Найти в Дзене
TÜRKLER için-для ТЮРКОВ

Кто же такие этруски? Родство этрусков и прототюрков.

Шумеры создавшие один из первых в истории государств, давшие очень многое мировой цивилизации, этруски предшественники Рима и древние прототюрки имеют очень много общего. Это прежде всего касается языкового сходства, но и в материальной и духовной культуре находим общие элементы, доказывающее что они близкородственны и имеют общие корни или жили в соседстве, тесно взаимодействуя. Сюда ещё можно добавить американских народов майа, инков, ацтеков, а также кочевых индейских племен чероки, сиу и др., в языке которых много тюркизмов. Это не голое утверждение или желаемое выдавать за действительное, а серьезные научные исследования в этой области историков, лингвистов, тюркологов, этрускологов, шумерологов. Правда многие утверждения ещё не приняты окончательно мировым научным сообществом, и существуют на уровне научных гипотез. Этому во многом мешает устоявщиеся евроцентристская, индоевропейская (индо-арийская) теория развития человечества, которая считает тюрков сравнительно молодой циви
Оглавление

Tilde, Fikerde, İştе- Birlik!

Шумеры создавшие один из первых в истории государств, давшие очень многое мировой цивилизации, этруски предшественники Рима и древние прототюрки имеют очень много общего. Это прежде всего касается языкового сходства, но и в материальной и духовной культуре находим общие элементы, доказывающее что они близкородственны и имеют общие корни или жили в соседстве, тесно взаимодействуя. Сюда ещё можно добавить американских народов майа, инков, ацтеков, а также кочевых индейских племен чероки, сиу и др., в языке которых много тюркизмов. Это не голое утверждение или желаемое выдавать за действительное, а серьезные научные исследования в этой области историков, лингвистов, тюркологов, этрускологов, шумерологов. Правда многие утверждения ещё не приняты окончательно мировым научным сообществом, и существуют на уровне научных гипотез. Этому во многом мешает устоявщиеся евроцентристская, индоевропейская (индо-арийская) теория развития человечества, которая считает тюрков сравнительно молодой цивилизацией, возникшей в начале новой эры в Центральной Азии, далеко от центров развития древних цивилизаций. Но накоплением неопровержимых фактов и аргументов в пользу этой гипотезы научное сообщество придёт окончательному выводу о тесных связах между древними шумерами, этрусками, скифами и прототюрками и более того о генетическом родстве этих цивилизаций.

Этруски.

Этруски (самоназвание — расены, лат. Etrusci, греч. тиррены) — древний народ, населявший в 1-м тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (историческая область Этрурия, в основном современная Тоскана). Их высокоразвитая цивилизация оказала значительное влияние на формирование римской культуры и государственности. 

Этруски были предшествениками Римской цивлизации и оставили римлянам достижения во многих областях. Они передали римлянам строительные технологии (например, арочные и сводчатые конструкции), элементы религии, искусства (реалистичный портрет, скульптура, такая как Капитолийская волчица), а также государственные традиции и символы власти. Рим основали тоже они, Ромул, по приданию был внуком этрусского правителя. И одно время даже управлялся этрусскими царями.

Этрусская культура отличалась высоким уровнем развития ремесел (обработка бронзы и железа), торговли и мореплавания. Они оставили после себя множество артефактов и уникальные гробницы-тумулусы с яркими фресками, изображающими сцены пиров и танцев. 

В конечном итоге этрусская цивилизация была поглощена расширяющимся Римским государством: в 90 г. до н. э. этруски получили римское гражданство, а в 27 г. до н. э. их земли были полностью присоединены в Римскую империю. 

-2

Несмотря на богатую археологию, которая дает нам много интересной информации о жизни этруссков, к сожалению, сам этрусский язык до последнего времени оставался непонятным, хотя его легко читать: этрусски заимствовали вариант западно-греческого алфавита, и поэтому их надписи легко читать. Всего сохранилось более десяти тысяч этрусских надписей, и именно от этруссков этот алфавит попал к римлянам и стал латинским алфавитом.

-3

Этрусской письменностью ученые занимаются с XVI века. Для расшифровки древних надписей специалисты использовали латинский, греческий, древнееврейский, славянский, финский и многие другие языки. Попытки не дали желаемых результатов, а лингвисты-скептики заявили, что этрусские надписи нельзя прочитать.

Австрийский языковед Вильгельм  Бранденштейн, вплотную занимаясь проблемой происхождения этрусков, выступил сторонником восточного происхождения этрусков (W. Brandenstein, Die Herkunft der Etrusker. Leipzig, 1937).

Индоевропейские элементы этрусского языка он объяснял влиянием на него западноевропейских языков. В этрусском языке он находил тюркизмы, и на этом основании он пришел к выводу, что во II тыс. до н.э. предки этрусков обитали в Центральной Азии. Оттуда они перебрались на северо-восток Малой Азии, где из скотоводов превратились в морских разбойников. Переселение этрусков в Италию В. Бранденштейн датирует 900-800 гг. до н.э.

Взаимоотношениями этрусского и тюркского языков долгое время занималась Adile Ayda (Адиле Айда)-(1912-1992), турецкий этрусколог, профессиональный дипломант, дочь известного татарского и турецкого ученого и политика Sadri Maksudi-Arsal (Садри Максуди-Арсал).

-4

Адиле Айда этрусской проблемой начала заниматься под влиянием идей своего отца, который, интуитивно чувствуя тюркскую особенность этрусского языка, серьезно занимался изучением языковых и других проблем этрусков, но не успел закончить своих исследований. Зная это и использовав свое положение посла в Италии, Адиля Айда начала серьезно изучать проблемы этрусков. По ее словам, в течение трех лет она проштудировала все источники по этрускологии. В 1971 г. выпустила кни­гу на французском языке «Les Etrusques etaient– ils desTurcs?» («Были ли этруски – тюрками?»). Со дня сдачи рукописи этой книги в типографию Адиля Айда еще в течение 16 лет занималась проблемами этрусков и в 1985 году издала другую книгу «Les etrusques etaient desTurcs (preuves)» («Этруски были тюрками»).

Автор считает этрусков прототюрками. Этой точки зрения придерживались американский ученый Исаак Тейлор, французский исследователь Карра де Вауксом и австрийский ученый Вильгельм Бранденштейн. После издания этой работы Адиля Айда продолжает совершенствовать книгу и в 1992 году издает ее на турец­ком языке «Etruskler (Tursakalar) Turk idiler. (ilmi deliller) («Этруски-Турса­ка – были тюрками. Научные доводы»).

Среди тюркских ученых имеется версия о том, что во II тысячелетии до н.э. индоиранцы называют среднеазиатские тюркские племена этнонимом тур (ту-эр>тур «горные люди»), а место их обитания — Тураном. Позже туры появляются в Малой Азии — в Анатолии, здесь греки слово «туран» произносят как «тиррен». И как раз тиррены признаны также предками этрусков. По мнению Адили Айда, туры консолидируются с саками, и еще до их прихода в Италию они начали называться новым вторичным этнонимом «турсака», который в латинском языке произносится как «турски», от которого происходит и этноним «этруски».

Осенью 2013 г. в Риме вышла книга профессора по лингвистике и палеоязыкам Марио Алинеи «Этруски были тюрками (Со времени открытия подтверждений языкового и культурного родства)».

Книга начинается с результатов недавно проведенных генетических исследований. Дело в том, в последнее время к этрускологам присоединились и генетики. Большая группа медиков-биологов и генетиков из Туринского и других научных центров Италии во главе с профессором Альберто Пияцца, а также представитель департамента генетики Стэнфордского университета пришли к неожиданному выводу: этруски — это генетические турки, то есть выходцы из Малой Азии. Митохондриальные ДНК, взятые у различных жителей Тосканы, которые на протяжении поколений и по географическому названию считались связанными с этрусками, сравнивались с ДНК всех жителей Европы, включая Турцию, Южную Италию, а также Ближний Восток.Эти образцы ДНК жителей проэтрусских жителей полностью совпали только с ДНК населения Турции и часть образцов совпали с данными жителей греческого острова Лемнос. Можно резюмировать, этруски сходны с анатолийскими турками, а через них полосой до тюркоязычных народов Кавказа, Поволжья, Ирана и Туркестана. Дальше автор показывает родство языковое и культурное. Указаны параллели в фонетике, морфологии и лексике.

Так же отмечены значительные соответствия в культуре: миф о происхождении от волчицы, аналогии в религии, живописи, архитектуре, ювелирном деле, в алфавите, традиционных видах спорта (вольной борьбе), в музыке, в танцах, ритуалах (похороны, праздники), в одежде и т.д.

Firudin Ağasioğlu
Firudin Ağasioğlu

Здесь можно вспомнить о том, что азербайджанский филолог, тюрколог Фирудин Агасиоглу еще в 2010 году издал книгу «Этруско-тюркская связь» (F. Ağasioğlu, “Etrusk – türk bağı”, Bakı, 2010). Фактически в обоих исследованиях много схожего. В книги Ф. Агасиоглу, переизданной на немецком языке в Германии, на картинке показана аналогия между этрусским и древнетюркским (руническим) алфавитами.

Некоторые особенности, которые отмечает Агасиоглу:

-Отсутствие буквы B в этрусском алфавите — только P. Это отражает древнее состояние тюркского языка, когда «б» произносилось как «п».

-Отсутствие буквы D в этрусском алфавите — есть только T. В древнетюркском словах, ныне начинающиеся на «д», начинаются на «т».

-Отсутствие звука G в этрусском алфавите — был звук K, записывавшийся четырьмя разными знаками в зависимости от окружающих гласных. В древнетюркском также слова, ныне начинающиеся на «g», начинаются на «k».

Фарит Латыпов
Фарит Латыпов

Существует несколько десятков вариантов расшифровок слов этрусского языка. Прорыв был совершен тридцать лет назад уфимским ученым Ф.Р.Латыповым. Фарит Рифгатович Латыпов (1950 г.р.). Кандидат технических наук и доцент, но более известен как энтузиаст-лингвист. А прославился он многолетними исследованиями древних языков Средиземноморья, включая гетто-франкийские и этрусские тексты. На основании фоноэволюционной пратюркской гипотезы и используя новые методы ПЭКФОС успешно расшифровал многие этрусские тексты, в том числе и текст на стеле с острова Лемнос.

Kâzım Mirşan
Kâzım Mirşan

Казым Миршан (Kâzım Mirşan, 1919 — 2016), турецкий исследователь, известный своими исследованиями истории Турции, особенно прототюрков. Миршану удалось расшифровать текст Глозельских надписей, используя тюркские языки. Глозельские надписи, обнаруженные на территории совр. Франции, имеют на несколько столетий раннюю историю и очень схожи этрусскими письменными памятниками. О результатах своих исследований он сообщил профессору из Сорбонны Роберту Лирису. В 1993 году в Сорбонском университете состоялась конференция на тему «Начало алфавитного письма и Глозельские тексты».

Мирфатых Закиев
Мирфатых Закиев

Мирфатых Закиевич Закиев (1928  — 2023), советский и российский-татарский лингвист, тюрколог, академик из Казани. Изучив большое количество разных источников об отношении этрусского языка к тюркскому, автор пришел к следующему выводу. Этрусский язык в том состоянии, в каком он дошел до нас, не является обычным тюркским языком огузо-кипчакского типа. Под влиянием ряда западноевропейских языков он сильно отошел от обычных тюркских норм. Его нельзя считать также прототюркским, ибо от него больше не отпочковывался ни один из тюркских языков. Но он сам, происходя от обычного прототюркского языка, во II тысячелетии до н.э. сильно отдалился от обычных тюркских норм.

Закиев еще раз напоминает, что у тюрков и этрусков было принято писать справа налево, обозначать буквами только согласные (ртк — артык ‘больше, лишний’, блк — балык ‘город’). Такая особенность письма всегда была препятствием для расшифровки этрусских надписей для ученых, не владеющих тюркским языком.

Вслед за турецкой исследовательницей Адиле Айда, Закиев перечисляет 40 общих этрусских и тюркских слов. 15 из них выражают религиозные понятия, они вошли и в латинский язык, ибо римляне богослужение тогда совершали на этрусском языке. Остальные 25 слов применялись только в этрусском и тюркском языках.

Ниже приводим наиболее интересные примеры этрусской лексики из трудов Адиле Айда, с близкими тюркскими параллеллями.

1. Augur- счастливая весть, счастье (отсюда итал. auguri- счастье). Ugur (тур.)- хорошая примета, счастье.

2. Camillus (kam-illus) -младший помощник священника. Каm- языческий священник древн.тюрков, и сейчас используется у сибирских тюрков. В татарском языке "камлау"-языческий обряд. illus-суффикс уменьшительности в латинском яз.

3. Macte (makte)- слово употреб. в молитвах при жертвоприношениях богам; глагол "maktare"- хвалить(богов) Мактамак (татар.)- хвалить

4. Avi (auil)- год; Yıl (общ.тюрк.)- год

5. Aegr- больной; Aegrum (лат.)- недуг, печаль; Agrı (турец.)- боль, недуг, печаль; Авыру (татар.)- болезнь

6. Tunica- туника; Тун (татар.)- шуба; Don(тур.)- одежда (устар.)

7. Сuria (kur-ia)- политическая или религиозная организация, на которые подразделялись жители Рима; Kurmak(тур.)- создавать, организововать; Кору (тат.)- создавать

8. Sellacurus- кресло, на которых сидели государственные мужи во время собраний; Kurul (тур.)- совет, комиссия, президиум; Курултай (тат)- съезд, общее собрание

9. Balte- пояс, к которой прикрепляется меч (английское "belt-пояс", из этого же источника); Belde - на поясе, bel (тур.)- талия, пояс.

10. Atta- латинизированное этрусское слово со значением "дедушка"; Ata (тюрк.)- отец, дед.

11. Apa-отец, дед; Apa (Орхоно-Енисейские эпитафии)- дед.

12. (O)clan (oklan)- сын; Oğlan (тур.)- мальчик, сын; Угыл, углан (тат.)- сын, мальчик. Этимология слова "Clan-клан"- клан, группа людей, семья, берет начало от этрусского (О)clan.

13. Peke-госпожа; В латыне "begoe"-пророчица, получающая вдохновение от богов); Бикә (тат.)- госпожа

14 Thap- глагол, означающий связь с богами; Tapmak (тюрк.)- поклоняться богам, боготворить.

15. Tush- могила; төшерү-tösherü (тат.)- опускание (в могилу).

16.Cap (kap)- сосуд, вместилеще; Kap (тюрк.)- тара, футляр, сосуд.

17. Nac (nak)- как? почему?; Ник? Нигә? (тат.)-почему? Niye? (тур.)- почему?

18.Mi, mini- я, меня; Мин, мине (тат.)- я, меня.

19. Vel- он; Вел (чуваш.)- он; Ул-ul (тат.)- он.

20. Ananc (anank)- одно из местоимений; Аның-anıng (тат.)- его.

21. Tarquin(ius)- одно из званий, должностей области, региона в Этрурии; Тархан-tarhan (тат.)- правитель региона, обл.; Tar- в древности имело значение "земля, территория", отсюда латинское "ter"-земля.

Как было сказано выше татарский интузиаст-исследователь из Уфы Латыпов Фарит Рифгатович подробно изучил этрусские и минойские-терринские письменные источники (Лемносская стела). В своей книги он приводит словарь из 411 тематичеческих слов, к которым приведены аналоги из других языков, в т.ч. из тюркских. Из этих материалов видно, что большинство терминов родства, названия частей тела, слов, относящихся к животному и растительному миру, природе и многих других терминов в этрусском и тюркских языках образованы из одних и тех же корней.

Этрусский язык, как и тюркские языки, относится к агглютинативным языкам. Подлежащее в этрусском предложении стоит на первом месте, а глагольное сказуемое-на последнем.

Наглядно посмотрим примеры этрусско-тюркских соответствий из книги Латыпова Ф. Р.

1. Числительные:

1- pr- bir(тур.), бер(тюрк, тат.)

4- thuruth- dört (тур.), дурт(тюрк.)

5- mex- beş (тур.), беш (тюрк.)

6- velti-altı (общ.тюрк.), велти (чуваш.)

8-sex- sekiz (тур. и др.тюрк.)

9- thux- tokuz (тур.), тугыз (тюрк.,тат.)

10- un- on (тур.), ун (тюрк.,тат.)

30- utus- otuz(тур.), утыз(тюрк.тат.)

40- caruc- kırk(тур.), кырык (тюрк.тат.)

50- ellu- elli(тур.), елли (тюрк.).

Личные местоимения:

я- mi(этр.)-min(мин)(тюрк.тат.), ben(тур)

ты- te(этр.)-sen (тур.), sin(син)(тюрк.тат)

мы- man (этр.)- bez (общ.тюрк.)

вы- tan(этр.)- sez(общ.тюрк.).

Прилагательные-цвета:

белый- ac (этр.)- ak (общ.тюрк.)

черный- hara(этр.)- kara (общ.тюрк.)

зеленый- xishl(этр.)- yeşil(тур.), яшел (тат.)

синий- siner(этр.)- zenger(общ.тюрк)

красный-husl(этр.)- kızıl (общ.тюрк.)

Математические термины:

число- san(этр.)- san (общ.тюрк.)

сумма, сбор- svem (этр.)- sum(сум)(тат.денеж.ед.)

сложение- cusu(этр.)- kushu(кушу)(тат.)

много- cuve(этр.)- küp(күп)(тат.)

достаточно- zeta(этр.)- çitâ(җитә)(тат.)

прибыль, приход- ceruru(этр.)- kerem(керем)(тат.).

Система измерений:

мера- sama(этр.)- çama(чама)(тат.)

мера веса(пуд, fut)- put(этр.)- pot(пот)(тат.)

шаг- athum(этр.)- adım(общ.тюрк.)

расстояние, на котором слышен крик человека- sacrum(этр.)- çakrım(чакрым)(тат.)

Для убедительности ещё примеры из разных областей:

дорога- ful (этр.)- yol (тур.)- юл(yul)(тат.)

земля- zer (этр.)- җир(cir) (тат.)

товарищ- epteshia (этр.)- иптәш (iptésh)(тат.)

представление(шоу)- tamasa (этр.)- тамаша(tamasha) (тат.)

горло- tamax (этр.)- тамак (tamaq)(тат.)

молоко- set (этр.)- süt (тур.)- сөт (söt)(тат.)

кровь- han (этр.)- kan (общ.тюрк.)

птица- cus (этр.)- kuş(тур)- кош(kosh)(тат.)

игла- ina (этр.)- iğne(тур.)- инә(inә)(тат.)

молоток- zucis (этр.)- çekiç(тур.)- чүкеч(çükeç)(тат.)

Слова, связанные с религией:

Главный этрусский бог- Tin, Tinia, название ассоциируется с шумерским Дингир, тюркским Тэнгри, он создал мир, руководил другими богами, обитает в небе. Главная богиня Uni, богиня плодородия, удачи. Её имя возможно происходит от "iuni-юность", в индоевропейских языках в этом же значение, в турецком "yeni-новый". Сравните с татарским "уңыш-урожай". Также Umay(Умай)-главная богиня в тюркском пантеоне.

Были таже Turan- бог любви, Menrva- богиня мудрости (вероятно,есть сходство с татарским "mi"-мозг), Turmus (вероятно общая этимология с татарским "tormış"-жизнь, бытие).

Если рассмотреть систему склонения существительных, мы увидим, что падежные окончания очень схожи между собой как этрусского, так и тюркских языков.

Если в индо-европейских и семитских языках в словосочетании из двух существительных (типа "запах цветка") определяющее слово стоит после определяемого и в родительном падеже, то в этрусском и тюркских языках определитель всегда стоит перед определяемым словом. Словосочетание будет "цветка запах"- "чәчәк исе". Этот факт тоже говорит не о просто языковом взаимовлиянии протюрок и этруссков, а об их генетическом родстве.

Наблюдается также многочисленные параллели в глагольных окончаниях склонения по времени и лицам. Ограничемся двумя примерами:

(Он) приводит- etera(этрус.), китерә (тат. приносит)

(Он) привёл- eterthi (этрус.), китерде (тат. привёл).

Такое обилие совпадений и параллелей в лексике, фонетике и грамматике этрусского и тюркских языков говорит о явно не случайном характере этих совпадений. Это очевидно, не только специалистам, но и широкому кругу читателей, особенно тюркоязычным. Это объясняет и доказывает не просто о культурном взаимовлиянии, а о генетическом родстве этих языков и народов. Можем с уверенностью утверждать, что этрусски были частью большого пратюркского мира, которая в виде анклава существовало на севере Аппенинского полуострова. А может даже не анклава, наличие в соседстве близких по культуре пеласгов и тирренов (Лемносская стела), чуть подальше скифов, найденые в Западной Европе Глозельские надписи (очень близкие этрусской эпитафии), говорят об обратном.

Правда, сравнительный научный анализ религий шумер, тюрков (тенгрианства) и этрусков пока не проведен, но его результаты могут стать, по мнению тюркских исследователей, еще одним мощным блоком гипотезы принадлежности этрусков к той же древней цивилизации, от которой произошли и тюрки.

В заключении хочется сказать, своими трудами тюркские ученые Kazım Mirşan (Турция), Adile Ayda (Турция, этн.татарка), Фарит Латыпов (РФ, этн.татарин), Мирфатых Закиев (Татарстан), Firudin Аğasioğlu (Азербайджан) внесли большой вклад в изучение древнейшей истории тюркских народов и совершили настоящий прорыв в этрускологии. Они расширили горизонты исследований этой науки путем привлечения в неё тюркологических материалов. Этим они сильно поколебали и ослабили европоцентристский подход в изучении этруссков, который существовал до них в науке.

Надеюсь статья была интересна и полезна для широкого круга читателей, начиная от любителей тюркской истории и филологии, кончая интересующихся античной историей и этрускологией. Поделитесь впечатлениями, жду ваших комментариев и отзывов.

Оформляйте подписку на канал, чтоб не пропустить следуюшие выпуски. Дальше будет ещё интереснее.

Буду очень рад, если поддержите канал донатами, нажимая соответствующую кнопку (указатель) под данной статьей. Ваша финансовая поддержка поможет нам продолжать создавать интересный и качественный контент.