Найти в Дзене
Олег Платонов

Семь книг, которые сформировали Сергея Минаева и один шедевр, который он ненавидит

Как литература влияет на нашу жизнь и формирует сознание? Писатель Сергей Минаев назвал любимые книги и авторов, объяснил, почему его выбор довольно банален и рассказал о своей мечте выпить с Пушкиным. ВРЕМЕНИ НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПОЧТИ НЕ БЫЛО Я много читал и играл в футбол. У нас другого ничего не было в Советском Союзе. Но сейчас надо делать усилие, потому что современная эпоха предлагает вам очень много соблазна. 4 книги, которые повлияли на меня. «Евгений Онегин», «Война и мир» «Преступление и наказание, «Мастер и Маргарита». Я читал, естественно, запоем школьником Александра Дюма. Потом уже впоследствии Луи Фердинанд Селин «Путешествие на крае ночи», я постоянно рекомендую всем эту книгу. Ремарк все это базовая классика. И вот как бы я себя много раз ловил на том, что есть люди, мои знакомые, которые гораздо начитаннее, чем я. Очень рано стал читать профессиональную литературу по средствам массовой информации, по маркетингу. И времени на художественную литературу у мен
Оглавление

Как литература влияет на нашу жизнь и формирует сознание? Писатель Сергей Минаев назвал любимые книги и авторов, объяснил, почему его выбор довольно банален и рассказал о своей мечте выпить с Пушкиным.

ВРЕМЕНИ НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПОЧТИ НЕ БЫЛО

Я много читал и играл в футбол. У нас другого ничего не было в Советском Союзе.

Но сейчас надо делать усилие, потому что современная эпоха предлагает вам очень много соблазна.

4 книги, которые повлияли на меня. «Евгений Онегин», «Война и мир» «Преступление и наказание, «Мастер и Маргарита». Я читал, естественно, запоем школьником Александра Дюма. Потом уже впоследствии Луи Фердинанд Селин «Путешествие на крае ночи», я постоянно рекомендую всем эту книгу.

Ремарк все это базовая классика. И вот как бы я себя много раз ловил на том, что есть люди, мои знакомые, которые гораздо начитаннее, чем я. Очень рано стал читать профессиональную литературу по средствам массовой информации, по маркетингу. И времени на художественную литературу у меня становилось всё меньше и меньше.

Я не знаю, сколько человек должен прочитать. Есть челленджи - 12 книг в год. Мне кажется, это странный подход. Вопрос не в количестве, а в качестве.

Когда ты перечитываешь книгу в 35, у тебя совсем другое восприятие. Это классика не потому, что кто-то в учебнике написал, что она классика. Просто это вещи, которые вскрывают социальные нарывы. Они показывают общественную тоску, одиночество, устремления мечты. Этим героям хочется сопереживать. Ты примеряешь на себя.

ЕСТЬ ОДНА КНИГА, КОТОРУЮ ПРОЧЕСТЬ Я НЕ МОГУ

К примеру, в том же «Мастере и Маргарите» в первый раз я пропускал все, что касается Понтия Пилата. Мне казалось, что он там настолько неуместен, что вообще было непонятно, зачем нужна была эта сюжетная линия. А вот все, что касалось Москвы, читал взахлеб. Ну и потом, уже перечитав роман довольно в зрелом возрасте краски открылись совсем по-другому.

Мы по - разному читаем. В юности и во взрослом возрасте. Мне тяжело было читать «Войну и мир» в школе. Не потому, что там были какие-то сложные конструкцию, у Толстова великий язык. Я был маленьким мальчиком, ничего не понимал ни про любовь, ни про отношения. Я и «Анну Каренину» тяжело читал.

А когда перечитал их лет в 25, такое ощущение, что обухом по башке ударили. Тебе открывается совершенно новый мир. Ты понимаешь, что с тобой через 100 лет говорит человек, мозг у которого невероятного космического масштаба.

Разные книги в разном возрасте приходят по-разному…

Я, наверное, могу назвать две книги, которые часто перечитываю. Это Бунин «Окаянные дни». И Толкиен «Властелин колец». Это, конечно, не фэнтези. Эта книга о героизме, о дружбе и о очень сложном мире, в котором мы живём.

Просто опять же, я её в первый раз прочитал в 15 лет. Думаю, о, как прикольно! Хоббиты - очень круто. А когда я её прочитал в 25, понял, что там есть и второй, и третий слой. И когда ты это открываешь, это серьезное удовольствие.

Есть одна из книг в мировой литературе, которая считается сокровищницей бриллиантоы. Это «Лолита» Набокова. Я читать ее не могу. Органически не могу этот текст воспоминать. Там красивый русский язык, хотя написано изначально было на английском. Эта при рода отношений мне противоестественна.

МЫ ЦИВИЛИЗАЦИЯ СЛОВА

Нас занимают очень простые, но в то же время сложные вопросы: «Кто я? Примерный хороший человек, или нехороший? По кому мерить жизнь? Что со мной происходит? И самые главное, были ли аналоги этому в прошлом?

И конечно, литература всегда будет выполнять функцию разъяснения.

Вы, наверное, будете правы, если возразите, мол, есть же сериалы большие, и мы все их смотрим, это действительно литературные произведения. И это правда большие литературные произведения, в основе которых лежит сценарий. Авторы пишут тексты, потом по этим текстам режиссёры снимают фильмы.

-2

На самом деле, текст в основе всего. Это правда, мы цивилизация слова и литература всегда будет играть исключительную роль в нашей с вами коммуникации.

Тут трудно сказать, что первичнее, курица или яйцо. Литература формирует поколение или поколение формирует литературную канву. Справедливое и то, и другое. Взять наших двух великих поэтов, Пушкина и Лермонтова. Очевидно, что Лермонтов мерил себя по Пушкину. И дальше все русские поэты будут мерить себя по Пушкину. И в этом плане, конечно, поэты, литераторы друг друга наследуют. И конечно предыдущее поколение формирует в какой-то степени, следующее поколение.

Очевидно, что на нас влияют коммуникации. Но тем не менее, литература до середины 20 века - это главная сцена, на которой разыгрывались настоящие баталии между писателями и философами. Это общественная мысль.

У людей не было тогда возможности высказываться, как у нас с вами. Мы завтра открываем наши соцсети и уже излагаем своё мнение. Раньше для этого использовали литературные кружки и книги. Она, конечно, определяло лицо поколения и имела огромное значение.

Мы не будем говорить, что вся Россия была супер читающей страной. Очевидно, что до конца 19 века у нас большая часть населения была неграмотна. Поэтому книг крестьяне точно не читали. Им просто некогда этим было заниматься.

Но если мы говорим об общественной мысли столиц, то все образованные люди, безусловно, занимались литературой так или иначе. Они либо работали в этой отрасли, либо сами писали, либо редактировали. Но были в этот процесс вовлечены.

НЕЛЬЗЯ РАССКАЗЫВАТЬ О ТОЛСТОМ ПО ПРИКОЛУ

Я со временем стал делить людей не на плохих и хороших. Я вот с этим человеком выпить бы захотел, посидеть, поговорить за жизнь, или нет. И это очень важное разделение. Вот с Пушкиным я бы не отлипая, пил бы трое суток .

Летом может быть кто-то видел, я делал блок про Пушкина. И начал с таких слов, что вот школьная программа нас от него отвратила. Никто нам никогда не говорил, почему Пушкин наше все. Априори его произведения считаются великими. Я попытался эту вещь раскрыть.

-3

Пушкин придумал язык, на котором мы с вами сегодня говорим. То есть, он современнее любого нашего современника.

Мне часто говорят, что язык, которым учителя преподают историю, в моём случае именно этот предмет, он несовременен. Дескать, надо подстраиваться под учеников, и каким-то образом упрощать контент. Я, когда делаю исторические блоги свои, я же не прикалываюсь, я не идиотничаю со зрителем. У меня нет задачи его насмешить и мемасик какой-нибудь воткнуть рядом с Гитлером. Мне наоборот кажется, что это упрощение - оно идёт немножко во вред.

Понятно, что нужно адаптировать рассказ в том или ином предмете, проводить параллели с сегодняшним днём. Когда мы упрощаем, мы низводим преподавание. Нельзя рассказывать про Толстова по приколу. Это большие книги о важных процессах, которые происходят в обществе

Читайте также

Книги и лекции | Олег Платонов | Дзен

Подписывайтесь, лайкайте и поддерживайте автора

Почему любовь к чтению опять набирает обороты?