Tilde, Fikerde, İste- Birlik!
О шумерской цивилизации.
Шумеры - первая высокоразвитая цивилизация на земле, известная науке. Возникла в долине рек Тигр и Евфрат в Месопотамии (Междуречье, Юг современного Ирака) во второй половине IV тыс. до н.э.(это примерно 6000 лет назад).
Географическое положение Междуречья, а именно жаркий климат, отсутствие лесов, обилие речных осадочных глин и камышей, а также близость больших рек и выход к морю, оказали большое влияние на развитие шумерского общества. Глину называют пластиком древнего мира. Шумеры использовали её для изготовления всего на свете. От кирпичей до посуды и табличек для письма. Камыш также широко использовали в быту.
Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность получения и обработки металлов, они первыми изобрели колесо и колесницу, кирпичи, деньги. Почитание золото как драгоценность пошло именно от них.
Они умели выполнять хирургические операции, строили города. Шумеры первыми изобрели мыло и косметику, на клинописных табличках шумеров найдены рецепты приготовления духов. Шумеры были искусными корабелами, а их законодательные акты служили образцом правовых отношений несколько тысячелетий.
Шумерская наука, особенно математика и астрономия была очень развита для своего времени. Мы до сих пор пользуемся календарьной системой и системой отсчета времени которую впервые ввели в свой обиход шумеры- делим год на 4 сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака.
Делим сутки на 24 часа, день 12 часов, измеряем углы, часы, минуты и секунды в шестидесятках- так, как начали делать шумеры. Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звёзд относительно земного горизонта, пользуясь гелиоцентрической системой. У этого народа математики умели вычислять дроби и перемножать числа до миллиона, извлекать корни и возводить в степень.
Технологию варки пива тоже первыми освоили шумеры.
Шумеры на протяжении веков своей истории не жили в едином государстве. Едины были только язык, письменность, культура и религия. Области страны были отделены друг от друга протоками Евфрата и болотами, а также особенностями развития. Центром каждой области был сильный и богатый город, возникший вокруг храма, посвящённого местному богу. Управляли городами и областью жрецы главного городского храма; верховный жрец чаще всего носил титул Эн или Энси. Но позже власть в самоупраляемых городах перешла командирам военного ополчения, назв.- Лугаль.
В XXIV веке до н.э. большая часть Шумерии была завоевана семитским по происхождению аккадцами и их царём Саргоном Великим. Население стало двуязычным.
К середине II тысячелития до н.э. Шумерия была поглощена набиравшей силу Вавилонской империей (семитская племя амореев). Шумеры постепенно подверглись ассимиляции. Что касается дальнейшей судьбы шумерского языка, то к концу III тысячелития он потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течении двух тысячелитий как язык литературы и религиозных текстов. Хотя шумеры исчезли с исторической арены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерское письмо (клинопись) и многие элементы религии стали основой вавилонской, а позже ассирийской культуры.
Мир узнал о существовании шумерской цивилизации только в XIX веке в ходе изучения Аккадских и Вавилонских раскопок. В дальнейшем шумерская тематика стала главным напралением исследований для археологов, историков, лингвистов и для др. смежных наук.
В середине XX века были написаны фундаментальные труды А.Фалькенштейна и В. Кристиана по шумерскому языку. Обобщение шумерской лексики завершилось лишь в начале XXI века с изданием «Пенсильванского словаря шумерского языка».
Вопрос о происхождении и языковой принадлежности шумеров, создателей одной из древнейших цивилизаций человечества, остается одной из самых интригующих загадок в истории лингвистики. Несмотря на то, что шумерская цивилизация процветала в Южной Месопотамии более 5000 лет назад, споры о лингвистической классификации их языка не утихают и сегодня. Традиционно шумерский язык рассматривается как изолированный, не принадлежащий ни к одной из известных языковых семей. Однако существует значительное число исследований, указывающих на возможные связи шумерского языка с алтайской языковой семьей, в частности, с тюркскими языками.
Наука о взаимовлиянии шумерского и прототюркского языка.
Идею об определенной связи шумерского языка с тюркским и прототюркскими разделяли многие западные учёные-лингвисты. Среди них такие известные имена: британский тюрколог Джерард Клосон (англ. Sir Gerard Leslie Makins Clauson,1891-1974), немецкий ассиролог Фридрих Делич, немецкий востоковед-ассиролог Гуго Винклер (нем. Hugo Winckler; 1863- 1913), немецкий востоковед и историк еврейского происхождения Фриц Хоммель (Fritz Hommel, 1854—1936).
Фриц Хоммель в своей последней работе «Сравнение двести шумеро-турецких слов как основа для новой главы в языкознании», 1915 г., привел 200 шумеро-тюркских параллелей, придя к выводу о тюркском происхождении шумерского языка.
С середины XX века тюркско-шумерскими параллелями начинают заниматься и тюркские учёные. Казахский писатель, литературовед, лингвист Олжас Сулейманов (г.р.1936).
В своих книгах "Аз и Я" Алма-Ата,1975), "Язык письма", "Тюрки в доистории", "Код слова" он пишет о близости шумерского и тюркского языков, выделяет 60 шумерских слов, схожих с тюркскими словами. Он подвергает исследованию каждое слово, доказывает шумеро-тюркские совпадения и делает вывод: а)схождения имеют не случайный характер, б) шумерский и тюркский (прототюркский) языки долгие годы оказывали друг на друга сильное влияние в) но эти языки родственны не генетически, а в результате языкового и культурного взаимовлияния.
Шумеро-тюркскими параллелями с 1947 года серьезно занимался турецкий ученый-тюрколог Осман Недим Туна (Osman Nedim Tuna, 1923-2001).
С результатами своих исследований он выступал в международных научных симпозиумах, имел своих сторонников и последователей. И лишь после этого в 1990 году решил издать научную книгу «Sümer ve Türk Dillerinin Tarihi İlgisi ile Türk Dilinin Yaşı Meselesi» (1990, Анкара). В которой делает анализ и определяет примерный возраст тюркского, исходя из шумеро-тюркских параллелей. В работе Осман Туна проводит сравнительно-историческое изучение 168 шумерских слов, находя их корни в прототюркском языке; изучает фонетические, грамматические особенности обоих языков. Учёный приходит к выводу, что говорить о генетическом родстве шумерского и тюркского языков пока нет достаточных доказательств, выявленный до сих пор материал лишь доказывает, что эти языки продолжительное время оказывали друг на друга сильное влияние.
В XXI веке продолжается интерес к шумерскому языку и проблематике взаимовлияния шумерского и тюркского языков. Особого внимания заслуживает работа российского автора Курмаева Марата Фаридовича "От древних шумеров к древним тюркам" (2019), в которой проводится детальный анализ лексических, морфологических и грамматических параллелей между шумерским и тюркскими языками, а также рассматриваются заимствования из распространенных в то время языков Месопотамии (древнееврейский, аккадский, угаритский, берберский, чадский и др.).
Самым недавним значительным вкладом в изучение шумерско-тюркских связей является работа туркменского исследователя Бегмырата Герея "5000-летние шумеро-туркменские связи" (Берлин, 2003), которая переиздана вновь в 2025 году. В этом исследовании Герей представил список из примерно 340 общих шумерско-тюркских слов, 120 из которых являются новыми находками.
На определенные языковые связи с шумерским языком и на территориальное соседство с шумерами до миграции их в Месопотамию и даже на этническое родство претендуют представители индо-европейских, финно-угорских, дене-кавказских и др. языковых семей.
Но в отличие от языков других языковых групп, н-р финно-угорских, славянских или дене-кавказских, которые наряду с тюркскими имеют определенные связи с шумерским языком, связи и языковые параллели тюркских языков имеют более широкий, даже глобальный характер. Учёными был обнаружен широкий слой лексики, обилие грамматических норм общих для шумерского и тюркских языков, а также сходства в клинописной письменности и древнетюркских рун, в мифологии и верованиях шумеров и древних тюрков тоже много общего.
Будет полезно знакомиться языковыми параллелями которые были обнаружены между шумерским и тюркскими языками, в ходе изучения многочисленных письменных источников древней Шумерии. Примеры взяты из трудов вышеназваных авторов: Олжаса Сулейманова, Османа Недим Туна, Марата Курмаева, Бегмырата Герея. Пусть вас не утомляет большой обьем материала и многочисленность приведенных примеров. Этим мы хотели показать не случайный характер языковых связей, и больше заинтересовать наших читателей этой тематикой.
Языковые параллели между шумерским и тюркскими языками.
Базовая лексика
Особый интерес для сравнительно-исторического языкознания представляет базовая лексика - слова, обозначающие фундаментальные понятия и наименее подверженные заимствованиям. Анализ базовой лексики шумерского и тюркских языков выявляет значительное количество параллелей.
Местоимения
Одной из наиболее показательных категорий являются местоимения, которые редко заимствуются из других языков:
Я: шум. me(n); тюрк. men, min
Ты: шум. ze(n); тюрк. sen, sәn, sin
Он: шум. ur; тюрк. ul
Его, её: шум. ane; тюрк. ane, anıñ (тат.)
Вы: шум. mez'; тюрк. sez; mez-в некот. тюрк.яз- мы
Твой: шум. zunen; тюрк. sénen (твой), seznen (ваш)
Наш: шум. uznu (в имени шумерского бога Бел-Узну - "наш мудрец"); др.тюрк. uzne; тюрк. uzеbezneñ, bizneñ(тат.)
Сам: шум. (u)zu; тюрк. uze (öz, ösü)
Их: шум. anen; тюрк. anen (onlar); тат.anı
Указательные местоимения
Это: шум. bә; тюрк. bu
Здесь: шум. munə(a); тюрк. monï (это), monda (здесь) (bunda, burada)
Отсюда: шум. muna-nə; тюрк. monnan (bundan)
Там: шум. –rə (показатель пространственного падежа), ara (идти туда); тюрк. arï, arə (ora, orada)
Союзы и вопросительные местоимения
И: шум. ma; тюрк. əm
Как, подобно: шум. -gə, -gï; тюрк. gïya, güya
Что: шум. nə; тюрк. ne, ni
Как: шум. nə-gin; тюрк. nege, nigә(тат.)-почему?
Почему: шум. nə-əsh; тюрк. ne-ash, ni-ash (ne iş )- что за дело?
Кто: др.-евр. -kem (суффикс); тюрк. kem (kim)
Всегда (время, нар.): шум. hur; тюрк. hər, hәr-çak(тат.), hәr vakıt, hər-zaman
Семейная лексика
Термины родства относятся к наиболее устойчивому слою лексики, и наличие параллелей в этой сфере может свидетельствовать о глубинных языковых связях:
Имя: аккад. ay-(atum/attun); тюрк. atyn, atun (adım, adın)
Старший, отец: шум. aba (из пантеона богов, например, шум. бог AbSu - Aba Su - отец мировых вод); тюрк. abï (aba, ара)
Отец: шум. ad, ada; тюрк. ata
Супруг: шум. nita(h) (от шум. ata - отец, то же в тюрк.)
Мужчина, воин: шум. ǝren; тюрк. eren, er, ir, iren
Мужчина (сущ.): шум. mulu - тюрк. malu, mali (корень "lu" от шум. человек, - тюрк. "ulu")
Дедушка: шум. baba (например, шум. HumBaba - монстр/гигант, противник Гильгамеша и Энкиду; тюрк. Kum + baba - песчаный дедушка); тюрк-тат. baba, babay; тур. baba-отец
Мать: шум. ama, ene, inan, anan, nan (например, шум. AshNan - богиня урожая, тюрк. Ash Anan - мать пищи); тюрк. ana, anan, ani, inә;
Женщина, дама: шум. gasan, gasə; тюрк. kyzyn, kyzy, kyz (девушка)
Жена, леди: шум. hatti, hati (например, богиня Белет-хатти - один из эпитетов Белет-экаллим, Тюрк. - Белет-Хатын - Мудрая женщина, Госпожа; Шам-хаты - из шум. мифологии - спутница Билгемеса и возлюбленная Энкиду); тюрк. khatyn, katyn, khatun (kadın, hatun)
Сосед: шум. (x)ushur; тюрк. hurshe, kurshe
Свекровь: шум. desh-ana; тюрк. kaen-ana; kilen-desh (невестка)
Ребенок: шум. dumu; тюрк. tuma (младенец)
Сын: шум. ulu, shulu (молодой человек); тюрк. ulu, uglu, tuma-ul. (oğlan, oğul)
Природные элементы
Лексика, связанная с природой и природными явлениями, также демонстрирует значительное количество параллелей:
Земля: шум. ea, ear, ar (бог Ea (Ear) - один из троицы космических богов, бог Земли; Arali - бог подземного мира, от корня Ar); тюрк. yir, yer (др.-тюрк. бог Эрлик/Аралик - бог подземного мира).
Земля (местность): шум. ik, ki; тюрк. yak
Огонь, Солнце, День: шум. utu, ud; тюрк. ut, utu (od, ot, ateş-тур.)
Ветер, воздух: шум. Lil (шум. бог AnLil - бог ветра и бури, тюрк. Yan Yil - дух ветра); тюрк. yil
Вода: шум. a, su (шум. su-(d)a - утонуть в воде; шум. бог AbSu - Aba Su - отец мировых вод; ; город GörSu - тюрк. KörSu - грязная вода); тюрк. su
Наводнение: шум. a-gyb; тюрк. aga, agyza (гл.) (лить, разливать, наводнять) (ak, akış)
Песок: шум. hum (шум. Хумбаба - монстр или гигант, противник Гильгамеша и Энкиду - Kum + baba - песчаный дедушка); тюрк. kum
Буря: шум. ishkur (также имя бога Ишкура - шум. бога бури и ветра); тюрк. ishkir - громкий свист (в контексте сильного ветра) (ıslık)
Луна: шум. iti(d), aya (богиня Наная (Ая) - покровительницей ночи, любви и плотских удовольствий; тюрк. ay, Anan Ay - Мать Луны).
Цвета
Белый: шум. ah, babbar (Ахгаде/Аккад - государство, существовавшее в XXIV - XXII веках до н.э., а также древний регион в средней части Месопотамии; тюрк. Ak Ka(n)d - белый город); тюрк. ak
Красный: шум. kazallu (Казаллу - город в Месопотамии в XXV-XII веках до н.э.); тюрк. kyzyl-красный, kyzyllu-красноватый
Черный: шум. sakh, hara (шум. бог Харханум (Харахану) - бог, упоминаемый в поэме "Хараб или Теогония Дунну". тюрк. Kara Kanym - Черно-кровный); тюрк. Kara
Светлый, небесный: шум. kug, kaku (шум. Kaku (Небесный) - небесный посланник богов, появляющийся в шумерской поэме "Нергал и Эрешкигаль"); тюрк. kuk, kük (gök)
Грязный, мутный: шум. gör (город GörSu - грязная вода); тюрк. kör (kir)
Названия животных и растений
Бык: шум. ugu(d); тюрк. uguz
Осел: шум. ǝnshe; тюрк. əsheh, əshek, ishak
Гусь: шум. uz(u); тюрк. kaz, qaz
Ворон: шум. gash; тюрк. kosh- птица
Мифическая птица: шум. h-ush; тюрк. kosh- птица
Хищник (волк): шум. burru (волк), ur(u) (собака), шум. Sagburru - хищник, нападающий на скот. Появляется в шумерской поэме "Энмеркар и Эншухкешданна". Тюрк. - sugu boru - убивающий волк); тюрк. boru, böri, büre-тат.
Дерево: шум. egesh; тюрк. agach
Трава: шум. o(?); тюрк. ot
Луг: шум. a-gar; др. тюрк. ïkïr, ïkïrïy (поле; этимология русского слова "край" восходит к тюрк. "ïkïrïy"); тюрк. kır- поле.
Числительные.
Прямых аналогий названия числительных в шумерском и тюркских языках мало.
Число 3: шум. ush, esh; тюрк. uç, öç
Число 10: шум. u(n); тюрк. un, on
Число 30: шум. ushu, uzu; тюрк. utuz, otuz
Число 1000: тюрк. men, meñ, ben от шумерского пространственного названия "mən-a" (много).
По мнению ряда исследователей, разница в названиях числительных в шумерском и тюркских языках произошла из-за перехода шестидесятеричной системы отсчета, что в шумерском языке, к десятичному отсчету в тюркском. Но несмотря этому в этимологии многих тюркских названий числительных прослеживается лексические корни шумерского и соседних с ними народов, которые начали применять десятичную систему- аккадского, древнеарамейского, чадского, берберского.
Грамматические и морфологические параллели
Глаголы
Глагольные формы в шумерском и тюркских языках обнаруживают ряд значительных параллелей:
Вешать: шум. əla; тюрк. əlü (ile, ula, ilik)
Входить: шум. kur; тюрк. kerü (gir)
Сидеть: шум. tush; тюрк. töşü (лежать, опускаться) (düş)
Наполнять: шум. sï; тюрк. sïü (sığ, sığma) но в значении выдавливать
Помещать, вмещать: шум. sïy; тюрк. sïsu (sığmak), тат. sıyu-вмещать
Бить: шум. sag; тюрк. sugu (sok, soku)
Делить: шум. bə; тюрк. bölü (bülü, bül)
Знать: шум. bel-a; тюрк. belə
Совершенствовать: шум. du; тюрк. ide- утверждающая форма глагола в татарск.яз.
Рожать: шум. tug-u; тюрк. tugu (doğ, doğum), tuğu(tuu)-тат.
Родиться: шум. tud; тюрк. tudə, tudı (родился)
Умирать: шум. ushsh-(u); тюрк. ülü
Собирать (1): шум. dob; тюрк. tab, tabu (находить) topla (собирать)
Собирать (2): шум. ziu (шум. герой Зиусудра - прототип библейского Ноя, пережившего великий потоп - Ziu + su-drа); тюрк. žïü (cıyu)
Толкать: шум. ïdu; тюрк. ətü (it); тат. etü
Нанимать: шум. hug; тюрк. hak, но в значении- цена, плата за...
Гасить: шум. tən; тюрк. tön (темный, ночь), также sönme, söndürme (гасить); латин. tenebrious, tenebrae
Ломать: шум. dara; тюрк. sïn-dara (ломает)
Бежать: шум. kash - тюрк. kač, kaču (бежать, бродить, тренировать) (koş, kaç)
Царапать: шум. hur; тюрк. kıru (скребать)
Бродить: шум. adag; тюрк. adaš-u (заблудиться)
Собирать: шум. uru; тюрк. koru (строить, собирать) отсюда kurultay (собрание), кorgan (kurgan)-курган
Класть: шум. kuu; тюрк. kuü (ko, koy); тат. kuyu (kuy)
Тонуть: шум. su-(d)a; тюрк. suda, но в значении (в воде)
Быть: шум. kal; тюрк. kalu, но в значении (оставаться)
Быть, существовать: шум. bar; тюрк. bar (есть)
Трогать, касаться: шум. tag; тюрк. tag (tagu), но в значении (зацепить)
Говорить: шум. (e)du; тюрк. ǝtu, diü (de)
Доставлять: шум. be(r) (скорее всего, шум. be(r) образует тюркское числительное - один); тюрк. ber, berü (ver)- дать
Выходить: шум. ǝd (от шумерского. adu - идти); др.-тюрк. adu (идти, следовать) совр.тюрк.языках- ket, get, git
Прочь, вон, туда (показатель пространственного падежа): шум. -rə (например, шум. kash-re - убегать) - тюрк. arı (напр. тюрк. kaç arı - убегать) (kaç-ıra)
Делать (выполнять действие): шум. du; тюрк. itü (делать) (ed, eddi, etti)
Приносить: шум. tum; тюрк. itəm (приносить, нести)
Идти: шум. adu, ara, gin; др.-тюрк. adu, udu (идти, преследовать); тюрк. arı (туда/прочь идти); тюрк. ara (дальность, расстояние), ara + lik (проход); тюрк. gına - просто (только пришёл)
Жить: шум. tur, tor (шум. богиня Нин-тур - шум. богиня деторождения, одно из воплощений Богини-Матери); тюрк. toru (diri) отсюда tormısh (жизнь)
Пастись: шум. kəd (шум. na-ked - старший пастух); тюрк. kötü (ждать, пастись)
Падежная система
Падежная система шумерского языка обнаруживает заметные параллели с тюркской:
Совместно-инструментальный падеж (отвечает на вопросы "где?" "у кого?"). Окончание (т.е. суффикс) -da.
Шум. например, из страны - kalam-ta, из воды - su-ta
Тюрк. например, из города - kala-dan, из воды - su-dan
Шум. например, у царя - lu-gul-da, в огне - ud-da Тюрк. например, у меня - men-da, в огне - ut-(d)ta, на улице - uram-da
Аблативный падеж (отвечает на вопрос "откуда?"). Имеет окончание -ta.
Сравнительный падеж (отвечает на вопросы: как кто/что? подобно кому/чему?). Окончание (т.е. суффикс) -gy, -ge, -geme.
Шум. например, как бык - ugud-ge, как огонь - ud-geme
Тюрк. например, как бык - uguz-guya, как огонь - ut-kebek (чередование b/m)
Направительный или локативный падеж (отвечает на вопрос "куда?"). Окончание (т.е. суффикс) -a с дублирующим согласным перед ним.
Шум. например, на поле - ashag-ga
Тюрк. например, на улице - uram-ga
Сравнение шумерской клинописи и древнетюркских рун
Наблюдается некоторое сходство и в письменности (хотя они имеют разную природу), между шумерской клинописью и древнетюркскими рунами. Несмотря на временной разрыв в несколько тысячелетий, некоторые знаки демонстрируют поразительное сходство, что может свидетельствовать о возможных культурных и лингвистических контактах.
Мифология и верования, пантеон богов и героев: сравнительный анализ
Особый интерес представляет сопоставление шумерского пантеона богов и героев с древнетюркской мифологией. Многие имена и эпитеты божеств обнаруживают поразительные лексические параллели. Собственно, с этого и началось интерес исследователей шумеро-тюркскими параллелями. В середине XIX века после прочтения и расшифровки основных шумерских клинописных текстов, учёные обратили внимание на близкое сходство главных божеств у шумер и древних тюрков.
Dengir, Dingir (Денгир)-главное шумерское божество. Бог неба. Также мог обозначит "небо", противоположность "земли- ki". Тюркское главное божество Tengri (Тенгри), небесный отец, другие божества подчиняются ему.
Umal, Umul (Умал, Умул) - мифическое существо с обликом новорожденного ребенка, связанное с темой сотворения человека; фигурирует в мифе "Энки и Нинмах". Umay (Умай)-древнетюркская богиня-мать, следующая по величию после Тенгри, символизировала утробу, рождение, защищала младенцев и детей до 6 лет, символизировала благосклонность матери-природы к человеку.
Арали - шум. эпитет подземного мира. - Древнетюркский бог подземного мира - Эрлик (Аралик).
Уту, Уд - шум. бог солнца. Тюрк. ut - огонь, свет. (Od, ot - турецкий - : огонь)
Аба - бог-покровитель города Аккад; наиважнейший бог аккадского пантеона. Тюрк. Abï - старший, дядя. (aba, apa)
АбСу (Аба Су) - шум. Бог-отец всех мировых вод; тюрк. AbıSu - старший вод.
ИлАба - см. Аба. Тюрк. - İl Abı - отец страны, правитель.
Зиусудра - шум. герой, переживший Потоп и обретший бессмертие; прототип библейского Ноя. Это священное имя несет тюркское Su - вода. Ziu + su-dra - тюрк. Žïü sud(d)a - (тот, кто) зачерпнул (всё) из воды.
Ашнан - шум. богиня урожая и злаков. Воплощение богини, благословляющей пищу. Тюрк. - Ash Anan - Мать пищи.
Ишкур - шум. бог бури; скорее всего, этимологически близок к тюркской форме Ishkır - громкий свист.
Инанна, Гасан-анна - в шум. мифологии и религии - центральное женское божество. Инанна изначально считалась покровительницей пищи, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. Она рано слилась с Иштар. Иштар происходит от шум. числительного Əš - один, Əš-ta - первый, в данном случае - Первая. Тюрк. - Ana, Anan, Anne, Инәй (мать, госпожа мать). Возможно татарский глагол "инану", "инанмак" (верить) тоже имеет общий корень с этим божеством.
Наная (Ая) - одна из шум. богинь, схожая по характеру с Инанной и воспитанная ею. Изображается символами - месяц и звезда. Тюрк. Ay (Ai) - месяц.
Нинтур - шум. богиня деторождения, одно из воплощений Богини-Матери. Тюрк. - Ani/Anan toru - Мать жизни.
Нинтуд, Нин-туд - шум. богиня, одна из участниц в устроении (организации) мира. Тюрк. - Ani/Anan tudu - Мать деторождения. Tudı - родился. Tudyra - родовой, родственный.
Эн (Ан) - эпитет шум. духов и богов, компонент имен. Тюрк. Yan - дух.
Энлиль - шум. бог ветра. Тюрк. - Yan Yil - Дух ветра.
Энсаг - бог-покровитель Дильмуна. Дильмун - остров святых в шум. мифологии. Шум. sag - бить (тюрк. sugu). Дух войны, битвы. Тюрк. Yan Sugu - дух битвы.
Энкиду - в шумерско-аккадской мифологии - герой, союзник и друг Гильгамеша (Билгемеса). Изначально он не был человеком. После вступления в цивилизацию его первое занятие - пастух. Возможно, поэтому ему дали такое имя - шум. kəd - пастбище. Тюркские корни: yan - дух, kötu - пасти, ждать.
Билгемес - шум. версия аккадского имени Гильгамеш. Выделяются два имени - Bilge - мудрый, Mes / Mesh - в семитских языках Муса, Моше (Моисей). Тюрк. Bilge - мудрый - Бильге-каган Великого Тюркского каганата.
Хумбаба - монстр, гигант, противник Билгемеса и Энкиду. Тюрк. Kum Baba - песчаный дедушка.
Ураш - (шум. Urush - свирепый) в одной из гипостасей (обличий), мужской персонаж, ранний прототип Нинурты. Тюрк. Urış - бить, косить - следовательно, Ураш - боец, герой. (срав. ураа- тюрко-татарс. боевой клич) (Урас: тюркское мужское имя)
Харханум (Харахану) - бог, упомянутый в поэме "Хараб или Теогония Дунну". Тюрк. Kara kanïm - Черная кровь.
Бел - в религиях древней Месопотамии обозначение верховного бога. Применялось к шум. богу Энлилю, одному из троицы космических богов (Ану, Энлиль, Эар), а позднее обозначало Мардука, бога города Вавилона. Тюрк. Belya - знать. Бел - Мудрец.
БэлУзну - один из эпитетов Эара. Тюрк. - Bel + üzne - Наш Мудрец.
Эа, Эар, Ар - один из троицы космических богов, бог Земли - тюрк. yir (земля) (сравн. yir и англ. earth)
Белет - эпитет верховной богини, жен. р. от Бел; чаще всего этот эпитет применялся к Иштар. В отличие от мужского Бел - Мудрец/Мудрец, Белет - Мудрая/Госпожа. Тюрк. belya - знать, Бел - Мудрец.
Шам-хаты - из шум. мифологии - спутница Билгемеса и возлюбленная Энкиду. Тюрк. Khatın - женщина, госпожа.
Каку - посланник небесных богов, появляющийся в шум. поэме "Нергал и Эрешкигаль". Тюрк. - Kük, Kuk - небесный.
Сагбурру - хищник, нападающий на скот. Появляется в шум. поэме "Энмеркар и Эншухкешданна". Тюрк. - sugu boru - убивающий волк.
Как уже заметили из показанных примеров и в ходе проведенного анализа лингвистических данных, что между шумерским и тюркскими языками существуют многочисленные и разнообразные параллели на лексическом, морфологическом и грамматическом уровне. Особенно показательны совпадения в базовой лексике (местоимения, термины родства, природных явлений, названия животных и растений), падежных окончаний и глагольных форм, которые традиционно считаются наиболее устойчивыми и меньше подвержены изменениям в течении времени, также мало заимствуются из других языков.
Выявленные параллели вряд ли могут быть объяснены чисто случайными совпадениями, учитывая их большое количество и системный характер.
Можно выделить три основные гипотезы, объясняющие наблюдаемые языковые параллели:
Гипотеза о генетическом родстве, согласно которой шумерский язык является древним представителем алтайской (в частности, тюркской) языковой семьи или находится с ней в близком родстве.
Гипотеза о языковых контактах и заимствованиях, предполагающая, что шумеры и предки тюркских народов имели длительные культурные и экономические связи, что привело к значительному взаимному влиянию их языков.
Гипотеза ареально-типологического сходства, согласно которой шумерский и тюркские языки независимо развили сходные структурные черты под влиянием общих тенденций языкового развития или в результате ареального взаимодействия с другими языками региона.
В пользу первой гипотезы говорит наличие многочисленных лексических параллелей в базовой лексике, а также структурные сходства в морфологии и синтаксисе. В доказательство этой гипотезы работает также последние исследования генетиков. Сторонники второй гипотезы указывают на значительный временной разрыв между шумерской цивилизацией и первыми письменными свидетельствами о тюркских языках. Третья гипотеза акцентирует внимание на том, что агглютинативная структура как шумерского, так и тюркских языков может быть результатом независимого параллельного развития.
Следует отметить, что эти гипотезы не являются взаимоисключающими. Возможно, что между шумерским и тюркскими языками существует отдаленное генетическое родство, которое было усилено последующими языковыми контактами и типологическими процессами конвергенции.
В последнее время получила развитие гипотеза, в соответствии с которой этруски являлись представителями древней шумерской цивилизации . Когда в XXIV в. до н.э. Шумер был завоеван аккадским (семитским) царем Саргоном Древним, началась семитизация и миграция частей прежнего шумерского населения в разные стороны. Этруски могли быть потомками одной из частей шумерского народа, ушедшей в Европу. Другая часть носителей шумерской культуры мигрировала в Центральную Азию, где после контактов с местными этносами стала основой тюркской цивилизации. В языке этрусков и тюрков обнаружено множество идентичных слов, большинство из которых, естественно, претерпели изменения, но многие совпадают и сегодня.
Именно этим можно обьяснить наличие довольно большого числа тюркизмов в европейских языках. Этрусски близко контактировали с латинянами и древними греками и были потом ассимилированы ими, передав им свою передовую культуру, в т.ч. лексические элементы из ремесел и религиозной жизни.
Но вышеуказанные смелые теории остаются гипотезами и до последнего времени окончательно не приняты мировым научным сообществом. Имеются несколько факторов способствующих к такому положению. Это и недостаточность проработки теории из-за нехватки доказательных материалов. Новизна и смелость утверждений и сравнительно недавное их возникновение. Имеются также утвердившиеся контр-аргументы противников шумеро-тюркских языковых и культурных связей.
Сюда ещё можно добавить политико-идеологические факторы. Господствующий европоцентристкий подход в мировую историю, считающий тюркскую цивилизацию перефирейной, сравнительно молодой, возникшей только в первых веках нашей эры и оказавший небольшое влияние в развитие мировой цивилизации. Утвердилось, что всё передовое, прогрессивное идёт от индоевропейцев и семитских народов.
Но хочется верить, справедливость восторжествует, найдутся твердые доказательства, будут веские аргументы в пользу теорий шумеро-тюркской (прототюркской) близости.
Надеюсь статья была интересна и полезна для широкого круга читателей, начиная от любителей тюркской истории и лингвистики, кончая интересующимися древнейшими цивилизациями на заре человечества. Поделитесь впечатлениями, жду ваших комментариев и отзывов.
Оформляйте подписку на канал, чтоб не пропустить следуюшие выпуски. Дальше будет ещё интереснее.
Буду очень рад, если поддержите канал донатами, нажимая соответствующую кнопку (указатель) под данной статьей. Ваша финансовая поддержка поможет нам продолжать создавать интересный и качественный контент.
Предыдущие статьи по данной тематике: