Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Генерал Макклеллан. Несостоявшийся герой. Часть 2

Генерал Макклеллан. Западновирджинская кампания Репутация Макклеллана как великого полководца родилась в горах Западной Вирджинии. Проведенная с чрезмерной осторожностью и вечной нерешительностью кампания вкупе с неумеренной восторженностью газетчиков породили легенду «Макклеллан – Наполеон нынешней войны». А началось всё в апреле 1861 года в столице бывшей тогда единым штатом Вирджинии. Конвент штата большинством голосов принял решение о выходе из состава Союза. Голоса против, главным образом, были поданы делегатами из западной части штата, лежащей по ту сторону гор. Вернувшись на запад эти делегаты собрали свой конвент, который выступил: а) против отделения от Союза, б) решил направить своих делегатов в Конгресс США. В начале мая правительство Вирджинии направило в Западную Вирджинию полковника Портерфилда. Он должен был сформировать верное Конфедерации ополчение и защитить западную часть Вирджинии от вторжения с востока. А с востока мог вторгнуться как раз формировавший армию в Ога
Оглавление
Генерал Макклеллан.
Генерал Макклеллан.

Западновирджинская кампания

Репутация Макклеллана как великого полководца родилась в горах Западной Вирджинии. Проведенная с чрезмерной осторожностью и вечной нерешительностью кампания вкупе с неумеренной восторженностью газетчиков породили легенду «Макклеллан – Наполеон нынешней войны».

А началось всё в апреле 1861 года в столице бывшей тогда единым штатом Вирджинии. Конвент штата большинством голосов принял решение о выходе из состава Союза.

Голоса против, главным образом, были поданы делегатами из западной части штата, лежащей по ту сторону гор. Вернувшись на запад эти делегаты собрали свой конвент, который выступил: а) против отделения от Союза, б) решил направить своих делегатов в Конгресс США.

В начале мая правительство Вирджинии направило в Западную Вирджинию полковника Портерфилда. Он должен был сформировать верное Конфедерации ополчение и защитить западную часть Вирджинии от вторжения с востока.

А с востока мог вторгнуться как раз формировавший армию в Огайо Макклеллан. Он и вторгся, использовав как повод уничтожение Портерфилдом приграничных мостов. Дескать, это акт мятежа. Жители запада Вирджинии в принципе и сами засыпали губернатора Огайо просьба о вторжении.

Итак, кампания началась 26 мая 1861 года. Портерфилд не имел достаточных сил, чтобы остановить Макклеллана на границе. Конфедераты стали отступать.

При вторжении Макклеллан не отказал себе в удовольствии отступить от чисто военных полномочий и сделать громкие заявления по волновавшему общество вопросу о рабах:

«Несмотря на всё, что говорили предатели, пытаясь убедить вас в том, что наше появление среди вас будет ознаменовано вмешательством в дела ваших рабов, поймите ясно одно: мы не только воздержимся от любого такого вмешательства, но, напротив, железной рукой подавим любую попытку восстания с их стороны».

За что немедленно получил выговор от Линкольна. Мол, господин генерал, занимались бы вы своим делом и не лезли в чужое.

Первое сражение кампании – при Филиппи 3 июня 1861 года – обошлось без непосредственного участия Макклеллана. Он только составил общий план наступления. Слишком сложный, требующий тщательного согласования движения отдельных колонн. Из задумки окружить Портерфилда ничего путного не вышло. Войска на месте провели бесплодную бомбардировку, не нанеся конфедератам заметных потерь.

Гравюра, изображающая сражение при Рич-Маунтин.
Гравюра, изображающая сражение при Рич-Маунтин.

Победа, создавшая «Наполеона»

Далее Макклеллан разделил свои войска, преследующие отступающих конфедератов. Отряд командованием Томаса А. Морриса окружили конфедератов у Лорел-Маунтин, а сам Макклеллан столкнулся с противником у Рич-Маунтин.

Сражение при Рич-Маунтин 11 июля 1861 года и стало «Тулоном» Макклеллана. Хотя, видит Бог, настоящего Наполеона хватил бы удар от такого ведения боя.

Начнем с того, что «синие» здесь имели приблизительно двукратный численный перевес над «серыми». Приблизительно 2,5 тысячи человек против 1300.

Однако конфедераты заняли оборонительную позицию на возвышенности. Что при неопытности и неслаженности «синих» новобранцев создавало почти непреодолимую преграду для лобовой атаки.

Макклеллан и сам по себе не любитель лезть на рожон. Да еще имел склонность сильно преувеличивать силы противника. И в этой, и в других ситуациях он готовился, готовился, готовился к сражению и никогда не считал себя готовым в достаточной степени.

Пока генерал раздумывал над обходным движением, войска затеяли артиллерийский (и бесплодный) обстрел позиций конфедератов. Бог знает, сколько бы тянулось это состояние «Два дня мы были в перестрелке / Что толку в этакой безделке?» кабы не паренек из местной семьи юнионистов (сочувствующих Союзу). Он указал тропинку в обход позиций «серых».

В обход двинулась бригада под командой Роузкранса. Правда, вместо расчетной пары часов она пробыла в пути около семи-восьми часов.

Озадаченный Макклеллан уже отвел войска от линии соприкосновения, когда в тылу у конфедератов разгорелась стрельба. Не зная, что происходит, генерал в очередной раз проявил осторожность и не поддержал успешное наступление Роузканса. В итоге приблизительно половина «серых» смогла уйти.

А дальше… Дальше нужно писать донесение о победе. И тот, кто пишет про себя хорошо, пожинает лавры. Макклеллан оттенил свою роль, затушевал роль Роузкранса и подал ход событий в выгодном свете.

Американская пресса истомилась в ожидании победных реляций, а потому с энтузиазмом, заслуживающим лучшего применения, ухватилась за новость. Тогда-то и родилось «Макклеллан – Наполеон нынешней войны».

Открытка, посвященная прибытию Макклеллана в Вашингтон.
Открытка, посвященная прибытию Макклеллана в Вашингтон.

Генерал-победитель

Далее северяне бросились преследовать южан. Те старались выскользнуть из удушающих объятий и через горы уйти в Вирджинию. «Синие» имели подавляющее превосходство и буквально затопили собой дороги Западной Вирджинии.

Макклеллан в последующих донесениях заявлял (немного поспешно, но в принципе обоснованно), что полностью очистил территорию до гор, вышвырнув или пленив силы неприятеля. Эти бравурные донесения плюс умело поданные сообщения о победах подсластили горькую пилюлю от поражения армии Макдауэлла в первом сражении при Булл-Ран 21 июля 1861 года.

Собственно, Макдауэлла Линкольн назначил за неимением кого-то определенно лучшего. Главком Скотт был слишком стар. Макдауэлл разбит. Но вот в Западной Вирджинии вроде бы взошла звезда победоносного полководца. 22 июля президент вызывает Макклеллана в Вашингтон.

26 июля генерал-майор прибывает в столицу и тут же назначается командовать Потомакской дивизией, ответственной за оборону Вашингтона. «Дивизия» в данном случае, это скорее силы военного округа, а не стандартное воинское соединение.

В тот же день Макклеллан пишет письмо жене. Можно увидеть, как сильно закружилась у него голова от резкого вознесения:

«Я нахожусь здесь в новом и странном положении – президент, кабинет министров, генерал Скотт и все остальные подчиняются мне – каким-то странным магическим образом я, кажется, стал властью над страной».

Мы пока оставим без комментариев это мнение. Вернемся к делам военным. Из объединенных под командой Макклеллана частей в течение конца июля и начале августа была создана Потомакская армия, столь известная в будущем.

Продолжение:

------

Все материалы рубрики Гражданская война в США:

Гражданская война в США | Internetwar. Исторический журнал | Дзен