Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

Служение святителя Луки (окончание)

начало ЗДЕСЬ II. В ссылке (1920-1930-е годы) После революции Войно-Ясенецкий стал профессором. Он писал научные книги, в том числе очень нужную «Очерки гнойной хирургии». Такая хирургия лечит раны, которые воспалились и не заживают. Чтобы спасти человека, врач должен знать, как очистить рану и дать ей возможность зажить. В те годы веру в Бога отрицали, священников и верующих часто наказывали. Лука не скрывал, что он священник, поэтому его арестовали. Так начались долгие годы ссылок. Он оказался далеко, в холодных северных краях. Зимой стояли сорокаградусные морозы, окна забивало снегом, в комнате всегда пахло дымом и углём. Настоящих инструментов не было. Лука точил скальпели из стеклянных осколков, делал иглы из проволоки, промывал раны кипячёной водой и солью. Люди приходили к нему тайком: кто-то с больным зубом, кто-то с обмороженными пальцами. Отец Лука никогда не спрашивал, кто перед ним — заключённый или охранник. Просто лечил. Согревая других, сам мёрз, но не жаловался. Говори
Оглавление

начало ЗДЕСЬ

II. В ссылке (1920-1930-е годы)

После революции Войно-Ясенецкий стал профессором. Он писал научные книги, в том числе очень нужную «Очерки гнойной хирургии». Такая хирургия лечит раны, которые воспалились и не заживают. Чтобы спасти человека, врач должен знать, как очистить рану и дать ей возможность зажить.

В те годы веру в Бога отрицали, священников и верующих часто наказывали. Лука не скрывал, что он священник, поэтому его арестовали. Так начались долгие годы ссылок.

Он оказался далеко, в холодных северных краях. Зимой стояли сорокаградусные морозы, окна забивало снегом, в комнате всегда пахло дымом и углём. Настоящих инструментов не было. Лука точил скальпели из стеклянных осколков, делал иглы из проволоки, промывал раны кипячёной водой и солью. Люди приходили к нему тайком: кто-то с больным зубом, кто-то с обмороженными пальцами.

Отец Лука никогда не спрашивал, кто перед ним — заключённый или охранник. Просто лечил. Согревая других, сам мёрз, но не жаловался. Говорил, что врач должен быть там, где боль, а не там, где тепло.

Однажды кто-то сказал:

- Батюшка, вы, наверное, гордитесь, сколько добра делаете?

Он ответил просто:
«Чтобы творить что-либо доброе, подлинно доброе, мы должны быть смиренными».

В этих словах было всё, что он прожил: ни гордиться, ни жаловаться, делать то, что нужно, и идти дальше.

-2

III. Война и послевоенная жизнь (1941-1961)

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Святителю Луке тогда было уже больше шестидесяти лет. Но он снова пошёл работать врачом.

Сначала он оперировал в госпиталях Красноярска, потом в Тамбове, а позже в Крыму. Оперировал по двадцать человек в день. Молодые врачи удивлялись, откуда у него столько сил. И здесь он лечил всех - даже пленных. Когда кто-то говорил: «Это враг», Лука отвечал: «Боль не знает границ».

После войны он жил в Симферополе. Глаза почти не видели, но слух был острым. Он узнавал людей по голосу, клал руку на плечо и выслушивал.

Он учил:
«Цель жизни - совершенство в любви, в праведности, а для этого надо неустанно работать над очищением сердца своего».

Святитель Лука умер в 1961 году. Он прожил долгую жизнь - трудную, но добрую и ясную. Оставил всем нам пример как можно быть сильным без оружия, умным без гордости и добрым без лишних слов.

Он говорил просто: руки, которые помогают, — это тоже молитва. И теперь, когда врач перевязывает рану, когда человек не проходит мимо чужой беды - жива память о святителе Луке.

Он всю жизнь служил людям - тихо, не ожидая награды.

Ты скоро станешь взрослым. Может быть, тебе придётся кому-то помочь - словом, делом, просто участием. Вспомни тогда святителя Луку - человека, у которого хватало сердца на всех.