Найти в Дзене
В Движении

Toyota Century с V12: зачем японцы продолжали делать этот седан таким же, как и 20 лет назад

Представьте автомобиль, который мог появиться в любую эпоху. 80-е? Подходит. 90-е? Тоже годится. Нулевые? Без вопросов. Toyota Century второго поколения настолько консервативен и принципиален, что напоминает вагон Восточного экспресса, каким-то чудом докатившийся в новое тысячелетие с 12-цилиндровым мотором под капотом. Это седан не для всех. Это машина для тех, кто заработал право ездить на заднем сиденье. И когда видишь, с какой тщательностью здесь продуман каждый элемент для пассажиров, понимаешь: Toyota создала не просто автомобиль, а философское высказывание на тему традиционных ценностей. Century в переводе - "столетие". Седан появился в 1967 году как подарок Toyota к столетию со дня рождения основателя компании Сакичи Тойоды. Он в 1926 году организовал производство автоматических ткацких станков, а спустя десятилетие его старший сын Киичиро взялся за автомобили. С тех пор Toyota стала производителем номер один в мире, завоевала три четверти японского рынка. И даже в 2024 году,
Оглавление

Представьте автомобиль, который мог появиться в любую эпоху. 80-е? Подходит. 90-е? Тоже годится. Нулевые? Без вопросов. Toyota Century второго поколения настолько консервативен и принципиален, что напоминает вагон Восточного экспресса, каким-то чудом докатившийся в новое тысячелетие с 12-цилиндровым мотором под капотом.

Это седан не для всех. Это машина для тех, кто заработал право ездить на заднем сиденье. И когда видишь, с какой тщательностью здесь продуман каждый элемент для пассажиров, понимаешь: Toyota создала не просто автомобиль, а философское высказывание на тему традиционных ценностей.

Century в переводе - "столетие". Седан появился в 1967 году как подарок Toyota к столетию со дня рождения основателя компании Сакичи Тойоды. Он в 1926 году организовал производство автоматических ткацких станков, а спустя десятилетие его старший сын Киичиро взялся за автомобили.

С тех пор Toyota стала производителем номер один в мире, завоевала три четверти японского рынка. И даже в 2024 году, несмотря на китайскую экспансию, именно Toyota остаётся самым продаваемым автомобилем в мире.

Второе поколение Century производилось два десятка лет - с 1997 по 2016 год. За это время вручную собрали всего 9.500 экземпляров. Штучный товар в чистом виде.

-2
-3

Царское место

Право ездить на заднем ряду Century нужно заслужить. Иногда на это уходит почти целая жизнь. Зато когда добираешься до задней двери, она встречает тебя с распростёртыми объятиями. Поручень раз, удобная ручка два, ещё один поручень три. Здесь всё рассчитано на людей с возрастными изменениями в суставах.

Пульты в подлокотнике с огромными кнопками управляют передним сиденьем и задним диваном. Возможности продольных перемещений и регулировки угла наклона спинки впечатляют. А если жалуетесь на нехватку места для ног, спинка переднего сиденья превращается в подставку. Можно возлежать с полностью выпрямленными ногами.

-4

Задняя стойка здесь превращена в подушку - чтобы прислониться и подремать. Странное решение - выступающий мыс с экраном допотопного телевизора, разделяющий водителя и пассажира. Выглядит не слишком изящно, но Century весь какой-то иной.

Мотор

Двигатель 1GZ-FE - самый уравновешенный, воспитанный и интеллигентный агрегат в мире. Единственный в истории серийный японский V12. Да, всего 280 л.с. с 5 л рабочего объёма, но как бархатно, как мягко он доводит их до колёс. Насколько ламинарна тяга, этот крутящий момент.

Невозможно припомнить другого двигателя с таким уровнем плавности перемещения. Поначалу даже непонятно, сколько передач у автомата - четыре или шесть. Моменты переключения не заметить даже по тахометру, потому что стрелки тахометра здесь нет. Лишь крошечный экранчик под спидометром показывает обороты коленвала.

-5

Два блока управления двигателем - по одному на каждую головку блока цилиндров. Сколько человеко-часов инженеров, водителей-испытателей, калибровщиков потрачено на такую работу мотора.

Ощущения от педали газа сравнимы с хорошей душевой лейкой. Не старой, которая то плюётся кипятком, то ледяной водой, а дорогой - с пятнадцатью режимами и массажем. Равномерный поток. После пары разгонов до высокой скорости начинаешь радоваться, что здесь только 280 л.с. - в маленьких колёсах невозможно спрятать производительные тормозные механизмы.

Подвеска

Пневмоподвеска не дотягивает до идеала силового агрегата. На малом ходу клапаны в амортизаторах практически распущены. Ощущение, что покоишься на водяном матрасе. Всё дышит, есть чувство левитации. Автомобиль впервые видел, чтобы после лежачего полицейского кормой успевал сделать два мощных амплитудных качка.

Проблема в том, что при наборе скорости клапаны не зажимаются. Century остаётся слишком расслабленным, воздушным. Острый жёсткий стык на дороге - и происходит неприятный удар с вибрациями неподрессорных масс. Один стык проезжает незаметно, следующий - удар и вибрации.

-6

На пятиметровом великане стоят 16-дюймовые колёса с огромным профилем. Кажется, любая дорога будет нипочём. Но нет. По плавности хода BMW 7-й серии E65 и Toyota с гидроподвеской находятся на ином уровне. Обидно за автомобиль, который несёт себя чинно и благородно, а какой-нибудь термический шов с эстакады разом всю ауру разрушает.

Управляемость

Шумоизоляция не отгораживает от окружающего мира полностью. В японской философии так не принято. Вы должны соучаствовать, понимать, что происходит вокруг. Немецкие одноклассники приучили к иному качеству изоляции, но Century делает по-своему.

-7

Реактивное действие на руле не назовёшь информативным. Рулевой вал словно на пружинке покоится, всегда одинаково возвращается в нулевое положение. В городе удобно - повернул, отпустил, руль сам вернулся. Даже на длинной дуге не теряешься.

Откровенно недостаточная поворачиваемость. Едет всегда на передних колёсах. Резкий манёвр выводит из равновесия. Крены заметные, но никаких доворотов. По прямой едет так, что начинаешь получать удовольствие. Не так много автомобилей дарят приятные эмоции именно курсовой устойчивостью.

Toyota Century - особенный автомобиль. Он не торопится никуда. Он просто есть - как данность, как философское высказывание, как напоминание о том, что не всё в этом мире должно гнаться за прогрессом.