Юрьев-Польский, что во Владимирской области, основал в 1156 году Юрий Долгорукий - он вообще основал пару десятков городов в Залесье, и Москва среди них тогда даже не очень выделялась. Приставка "польский" пусть не вводит в заблуждение: поляки не при чём, правильнее было бы Юрьев-Опольский, Юрьев-в-Полях - ведь здесь начиналось Ополье, лесостепной "остров" за непроходимыми окскими лесами. Тем более всяких Юрьевов в Древней Руси было немерено: Юрьевец на Волге, Юрьев под Киевом (ныне Белая Церковь), и даже эстонский Татрту - тоже бывший Юрьев.
В 1212 году город с округой получил в удел Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо. Изначально, по обычаю того времени, он взялся воевать с родными братьями за Владимир, но когда в 1216 году Владимирскому княжеству пришлось воевать с коалицией Новгорода, Смоленска и Ростова - вдруг вступился за старшего брата Юрия. Ту войну владимирцы всё равно проиграли, решающая Липецкая битва была как раз близ Юрьева, но Святослав оставался верен брату и участвовал в его войнах вплоть до битвы на Сити, где Юрий сложил голову.
В 1246-48 годах Святослав всё-таки стал Великим князем Владимирским, но затем был изгнан, немного повоевал с литовцами и ушёл на покой. В общем, на редкость для тех времён положительный персонаж, даже причисленный к лику святых. И именно ему Юрьев-Польский обязан Георгиевским собором.
Оставив машины на центральной площади, мы поднялись на вал. В Юрьеве есть свой кремль - кольцо валов около 350 метров в поперечнике, в которое заключены Георгиевский собор и Михаило-Архангельский монастырь - главные достопримечательности города.
Михаило-Архангельский монастырь также основал Святослав, за свою историю он разрушался не менее 4 раз, и нынешние его здания - 17-18 веков. Слева направо: собор Михаила Архангела (1792-1806), колокольня (1685-87), жилой корпус (1763), надвратная церковь Иоанна Богослова (1670), и наконец деревянная Георгиевская церковь (1718) из села Егорье, перенесённая сюда в 1960-е годы. Впрочем, о монастыре я подробнее расскажу в отдельном материале.
С другой стороны вала - среднерусский уездный городок.
Гранитный Святослав взирает на купеческие лавки:
Вид монастыря с другой стороны - в кадре ещё и Знаменская церковь с трапезной (1625):
Левее виден здоровенный, громоздкий, да ещё и обезглавленный Троицкий собор (1909), из-за которого наша цель и выглядывает застенчиво:
Прямо внутри кремля - огороды. В уездных городах, в земляных кремлях, это обычное дело:
Улочка, ведущая к собору от задних ворот:
Как уже говорилось, Георгиевский собор стал последним русским храмом перед Монгольским нашествием - заложенный в начале княжения Святослава, освящён он был в 1234 году, то есть за 4 года до битвы на Сити. Изначально он выглядел иначе - гораздо выше и сложнее, но... в 1452 году храм обрушился, и решать эту проблему в Юрьев послали Василия Ермолина - главного архиктора Московского княжества.
Он в 1471 году провёл первую в истории России "комплексную реставрацию архитектурного памятника", вот только методов научной реставрации тогда не знали, чертежей и обмеров не было, а многие фрагменты за 20 лет успели растащить люди - и как результат, получилось совсем не то, что было изначально. Собор стал примерно вдвое ниже, но главное даже не это...
В белокаменном зодчестве Владимиро-Суздальской Руси была очень популярна каменная резьба - скульптуры, барельефы, орнаменты. Ими покрыта половина Дмитриевского собора во Владимире, они украшают церковь Покрова на Нерли, но апофеоза это искусство достигло в Юрьеве-Польском.
Собор был покрыт фигурами и орнаментами почти целиком, и его убранство слагало цельную картину - то ли рассказ, то ли космогонию - и вот именно её-то восстановить не удалось: теперь собор - как чудом уцелевшие обрывки сгоревшей рукописи.
Но он такой 550 лет из почти 800 лет своей истории...
Особенно хорошо это видно на южной стене, к которой мы вышли - она сильнее всего пострадала от обрушения, и теперь фигуры на ней образуют живописный хаос.
Но даже сами по себе эти фигуры потрясают!
Грифоны совсем вавилонские:
Важнейшие сюжеты южной стены - Преображение Господне над окном:
И Богоматерь Оранта на портале:
Ещё тут есть такой экзотический сюжет, как Вознесение Александра Македонского - подобным барельефом украшен ещё и Дмитриевский собор во Владимире: почему-то в Древней Руси было популярно представление о Македонском как об этаком православном крестоносце, ну да впрочем что ж вы хотите от 12 века? Я этот сюжет не приметил, более всего похож мужик с распростёртыми руками в правой части кадра:
Помимо скульптур, собор покрыт орнаментами, которые особенно хороши именно на углу - вероятно, угол меньше пострал от обрушения:
А ведь кому-то не проблема опознать каждого из этих святых...
Это уже западная стена:
Здесь выделяются святые деисусного чина, раньше стоявшие в нишах аркатурно-колончатого пояса:
Здесь самый интересный сюжет - "Семь отроков Эфесских", о семи молодых христианах, которых римляне замуровали в пещере, где они проспали несколько веков, и вышли на свет живыми уже в православной Византии. Но этого сюжета я опять же не опознал.
Немного фигур Ермолин встроил даже в барабан:
Но в первую очередь Георгиевский собор - это северная стена: она сохранилась целиком, до уровня аркатурно-колончатого пояса включительно, и сохранила свою сюжетную картину.
Над входом в собор - Святой Георгий (Юрий), за ним - князья Владимирские:
Именно княжеские фигуры - в нишах аркады:
Тут, извините, я вспомнил всякую фэнтезю...
Лица впечатляют:
Звери - тоже:
Кстати, одна из достопримечательностей северной стены - слон, и своего рода игра многих у посещающих Юрьев путешественников - суметь этого слона найти. Скажу честно - это не просто: я его сам не приметил, а что он там есть - узнал лишь по возвращении. "Вот слона-то я и не заметил", что называется...
Есть тут и ещё пара опять же неузнанных мной сюжетов: "Даниил во рву львином", "Три отрока в пещере огненной" - и в целом, всё вместе складывается в одну идею: "с нами Бог!", богохранимость Владимиро-Суздальского княжества, то есть в перспективе - России.
А вот ещё интересный сюжет - буковки чуть левее лица. Можно отчётливо прочесть "Баку" - на самом деле это фрагмент имени главного зодчего, скорее всего Бакун или Бакум (Аввакум?). Кто он был и откуда, теперь уже никто не скажет. Всего же над собором работала артель из не менее чем 20 человек. Искусствоведы по "почерку" распознали авторства как минимум 11 разных скульпторов.
Ещё в собор можно зайти. Смотритель - с виду обычный районный мужичок, но как оказалось, по крайней мере историю собора знает отлично. Росписи на потолке, по его словам, 1827 года... но главное - белые камни с барельефами, собранные археологами по окрестным огородам. Туристов в соборе много, снять кадр без 3-5 человек почти нереально - всё ж таки мы на "Золотом Кольце"...
Важнейший из здешних камней - Святославов крест:
Главная святыня собора:
Немного о других храмах Владимиро-Суздальской земли - Рождественском соборе в Суздале и Дмитриевском во Владимире:
Камни, камни, камни...
Напоследок - ещё пара кадров с другой стороны вала: