продовольствие в котле ухудшалось с каждым днём: бойцам давали по одному сухарю в день, а телефонист утром брал топор и отправлялся на поиски конины. Пищу варили без соли — есть приходилось через силу. Немцы также сбрасывали замаскированные мины и пропагандистские листовки с призывами к капитуляции, одна из которых изображала пленного Якова Джугашвили с улыбающимся немецким офицером.
26 марта 1942 года, после первого прорыва коридора снабжения, продукты снова начали подвозить, но немцы постоянно пытались перекрыть пути. Коридор то сужался до нескольких сотен метров, то расширялся вновь, а подкрепления немцев, включая баварский корпус, делали путь к Волхову смертельно опасным. В апреле 1942 года командование 13-го кавкорпуса получило приказ вывести войска из Волховского котла. Благодаря умелой расстановке заслонов всадники смогли выйти почти без потерь к западному берегу Волхова и к середине мая покинуть «котёл».
В это время Соколов со штабной документацией оставался в Дубовике и 17 мая 1942 года получил приказ эвакуировать все бумаги. Вместе с двумя бойцами и писарем он выехал на ЗИС-5 через деревни Нивки, Финев Луг и Новую Кересть, преодолевая тридцатикилометровую дорогу. У Новой Керести их застала огромная пробка из техники и людей, и за сутки они продвинулись всего на два километра. Через пять дней они сожгли все несекретные материалы, получили минимальное продовольствие и пешком двинулись на восток под непрекращающимися артиллерийскими и авиационными ударами, по пути называемому «Дорогой Смерти».
Узкоколейка от Финева Луга до Новой Керести уже не действовала. По мосту через Кересть медленно двигались машины, тягачи, санитары, повозки с ранеными, а лес вокруг был завален штабелями имущества. Постоянные авианалёты превращали дорогу в смертельную ловушку: обломки машин и осколки летели во все стороны. После пересечения Керести Соколов и его подчинённые медленно продвигались по деревянным настилам к деревне Ямно на Волхове, не имея никакой маскировки, под постоянными бомбёжками. Дорога к выходу из котла стала узкой горловиной у Мясного Бора, где ад на земле был невообразим. Гул самолётов, разрывы бомб и пулемётные очереди сопровождали каждый шаг.
25 мая 1942 года Соколову и его команде невероятно повезло: они благополучно прорвались через эти «Врата Смерти». 2 июня коридор снова захлопнулся, и немногие оставшиеся внутри 2-й ударной армии смогли выбраться живыми.
Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.