Найти в Дзене

Уровни английского: нужно ли знать свой уровень владения языком?

❔Зачем же нужен уровень языка? Начнём с главного: уровень НЕ нужен студенту. Вот так — просто. Пользователю языка в реальной жизни глубоко всё равно, какой у него там A2 или B2. Вы же приходите к преподавателю не с запросом: «Здравствуйте, хочу C1». Нет. Вы приходите с запросами: — хочу пройти собеседование; — хочу не паниковать в аэропорту, когда отменяют рейс; — хочу нормально говорить с партнёрами, а не звучать как телеграм-бот; — хочу читать и смотреть сериалы без боли; — хочу не чувствовать себя примитивно в разговорах. Это всё не про уровень. Это про функции — что вы хотите уметь делать и говорить, благодаря английскому. #️⃣А вот кому уровень действительно нужен: ✔️ преподавателю Чтобы подобрать подходящие материалы и выстроить обучение «от простого к сложному». Если человека, который знает «ноль», просто бросить в языковую среду — он замкнётся. Учебники и уровни — это навигация, ступеньки. ✔️ составителям учебников Они должны понимать, какой материал давать на каком этапе. ✔️

❔Зачем же нужен уровень языка?

Начнём с главного: уровень НЕ нужен студенту.

Вот так — просто. Пользователю языка в реальной жизни глубоко всё равно, какой у него там A2 или B2.

Вы же приходите к преподавателю не с запросом: «Здравствуйте, хочу C1». Нет. Вы приходите с запросами:

— хочу пройти собеседование;

— хочу не паниковать в аэропорту, когда отменяют рейс;

— хочу нормально говорить с партнёрами, а не звучать как телеграм-бот;

— хочу читать и смотреть сериалы без боли;

— хочу не чувствовать себя примитивно в разговорах.

Это всё не про уровень.

Это про функции — что вы хотите уметь делать и говорить, благодаря английскому.

#️⃣А вот кому уровень действительно нужен:

✔️ преподавателю

Чтобы подобрать подходящие материалы и выстроить обучение «от простого к сложному». Если человека, который знает «ноль», просто бросить в языковую среду — он замкнётся. Учебники и уровни — это навигация, ступеньки.

✔️ составителям учебников

Они должны понимать, какой материал давать на каком этапе.

✔️ тем, кто формирует группы

Нужно, чтобы люди в группе были «из одного мира» — тогда они растут быстрее, им интересно, и никто не чувствует, что «я самый тупенький» или «мне слишком просто тут».

✔️ экзаменаторам

Им нужен инструментарий: FCE, CAE, CPE — чтобы оценить, может человек закрывать определённые задачи или нет.

Всё. Вот для чего это вообще придумано.

🏴Почему наш «уровень» не совпадает с реальностью

Потому что язык — живой, а жизнь не обязана подстраиваться под CEFR.

— Можно сдавать тесты на C1.3, но путаться во временах.

— Можно говорить дома только про еду (потому что с бабушкой — так), а в школе разносить биологию на академическом английском.

— Можно переехать, общаться с мужем только про бытовое, и — сюрприз — никакого там C2 у вас не будет.

Уровень языка — это не магия и не нимб над головой. Это просто показатель того, какие задачи вы можете выполнять.

*️⃣Функции + лексика + грамматика = уровень

Да, функции важны:

— заказать кофе — А2;

— рассказать об отпуске — B1;

— выразить мнение с аргументами — B2;

— звучать идиоматично и естественно — C1.

Но чтобы всё это выразить, нужны:

— лексика (разнообразная, не только «very good»),

— грамматика (ту, которую иногда хочется сжечь).

Без некоторых грамматических штук просто нельзя выразить определённые функции.

Например, HR на собеседовании ждёт от вас:

I’ve been working there for two years.

Если вы говорите проще — всё, минус уровень.

❔Почему так тяжело переходить на следующий уровень

Потому что:

— у всех есть асимметрия (кто-то лучше слышит, чем говорит; кто-то пишет, но молчит);

— мы ненавидим делать то, что получается хуже;

— ошибки закрепляются (fossilized) — и это потом тяжело выкорчевывать.

Продвинутое обучение и подготовка к экзаменам выравнивают навыки: вас заставляют делать то, что вы обычно избегаете. Писать, если не любите писать. Говорить, если прячетесь за чтением. Разбираться с нелюбимой грамматикой — чтобы не провалиться там, где это критично.

А если мне вообще нужно только одно — и быстро?

Нормально.

Если вы хотите только говорить — занимайтесь с преподавателем и делайте только это. Если вам не нужно писать — да и бог с ним.

Но: асимметричное развитие → сложнее догонять потом, когда внезапно понадобится «всё и сразу».

⭐️Так нужен ли уровень?

Уровень — это ярлычок для удобства.

Он помогает:

— преподавателю организовать обучение,

— вам — отслеживать прогресс,

— системе — выдавать сертификаты,

— работодателю — понимать, сможете ли вы работать на английском.

Но воспринимать его как жизненный приговор не надо.

Ошибки — это нормально.

Асимметрия — нормально.

Забытые времена — нормально.

Вы учите язык не ради уровня, а ради задач, которые хотите уметь выполнять в жизни.

И да, приятно поставить галочку «я стал выше».

Почему нет?

__________________________________________________________________________________________

🡆 Хотите больше материалов про английский? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Проверьте, как хорошо вы знаете рабочую лексику в нашем квизе