Найти в Дзене

Как быстро распознать телефонного мошенника: памятка для пожилых родителей

За последние годы телефонное мошенничество выросло до огромных масштабов. От него не застрахован никто, но самая уязвимая категория - это дети и пожилые люди. Собрали самые распространенные мошеннические схемы и признаки, по которым можно выявить преступника в разговоре. 1. Мошенник звонит первым. И звонит не просто так, а с какой-либо просьбой, проблемой, предостережением и требованием каких-либо действий. Иными словами, ему всегда что-то нужно от своей жертвы, вне зависимости от роли, которую он играет. 2. Сообщение мошенника выводят из равновесия. Чаще всего это радостные или пугающие новости либо запугивание. Примеры: "Вы выиграли крупную сумму", "Ваш счет в опасности", "С Вашим близким беда", "Мошенники пытаются взломать Ваш аккаунт\мобильный банк" и пр. Цель таких сообщений - сбить жертву с толку, лишив возможности адекватно оценивать ситуацию, размышлять, анализировать. 3. Мошенник торопит жертву. "Если вы сейчас не переложите деньги на безопасный счет, их могут похитить".

За последние годы телефонное мошенничество выросло до огромных масштабов. От него не застрахован никто, но самая уязвимая категория - это дети и пожилые люди. Собрали самые распространенные мошеннические схемы и признаки, по которым можно выявить преступника в разговоре.

1. Мошенник звонит первым. И звонит не просто так, а с какой-либо просьбой, проблемой, предостережением и требованием каких-либо действий. Иными словами, ему всегда что-то нужно от своей жертвы, вне зависимости от роли, которую он играет.

2. Сообщение мошенника выводят из равновесия. Чаще всего это радостные или пугающие новости либо запугивание. Примеры: "Вы выиграли крупную сумму", "Ваш счет в опасности", "С Вашим близким беда", "Мошенники пытаются взломать Ваш аккаунт\мобильный банк" и пр. Цель таких сообщений - сбить жертву с толку, лишив возможности адекватно оценивать ситуацию, размышлять, анализировать.

-2

3. Мошенник торопит жертву. "Если вы сейчас не переложите деньги на безопасный счет, их могут похитить". Цель гонки - ввести в состояние стресса, не дать опомниться, посоветоваться с близкими, обдумать действия.

4. Вопросы жертвы обходят, игнорируют. Могут на уточняющие вопросы отвечать нервно, либо с напором, повторять, что нужно сначала выполнить требуемое действие, затем обсуждать. Мошенник следует своему сценарию и стремится не отходить от него.

5. Требования мошенников так или иначе связаны с деньгами или имуществом жертвы. Речь идет о средствах на банковском счете, о недвижимости, драгоценностях, автомобиле.

6. Мошенник просит жертву сообщить личные данные: персональные данные, адрес, место работы, размер зарплаты и накоплений, данные банковской карты и пр.

Помните, что у мошенника всегда есть заготовленный сценарий. Вот самые популярные схемы:

1). Подозрительная активность по вашей карте!

Мошенник звонит от лица сотрудника банка. Цель: запугать, что ваши деньги под угрозой из-за действий мошенников, поэтому нужно переложить на безопасный, отменить подозрительную операцию. Для этого нужно назвать код из СМС, снять наличные и переложить на счет, который укажут "сотрудники", передать деньги "сотруднику банка" лично.

Важно: настоящие сотрудники банков НИКОГДА не спрашивают код СМС, не просят снять деньги, передать их кому-либо. Не бойтесь обидеть человека, даже если уверены, что это сотрудник банка. Смело положите трубку и перезвоните, а лучше лично явитесь в свой банк и узнайте, что случилось.

2. Меняем медицинский полис. Особенно часто такая схема используется с пенсионерами. Мошенник звонит от лица сотрудника страховой компании и заявляет о необходимости заменить истекший полис. Для этого просит назвать СМС (да, в этой части схемы ничего оригинального), установить приложение на телефон, назвать секретный короткий код.

Помните, что страховой полис не нужно менять, он не может истечь, мы можете заменить его, если потеряли предыдущий, но сам полис свое действие не прекращает, даже если вы потеряли карточку. Сотрудники страховой НИКОГДА не просят называть СМС, код или другую личную информацию. Положите трубку и перезвоните в свою страховую компанию.

Точно такая схема используется и от лица "сотрудника сотового оператора", только утверждается, что подходит к концу срок действия контракта с сотовым оператором.

3. Просят принять посылку. Мошенник звонит от лица курьера, который сообщает, что жертве отправили посылку, цветы, подарок, уточняет адрес доставки, просит назвать СМС для сверки с заказом.

Также действуют от лица сотрудника почты, сообщая, что вам доставили письмо. Кладите трубку, сходите на почту и узнайте, действительно ли оно вам приходило.

Не доверяйте подобным звонкам, скорее всего, это ловушка. Помните, что курьеру не нужны коды из СМС, для доставки посылки достаточно знать телефонный номер адресата, чтобы созвониться и отдать подарок или заказ. Если это подарок, вы не должны ни за что платить, сообщать никаких кодов.

Сеть частных пансионатов "Забота и уход" в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61