Найти в Дзене

Памятник, потерявший память

Странности и радости реставрации в XV веке В центральной части нашей страны соседствуют два белокаменных брата: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале. Оба были построены аж в начале 1200-х. Оба — под руководством великого князя Святослава Всеволодовича. Оба впечатляют резными барельефами на фасадах, бывшими своего рода «визитной карточкой» этого региона и эпохи. И оба, пожалуй, могут показаться странноватыми по силуэту строения и оформлению этой самой каменной резьбы. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Дело в том, что оба в XV веке (по разным причинам) обвалились. И оба были перестроены, но в разное время и с разным подходом к делу. Восстановление Георгиевского собора можно считать первой «комплексной реставрацией памятника». Он обрушился в 1452 и всего-то через 20 лет на спасение здания был направлен значимый архитектор Московского княжества Василий Ермолин. Проявив бережное отношение к культурному наследию, он не стал заменять обрушив

Странности и радости реставрации в XV веке

В центральной части нашей страны соседствуют два белокаменных брата: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале. Оба были построены аж в начале 1200-х. Оба — под руководством великого князя Святослава Всеволодовича. Оба впечатляют резными барельефами на фасадах, бывшими своего рода «визитной карточкой» этого региона и эпохи. И оба, пожалуй, могут показаться странноватыми по силуэту строения и оформлению этой самой каменной резьбы.

Дело в том, что оба в XV веке (по разным причинам) обвалились. И оба были перестроены, но в разное время и с разным подходом к делу.

Восстановление Георгиевского собора можно считать первой «комплексной реставрацией памятника». Он обрушился в 1452 и всего-то через 20 лет на спасение здания был направлен значимый архитектор Московского княжества Василий Ермолин. Проявив бережное отношение к культурному наследию, он не стал заменять обрушившиеся части кирпичной кладкой, а использовал оригинальные белокаменные блоки.

Одна беда: у него не было ни одной фотографии или видео, ни даже хотя бы первоначальных чертежей и зарисовок здания, не существовало и современных методов реставрации… Плюс ко всему за прошедшее с момента обвала время многие фрагменты обрели, видимо, более полезное применение в быту у местных жителей: камни просто растащили, чего лежат без дела.

-2

Как итог, собор стал приземистей, практически вдвое ниже! Но самая радикальная участь постигла каменное убранство. В первоначальной версии стены собора были украшены резным камнем «от подошвы и до верху». В летописях этот факт указали, но полного описания не сделали. Так что каменный тетрис Василий Ермолин собирал по собственному усмотрению из оставшихся кусочков. Получилось то, что мы видим сейчас.

Практически полностью сохранилась только северная стена, а в остальном — живописный хаос, в котором можно найти отголоски традиционных сюжетов: райский сад, поучительные легенды, изображения святых, аллегорические символы. Однако, о чем именно повествовало кружево стен Григорьевского собора в Юрьеве-Польском, разгадать не так просто. Какие тайны охраняли изящные грифоны? Зачем средневековые зодчие изобразили слона и откуда вообще знали, как он выглядит? Многие части каменного ребуса остаются загадкой большую часть жизни собора.

Мы продолжим рассказ в следующих публикациях. Подписывайтесь и ставьте уведомления, чтобы не пропустить.

А если не терпится, посмотреть дополнительную информацию об истории места и посмотреть фото можно тут (1, 2, 3, 4). Напомним, что в январе едем в новогодний тур по Владимирской земле, где расскажем об инженерных особенностях соборного зодчества, строительных и реставрационных перипетиях в его судьбе, контексте и традициях региона. Присоединяйтесь!

Спасибо, что дочитали!