Как-то незаметно пролетела половина декабря... Вернусь всё-таки к выставке, прошедшей в московском Музее Востока в ноябре. Сейчас там выставлено искусство острова Бали, скоро откроется ещё одна выставка - посвящённая восточному театру. Ну а я продолжу рассказ про "Белое золото" - экспозицию, посвящённую возделыванию хлопка в республиках Средней Азии.
В предыдущих статьях показала советские плакаты и картины известных художников от импрессионизма до авангарда, посвящённые теме азиатской культуры и выращивания хлопчатника.
Здесь покажу предметы материальной культуры - красивую керамику, тканые и вышитые коврики, одежду...
Гончарное ремесло в Средней Азии было хорошо развито уже в 8-10 веках. Центры керамики возникли в Гиждуване, Пенджикенте, Самарканде, Шахрисабзе, Ташкенте, Риштане, Хорезме. Во всех этих крупных городах создавались свои уникальные стили росписи и украшения глазурью.
Распространение керамики в Средней Азии связывают прежде всего с существованием Великого Шёлкового пути, который проходил когда-то как раз в этих местах. Местные мастера сначала копировали китайскую керамику, пытаясь перенести по возможности непонятные им иероглифы, рисунки диковинных животных и растений. Позже мастера нашли свой стиль, создали уникальные растительные и геометрические орнаменты.
Образцов древней азиатской керамики много в постоянной экспозиции музея, а на выставке были представлены изделия мастеров советского периода, прежде всего посвящённые хлопчатнику и возделывавшим его людям. На фото выше хорошо видна коробочка хлопчатника.
В Ташкенте мы видели такие четырёхгранные коробочки - стилизованный хлопок - в оформлении одной из самых красивых станций метро - Пахтакор, что в переводе Хлопкороб - в честь узбекистанских хлопководов. (Всегда стараюсь фотографировать без людей, но тут, увы, не вышло, станция одна из центральных, с переходом на другую линию - пришлось вырезать кусочек из фотографии.)
Но вернёмся к тарелкам. Ниже три произведения художницы из Самарканда Софьи Раковой, созданные в 1958 году. Наиболее интересное - слева. Это блюдо "Сборщицы хлопка". Дело в том, что художница 20 века использовала приём тысячелетней самаркандской керамики. Свободное пространство рисунка здесь заполнено рядами белых точек, символизирующих посадки хлопка. В центре - ваза "Сбор хлопка", справа - блюдо "Две девочки".
В советское время многие интересные работы были созданы на Ташкентском керамическом комбинате.
Здесь выпускалась керамика в псевдонациональном стиле с советской символикой.
Выше слева - блюдо, созданное мастером из Гиждувана Бухарской области, но в стиле, характерном для Ташкентского комбината. Справа - изделие ташкентских мастеров.
На этих фотографиях интересно проследить, как реалистичное изображение хлопка превращается в деталь орнамента. На блюде выше справа хорошо видно много раз повторенное изображение в стиле пальметты "мадохиль" (похоже на трилистник с заострённым средним зубцом), характерной для архитектурного декора и керамики. К традиционному узору художник добавил несколько деталей, и возник узнаваемый узор с коробочками хлопка. Для примера и сравнения - декор одного из мавзолеев комплекса Шахи-Зинда в Самарканде с пальметтой. Кстати, на фото ниже интересно увидеть разницу между оригинальной керамикой (тонкая работа), советской реставрацией и современным новоделом.
Или вот например, на резной двери - всё те же традиционные трилистники, к которым мастер 20 века добавил хлопок.
Большие блюда, на которых подают плов, фрукты, орехи, в Средней Азии носят название "ляган". В аннотациях к экспонатам выставки мне это слово встретилось лишь пару раз, в основном было написано просто "блюдо", поэтому в подписях к фото я оставила более привычное нам название.
Кроме керамики на выставке присутствовали и другие интересные изделия. Например на фото ниже представлено красное полотнище - заготовка для праздничных флажков (Узбекистан, 1960-е). На его фоне в нижней части - тюбетейка калапуш, сделанная в Бухаре в 1947 г. А в верхней части - серебряная брошь гульяка - застёжка ворота женского платья, созданная в Туркмении в 1950-е годы. Интересно, что по кругу вокруг звезды можно насчитать 16 гербов республик СССР, так как в то время в его состав отдельным субъектом входила Карелия.
Очень интересная работа в технике кундаль - роспись по дереву. Это традиционная техника архитектурного декора. Полихромная роспись клеевыми красками с обильным золочением здесь нанесена на рельефную поверхность. А рельефный узор на плоской деревянной поверхности образован с помощью ганча - смеси глины и гипса.
И ещё одна роспись по дереву. Это орнаментальная композиция с гербом выполнена как традиционная потолочная роспись. Подобным образом украшали айван - потолок террас в богатых домах и общественных зданиях Таджикистана.
Хлопок сыграл очень важную роль в развитии среднеазиатских республик. На выставке можно было ознакомиться с восточными тканями и способами их крашения.
Целый зал был посвящён набивным тканям. Считается, что искусство набойки зародилось в Индии больше 2 тысячелетий назад, оттуда распространилось в страны Азии и Африки, затем попало и в Европу.
Для набойки рисунка раньше применялись специальные деревянные формы с резным узором - штампы калиб.
Из набивной ткани шили различные изделия - халаты, рубахи, платья.
Рядом с произведениями 19-20 века выставлены и работы современных мастеров. Ниже - несколько халатов, изготовленных в 2022 году Дилярой Каиповой.
На фото ниже вверху слева - халат "Пахта", созданный совсем недавно, в 2022 году. Интересно, что на халате - изображение мозаики на стене подземного перехода на улице Мукими, ставшая частью города.
Ниже - панно "Сталинская конституция" было создано коллективом женщин-общественниц Кокандского хлопкового завода в 1930-х годах.
И ещё пара ковриков...
...и симпатичное вышитое панно.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве (и пара в Узбекистане). Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.