Найти в Дзене
Алексей Туркин

ТРУДОВАЯ ШКОЛА И НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Крупская Н.К. Мы часто употребляем выражение «уметь работать», говорим, что школа должна научить работать, но в большинстве случаев не отдаём себе отчёта в том, что это значит. Уметь работать — значит уметь ставить себе яс­ные цели, осознавать, на ряд каких частных последо­вательных целей каждая поставленная цель распадает­ся, уметь выбирать наиболее целесообразные средства осуществления поставленной цели, т. е. такие средства, которые давали бы возможность наилучшим образом, с наименьшей затратой сил и времени достигнуть поставленной цели. Уметь работать — значит уметь учи­тывать и свои силы и силы других и все условия рабо­ты, уметь подводить итоги сделанному. Умеем ли мы, россияне, так работать? Конечно, нет. Мы не умеем работать и особенно работать коллектив­но. Возьмём хоть субботники. Только местами они ор­ганизовывались целесообразно, а обычно как было дело? Нагонят организаторы народ расчищать путь, а лопат и мётел нет; больных, слабых ставят таскать бревна, а потом они неделю
Крупская Н.К.
Крупская Н.К.

Мы часто употребляем выражение «уметь работать», говорим, что школа должна научить работать, но в большинстве случаев не отдаём себе отчёта в том, что это значит.

Уметь работать — значит уметь ставить себе яс­ные цели, осознавать, на ряд каких частных последо­вательных целей каждая поставленная цель распадает­ся, уметь выбирать наиболее целесообразные средства осуществления поставленной цели, т. е. такие средства, которые давали бы возможность наилучшим образом, с наименьшей затратой сил и времени достигнуть поставленной цели. Уметь работать — значит уметь учи­тывать и свои силы и силы других и все условия рабо­ты, уметь подводить итоги сделанному.

Умеем ли мы, россияне, так работать? Конечно, нет. Мы не умеем работать и особенно работать коллектив­но. Возьмём хоть субботники. Только местами они ор­ганизовывались целесообразно, а обычно как было дело? Нагонят организаторы народ расчищать путь, а лопат и мётел нет; больных, слабых ставят таскать бревна, а потом они неделю валяются и т. д. и т. д. Или возьмём нашу российскую привычку запаздывать на собрания ровно на два часа... И такими несуразно­стями полна вся наша жизнь: не умеем работать, не умеем ясно ставить цель, организовывать её выполне­ние. Мы некультурны, неумелы. Нам необходимо на­учиться работать.

Школа должна тоже учить работать. Старая школа учёбы воспитывала в учениках не умение работать, а умение убивать время, не умение взвешивать свои силы, а делать, что прикажут, не рассчитывать и эко­номить время, а жить от звонка до звонка, работать не по заранее продуманному плану.

Впечатления детства и юности, привычки, приобре­тённые в этом возрасте, накладывают печать на bcю последующую жизнь человека. Школа учёбы действо­вала развращающе, воспитывала людей, привыкших не жить, а прозябать.

Трудовая школа ставит себе целью научить ребят работать, не только делать тот или иной вид труда, например изготовлять мебель, сажать капусту и пр., а научить правильно подходить ко всякому труду, це­лесообразно выполнять каждую работу. Этим, между прочим, единая трудовая школа отличается от профессиональной. Профессиональная школа ставит себе целью обучить известной профессии; единая трудовая учит, как вообще надо организовывать свой труд, как надо работать вообще любую работу. Поэтому мы на­зываем, между прочим, нашу школу не технической или профессиональной, а политехнической.

До последнего времени плохо осознавалась эта за­дача — научить ребят рационально, целесообразно ра­ботать. Теперь эта цель начинает всё более и более выдви­гаться.

В программу школы II ступени, по постановлению последнего съезда губсоцвосов, вводится особый пред­мет — научная организация труда. Но этот предмет не является обычным «предметом», он должен лишь под­вести итоги тому, чему дети учатся в течение всего своего пребывания в школе, чему должна учить их ор­ганизация всей школьной жизни и всех школьных занятий. И чтобы учителя знали, как это делать, в педтехникумы и педвузы также вводится этот предмет, и ему предполагается уделять очень серьёзное вни­мание.

Второй концентр II ступени (возраст от 15 до 17 лет) имеет целью подготовку строителя новой жизни и должен давать учащемуся ясное представление о за­дачах строительства в Советской России и об общем плане их осуществления.

Такова целевая установка последовательных ступе­ней единой трудовой школы.

Сообразно этой целевой установке строится и про­грамма.

Сначала научно-педагогическая секция ГУСа вы­работала схемы программ, долженствующие опреде­лять содержание программ каждого года, и пустила их на широкое обсуждение. Эти схемы давали опре­деленную перспективу, устанавливали круг знаний для каждого года. Из схем вытекало, что из старой традиционной программы должно быть выброшено, что вве­дено нового.

Затем схемы давали определенную организацию ма­териала. В центр ставятся трудовая деятельность лю­дей и её организация; под углом зрения трудовой деятельности подходят схемы к изучению естествозна­ния; трудовая деятельность, с другой стороны, кладётся в основу изучения структуры общества, его раз­вития.

Чрезвычайно важна правильная организация учеб­ного материала. Она устраняет бесполезную растрату сил ученика на изучение того, что ему не нужно, что не важно, и концентрирует его силы и внимание на том, что ему необходимо знать для рациональной организа­ции и личной и общественной жизни.

Организация материала даёт возможность учаще­муся разбираться в предлагаемом материале, уклады­вать свои знания в определённую перспективу, что де­лает их гораздо легче и органически усвояемыми.

Не менее важно с точки зрения выработки умения работать распределение времени учащихся. В новой школе дети не только «проходят» программу и сидят над книжками. Они учатся жить — организовываться для труда и отдыха, учатся строить жизнь по-новому. И тут чрезвычайно важно, чтобы каждая школа со­ставляла распределение времени учащихся и держа­лась выработанного плана. Научиться распределять целесообразно своё время—значит научиться рабо­тать производительно, значит научиться повышать свою работоспособность.

Целесообразный выбор изучаемого материала и организация его (целесообразная программа), наилучший метод занятий, наиболее целесообразное распре­деление времени — всё это имеет громадное значение с точки зрения выработки в ученике умения работать. Но, кроме того, каждый учитель, каждый воспитатель должен внимательно изучить принципы научной орга­низации труда, научиться применять их в своей жиз­ни и работе, и тогда они сумеют научить рационально работать и учеников.

Если в школе будет так поставлено дело, она суме­ет выполнить возлагаемую на неё переживаемым мо­ментом задачу — повысить культурный уровень стра­ны, повысить работоспособность ее населения.

1923 г.

Крупская Надежда Константиновна, ПСС, т. 4.

#политехническая, #школа