Найти в Дзене

Елена Цыплакова - Как роман с женатым Соломиным сломал жизнь "вечной отличницы" советского кино

В театральных кулуарах Малого театра в конце 70-х ходила одна история. Её перешёптывали в гримёрках, смаковали за кулисами, но редко произносили вслух. История о том, как «вечная отличница», умница и трудяга Елена Цыплакова, вдруг влюбилась без памяти в главного театрального красавца и ловеласа — женатого Виталия Соломина. Она, которая могла получить любую роль, сдать любой экзамен экстерном и казалась воплощением рассудочности, вдруг совершила главную женскую глупость — поверила в сказку о разводе. Этот роман длился несколько лет и стал для неё не просто любовной драмой. Он стал точкой бифуркации, после которой жизнь перспективной звезды пошла по совсем иному, тернистому сценарию. Как один человек смог сломать судьбу другой, казалось бы, такой сильной и самостоятельной женщины? И что скрывается за фасадом её позднего «хэппи-энда» с верой и третьим мужем? "Вечная отличница" - девочка, у которой всё получалось Чтобы понять масштаб падения, нужно увидеть высоту, с которой она началась. Е
Оглавление

В театральных кулуарах Малого театра в конце 70-х ходила одна история. Её перешёптывали в гримёрках, смаковали за кулисами, но редко произносили вслух. История о том, как «вечная отличница», умница и трудяга Елена Цыплакова, вдруг влюбилась без памяти в главного театрального красавца и ловеласа — женатого Виталия Соломина.

Она, которая могла получить любую роль, сдать любой экзамен экстерном и казалась воплощением рассудочности, вдруг совершила главную женскую глупость — поверила в сказку о разводе. Этот роман длился несколько лет и стал для неё не просто любовной драмой.

Он стал точкой бифуркации, после которой жизнь перспективной звезды пошла по совсем иному, тернистому сценарию. Как один человек смог сломать судьбу другой, казалось бы, такой сильной и самостоятельной женщины? И что скрывается за фасадом её позднего «хэппи-энда» с верой и третьим мужем?

"Вечная отличница" - девочка, у которой всё получалось

Чтобы понять масштаб падения, нужно увидеть высоту, с которой она началась. Елена Цыплакова родилась в 1958 году в интеллигентной ленинградской семье художников.

Девочка с детства была приучена к дисциплине: фигурное катание, плавание, съёмки в кино уже в школьные годы. Она была тем самым ребёнком, про которого говорят «подаёт надежды».

Её образовательный путь — готовый сценарий для фильма о гении. Поступила в ГИТИС, но в 1978 году, не удовлетворённая, сдала экстерном 14 экзаменов и перевелась во ВГИК. Окончив актёрский, она почти сразу поступила на режиссёрский факультет.

Она была не просто талантлива — она была гиперответственна и амбициозна. В ней угадывался не просто артист, а будущий режиссёр-интеллектуал, стратег от искусства.

«У неё был типаж Синди Кроуфорд, но мозги профессора. Она могла делать десять дел одновременно и каждое — на отлично», — вспоминал один из её однокурсников.

В Малый театр её взяли сразу. Она много играла, не ввязывалась в интриги, просто работала. И все бы хорошо, если бы не он.

Соломин - обаятельный "кот в сметане" и его брак-крепость

Виталий Соломин к тому времени был не просто звездой. Он был иконой стиля, харизмы и мужского обаяния. Доктор Ватсон из «Шерлока Холмса» покорил миллионы женских сердец. В жизни он слыл тем, кого в театральной среде называли «котом, у которого все усы в сметане» — любимцем женщин, сердцеедом.

Но у этой истории была важная деталь. Соломин был «плотно женат». Его супруга, актриса Мария Леонидова, была его второй женой. Он женился на ней, когда та была совсем юной, и к моменту встречи с Цыплаковой в их браке росла дочь. Брак был прочным, несмотря на репутацию Виталия Мефодьевича.

Что могло привлечь в нём Цыплакову, умную и прагматичную девушку? Не деньги и не связи — всё это у неё было благодаря таланту и трудолюбию. Скорее всего, то же, что сводило с ума миллионы зрительниц — гипнотическая смесь таланта, обаяния и той самой «соломинской» грусти в глазах.

Разница в 17 лет лишь добавляла пикантности. Она, вечная отличница, наконец-то столкнулась с предметом, который нельзя было выучить по учебнику — с всепоглощающей, иррациональной страстью.

Роман в тени кулис: ожидание, которое длилось годами

Их роман не был тайной. В театре знали все. Цыплакова, пытаясь, видимо, создать видимость благополучия, даже вышла замуж за коллегу по театру Сергея. Брак был коротким и, по всей видимости, фиктивным — попыткой спасти репутацию и, может быть, убедить себя.

А Соломин тем временем плел классическую паутину. Он говорил Елене, что уже не живёт с женой, что брак сохраняется только ради маленькой дочки, что «в будущем, непременно…». Он давал обещания, которые, судя по всему, и не думал выполнять.

-2

Самое поразительное в этой истории — поведение Цыплаковой. Вопреки стереотипу о «молодой любовнице», она не устраивала сцен, не шантажировала, не пыталась разрушить брак.

Она молча ждала и верила. И параллельно — училась на режиссёра, играла в театре, строила карьеру. Это было странное сочетание: железная воля в профессии и почти детская наивность в личной жизни.

«Она была как героиня «Зимней вишни» — умная, красивая, успешная женщина, которая годами ждёт у моря погоды от женатого мужчины, веря в его сказки», — такую параллель позже проведут многие.

Жирная точка - беременность жены и крах иллюзий

Всё закончилось банально и жестоко. В 1984 году жена Соломина, Мария Леонидова, родила вторую дочь. Этот факт стал приговором всем сказкам о «несчастливом браке по привычке».

Стало ясно, что Соломин и не думал уходить из семьи. Все его обещания были красивой ложью, чтобы сохранить удобный статус-кво: стабильная семья дома и вдохновляющая муза на стороне.

Для Цыплаковой это было не просто предательство, а крах целой реальности, которую она годами выстраивала в своей голове. Первая в её безупречной жизни крупная неудача. И она пришла не из профессиональной сферы, которую она контролировала, а из самой уязвимой — личной.

Косвенные признаки удара были налицо. На фотографиях 1983-84 годов она резко меняется: взгляд становится усталым, взрослым, в нём появляется горечь. Она начинает полнеть, словно тело реагирует на душевную боль. «Вечная отличница» впервые получила «неуд» по главному предмету жизни — любви.

Отчаяние и спасение - замужество "назло", алкоголь и приход к вере

Реакция Цыплаковой была стремительной и показательной. В том же 1984 году, словно пытаясь доказать себе и всем, что она «в порядке», она выходит замуж за успешного врача-стоматолога Сергея Липца.

Брак больше похож на бегство. Они уезжают загород, ведут тихую жизнь с собаками и курами. И именно там, в этой вынужденной идиллии, её настигает настоящая беда — серьёзная алкогольная зависимость.

Это был закономерный этап. Трудоголик и перфекционист, привыкший всё контролировать, столкнулся с ситуацией, которую не могла исправить ни её воля, ни её талант. Алкоголь стал тем «чёрным ходом», где можно было на время забыть о предательстве и чувстве собственной глупости.

Брак продержался 13 лет и распался. Но именно в этот самый тёмный период начался её путь к спасению. Она нашла опору в вере. Это стало поворотным пунктом.

Она завязала с алкоголем, вернулась к режиссуре, начала снимать картины, часто на духовные темы. В интервью она будет говорить о чудесах на съёмочной площадке, о том, как её работа ведёт людей к Богу.

"Чудо" с третьим мужем - хэппи-энд или новая иллюзия?

В начале 2000-х её жизнь, казалось, обрела новый смысл. Она рассказывает историю, похожую на сказку: сломалась машина, она взмолилась о помощи, и «Бог послал» ей Павла, который остановился и подвез. Он стал её третьим мужем.

Она называет это чудом, даром свыше за все страдания. Но беспристрастный взгляд видит в этой истории и другую логику. После травмы, нанесённой Соломиным, ей была жизненно необходима новая система координат, новый «нарратив».

Таким нарративом стала вера, а её земным воплощением — спокойный, не связанный с миром театра мужчина, появившийся «как по заказу». Это была не столько страстная любовь, сколько тихая гавань, необходимая для исцеления.

Она обрела покой, но цена была высока. Своих детей у неё не было (по её словам, из-за проблем со здоровья). Есть падчерица, племянница, крестник Егор Бероев. Есть режиссёрская фильмография. Есть вера.

Виталий Соломин умер в 2002 году, так и оставшись в браке с Марией Леонидовой до самого конца. Его история любви с Цыплаковой осталась для него, судя по всему, лишь одним из многих ярких, но не самых важных эпизодов.

-3

Урок Цыплаковой - почему даже сильнейшие ломаются от любви?

История Елены Цыплаковой — это не банальная драма о любовнице. Это глубокое исследование того, как системный сбой в одной, самой важной области, может обрушить всю, казалось бы, идеально выстроенную жизнь.

Она была сильной. Она могла сдать 14 экзаменов, руководить факультетом, снимать кино. Но её сила была силой интеллекта, воли, дисциплины. А столкнулась она с областью, где правит иррациональность, эмоции и чужая слабость. Соломин, при всём своём таланте, оказался слабым человеком, не готовым к ответственности. Её трагедия в том, что она, стратег, поверила тактику-сиюминутщику.

Её позднее обращение к вере и тихое замужество — не поражение. Это новая жизненная стратегия, выработанная после тяжёлого поражения. Стратегия, где главное — не страсть и блеск, а покой и смысл. Она выжила, перестроилась, но прежней «вечной отличницы» с безграничной верой в себя уже не было.

А что вы думаете? Можно ли назвать историю Цыплаковой предостережением для умных и самостоятельных женщин? Или в любви, в отличие от карьеры, невозможно выстроить стратегию и всегда есть место для роковой ошибки? Была ли её вера и новый брак истинным спасением или просто новой, более удобной иллюзией?

Мы появились в одноклассниках! Ну а на этом все. Спасибо, что дочитали до конца!  Пишите свое мнение в комментариях и подписывайтесь на канал!

Тоже интересно: