Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Проекты перевооружения черноморских броненосцев

Эскадренные броненосцы «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп» (слева направо) в Южной бухте Севастополя
Эскадренные броненосцы «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп» (слева направо) в Южной бухте Севастополя

К концу 90-х годов XIX века тактико-технические элементы (ТТЭ) первых черноморских броненосцев уже не соответствовали ушедшему далеко вперед развитию военного судостроения и корабельного вооружения. Поэтому вполне естественно, что на повестку дня был поставлен вопрос о приведении их ТТЭ к современным на тот момент требованиям. Модернизацию кораблей решили начать с главной энергетической установки.

Инициатором начала работ стал главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Н.В. Копытов. По его ходатайству на заседании Морского технического комитета (МТК) 4 марта 1897 года было принято решение о постепенной замене на эскадренных броненосцах «Екатерина II», «Синоп» и «Чесма» огнетрубных паровых котлов на водотрубные системы Бельвиля «образца 1896 года». А уже 6 сентября последовал заказ Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) Черноморскому механическому заводу в городе Николаеве на изготовление 18 таких паровых водотрубных котлов с рабочим давлением пара 17 кг/см2 для первого из кораблей.

В середине следующего года броненосец «Екатерина II» поставили у Лазаревского адмиралтейства, где параллельно с заменой котлов (эти работы завершились в июне 1902 г.) проводился ремонт различных судовых механизмов, а главные паровые машины переделывались с двойного на тройное расширение пара. Суть этих работ заключалась в замене двух крайних цилиндров низкого давления каждой машины на цилиндры высокого (ЦВД) и низкого давления (ЦНД). Прежний же (средний по расположению) ЦВД переделывался на цилиндр среднего давления. В ходе работ телескопические дымовые трубы заменили на цилиндрические, большего диаметра.

Здесь следует отметить, что подобный, выражаясь современным языком, некомплексный подход к модернизации корабля без замены вооружения, которое одновременно предлагал выполнить Н.В. Копытов, практически никак не улучшало его ТТЭ. Даже такой важный тактический элемент, как скорость хода, при новых котлах «не увеличивается ни на один узел», отмечал начальник ГУКиС вице-адмирал В.П. Верховской в своем докладе морскому министру вице-адмиралу П.П. Тыртову 16 сентября 1899 года.

Подтверждением тому стали испытания броненосца 26 октября 1902 года, в ходе которых его максимальный ход составил 15 уз при 82 об/мин гребных валов и общей мощности паровых машин 9978,2 л. с. (на приемных ходовых испытаниях 23 мая 1889 г. «Екатерина II» развила 15,25 уз при 85 об/мин и мощности машин 9101 л. с.). Да и как могло быть иначе, ведь главные машины, хоть и несколько переделанные, оставались прежними.

Таким образом, несмотря на значительные затраты по установке новых котлов (одна лишь стоимость их изготовления более чем в 2 раза превышала таковую для огнетрубных) броненосец остался практически с теми же тактико-техническими элементами.

Кроме того, содержать эти котлы в исправности, говорилось в том же докладе, оказывалось гораздо сложнее, расход угля у них на единицу мощности был больше, в силу чего район действия и продолжительность пребывания кораблей в море уменьшались в 1,6 раза. А потому, писал в заключении В.В. Верховской, подобная замена котельной установки служила лишь «в ущерб, а не к улучшению боевой их способности», и единственным преимуществом водотрубных котлов являлась их меньшая масса. Так, для 14 прежних огнетрубных котлов броненосца «Екатерина II» без арматуры, колосников и воды она составляла 387,26 т, а для 18 новых водотрубных Бельвиля с колосниками, кирпичной кладкой и без воды — 338,14 т, т. е. на 49,14 т меньше.

Для двух остальных кораблей («Синоп» и «Чесма») эта разница в массе выражалась еще большими величинами — 97,62 т и 347 т соответственно.

Что касается конкретных мероприятий в отношении броненосца «Екатерина II», то в данном случае замену на нем котлов можно счесть «совершенствованием ради совершенствования».

-2
Эскадренный броненосец «Екатерина II» до (вверху) и после замены котельной установки
Эскадренный броненосец «Екатерина II» до (вверху) и после замены котельной установки

А ведь если бы тогда же были приняты соображения Н.В. Копытова по перевооружению броненосца, которое он предлагал выполнить одновременно с заменой котлов, флот мог получить корабль со значительно улучшенными боевыми возможностями. По мнению МТК, наиболее целесообразной считалась установка шести 305-мм 40-калиберных (вместо того же числа в 30 калибров) и девяти 152-мм 45-калиберных орудий (вместо семи в 35 калибров).

Эскадренный броненосец «Синоп» в Севастополе
Эскадренный броненосец «Синоп» в Севастополе

Ведь одни только новые 305-мм орудия превышали по мощности стоявшие на «Екатерине II» прежние пушки того же калибра на 63%.

_______________________________________

Перед Вами отрывок из журнала "Гангут" №56.

Приобрести и прочитать журнал "Гангут" №56. полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий