Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Риштанская керамика, ковры и халаты: выставка "Белое золото" в Музее Востока, часть 3

Как-то незаметно пролетела половина декабря... Вернусь всё-таки к выставке, прошедшей в московском Музее Востока в ноябре. Сейчас там выставлено искусство острова Бали, скоро откроется ещё одна выставка - посвящённая восточному театру. Ну а я продолжу рассказ про "Белое золото" - экспозицию, посвящённую возделыванию хлопка в республиках Средней Азии. Выставка "Белое золото" в Музее Востока В предыдущих статьях показала советские плакаты и картины известных художников от импрессионизма до авангарда, посвящённые теме азиатской культуры и выращивания хлопчатника. Выставка "Белое золото" в Музее Востока. Хлопок Здесь покажу предметы материальной культуры - красивую керамику, тканые и вышитые коврики, одежду... Выставка "Белое золото" в Музее Востока Гончарное ремесло в Средней Азии было хорошо развито уже в 8-10 веках. Центры керамики возникли в Гиждуване, Пенджикенте, Самарканде, Шахрисабзе, Ташкенте, Риштане, Хорезме. Во всех этих крупных городах создавались свои уникальные стили роспис

Как-то незаметно пролетела половина декабря... Вернусь всё-таки к выставке, прошедшей в московском Музее Востока в ноябре. Сейчас там выставлено искусство острова Бали, скоро откроется ещё одна выставка - посвящённая восточному театру. Ну а я продолжу рассказ про "Белое золото" - экспозицию, посвящённую возделыванию хлопка в республиках Средней Азии.

Выставка "Белое золото" в Музее Востока
Выставка "Белое золото" в Музее Востока

В предыдущих статьях показала советские плакаты и картины известных художников от импрессионизма до авангарда, посвящённые теме азиатской культуры и выращивания хлопчатника.

Выставка "Белое золото" в Музее Востока. Хлопок
Выставка "Белое золото" в Музее Востока. Хлопок

Здесь покажу предметы материальной культуры - красивую керамику, тканые и вышитые коврики, одежду...

Выставка "Белое золото" в Музее Востока
Выставка "Белое золото" в Музее Востока

Гончарное ремесло в Средней Азии было хорошо развито уже в 8-10 веках. Центры керамики возникли в Гиждуване, Пенджикенте, Самарканде, Шахрисабзе, Ташкенте, Риштане, Хорезме. Во всех этих крупных городах создавались свои уникальные стили росписи и украшения глазурью.

Блюда. Чорку (Таджикистан). 1952. Ташкент (Узбекистан) 1937. Риштан (Узбекистан) 1970-е
Блюда. Чорку (Таджикистан). 1952. Ташкент (Узбекистан) 1937. Риштан (Узбекистан) 1970-е

Распространение керамики в Средней Азии связывают прежде всего с существованием Великого Шёлкового пути, который проходил когда-то как раз в этих местах. Местные мастера сначала копировали китайскую керамику, пытаясь перенести по возможности непонятные им иероглифы, рисунки диковинных животных и растений. Позже мастера нашли свой стиль, создали уникальные растительные и геометрические орнаменты.

Ваза. Ташкент. 1961
Ваза. Ташкент. 1961

Образцов древней азиатской керамики много в постоянной экспозиции музея, а на выставке были представлены изделия мастеров советского периода, прежде всего посвящённые хлопчатнику и возделывавшим его людям. На фото выше хорошо видна коробочка хлопчатника.

Х. Палванов. Блюдо. Риштан (Узбекистан). 1970-е. Неизвестный мастер. Блюдо. Канибадам (Таджикистан) 1979. Ф. Абдуллаев. Ваза. Китаб (Узбекистан) 1970-е
Х. Палванов. Блюдо. Риштан (Узбекистан). 1970-е. Неизвестный мастер. Блюдо. Канибадам (Таджикистан) 1979. Ф. Абдуллаев. Ваза. Китаб (Узбекистан) 1970-е

В Ташкенте мы видели такие четырёхгранные коробочки - стилизованный хлопок - в оформлении одной из самых красивых станций метро - Пахтакор, что в переводе Хлопкороб - в честь узбекистанских хлопководов. (Всегда стараюсь фотографировать без людей, но тут, увы, не вышло, станция одна из центральных, с переходом на другую линию - пришлось вырезать кусочек из фотографии.)

Ташкент. Станция метро Пахтакор
Ташкент. Станция метро Пахтакор

Но вернёмся к тарелкам. Ниже три произведения художницы из Самарканда Софьи Раковой, созданные в 1958 году. Наиболее интересное - слева. Это блюдо "Сборщицы хлопка". Дело в том, что художница 20 века использовала приём тысячелетней самаркандской керамики. Свободное пространство рисунка здесь заполнено рядами белых точек, символизирующих посадки хлопка. В центре - ваза "Сбор хлопка", справа - блюдо "Две девочки".

С. Ф. Ракова. Сборщицы хлопка. Сбор хлопка. Две девочки. 1958
С. Ф. Ракова. Сборщицы хлопка. Сбор хлопка. Две девочки. 1958

В советское время многие интересные работы были созданы на Ташкентском керамическом комбинате.

Неизвестный мастер. Ташкент. 1960-е. М. Рахимов. Ташкент.1945
Неизвестный мастер. Ташкент. 1960-е. М. Рахимов. Ташкент.1945

Здесь выпускалась керамика в псевдонациональном стиле с советской символикой.

Блюда. Ташкент 1960-е. М. Рахимов, А. Аминов. Ташкент. 1957
Блюда. Ташкент 1960-е. М. Рахимов, А. Аминов. Ташкент. 1957

Выше слева - блюдо, созданное мастером из Гиждувана Бухарской области, но в стиле, характерном для Ташкентского комбината. Справа - изделие ташкентских мастеров.

Блюда. У. Умаров. Гиждуван. 1961. Х. Палванов. Риштан. 1970-е. М. Рахимов, А. Аминов. Ташкент. 1957
Блюда. У. Умаров. Гиждуван. 1961. Х. Палванов. Риштан. 1970-е. М. Рахимов, А. Аминов. Ташкент. 1957

На этих фотографиях интересно проследить, как реалистичное изображение хлопка превращается в деталь орнамента. На блюде выше справа хорошо видно много раз повторенное изображение в стиле пальметты "мадохиль" (похоже на трилистник с заострённым средним зубцом), характерной для архитектурного декора и керамики. К традиционному узору художник добавил несколько деталей, и возник узнаваемый узор с коробочками хлопка. Для примера и сравнения - декор одного из мавзолеев комплекса Шахи-Зинда в Самарканде с пальметтой. Кстати, на фото ниже интересно увидеть разницу между оригинальной керамикой (тонкая работа), советской реставрацией и современным новоделом.

Шахи-Зинда. Самарканд. Керамические мотивы зулляйдж с изображением пальметты мадохиль
Шахи-Зинда. Самарканд. Керамические мотивы зулляйдж с изображением пальметты мадохиль

Или вот например, на резной двери - всё те же традиционные трилистники, к которым мастер 20 века добавил хлопок.

Коллаж мой. Слева - элемент двери. Шахи-Зинда. Самарканд. Справа - блюдо, Ташкент, 1957
Коллаж мой. Слева - элемент двери. Шахи-Зинда. Самарканд. Справа - блюдо, Ташкент, 1957

Большие блюда, на которых подают плов, фрукты, орехи, в Средней Азии носят название "ляган". В аннотациях к экспонатам выставки мне это слово встретилось лишь пару раз, в основном было написано просто "блюдо", поэтому в подписях к фото я оставила более привычное нам название.

Блюда. Э. Хайдаров и Ш. Юсупов. Риштан (Узбекистан) 1970-е.
Блюда. Э. Хайдаров и Ш. Юсупов. Риштан (Узбекистан) 1970-е.

Кроме керамики на выставке присутствовали и другие интересные изделия. Например на фото ниже представлено красное полотнище - заготовка для праздничных флажков (Узбекистан, 1960-е). На его фоне в нижней части - тюбетейка калапуш, сделанная в Бухаре в 1947 г. А в верхней части - серебряная брошь гульяка - застёжка ворота женского платья, созданная в Туркмении в 1950-е годы. Интересно, что по кругу вокруг звезды можно насчитать 16 гербов республик СССР, так как в то время в его состав отдельным субъектом входила Карелия.

Заготовка для флажков. Узбекистан. 1960-е. Тюбетейка. Бухара. 1947. Брошь гульяка. Туркмения. 1950-е
Заготовка для флажков. Узбекистан. 1960-е. Тюбетейка. Бухара. 1947. Брошь гульяка. Туркмения. 1950-е

Очень интересная работа в технике кундаль - роспись по дереву. Это традиционная техника архитектурного декора. Полихромная роспись клеевыми красками с обильным золочением здесь нанесена на рельефную поверхность. А рельефный узор на плоской деревянной поверхности образован с помощью ганча - смеси глины и гипса.

Я. С. Бегимов. В саду. Таджикистан. 1982
Я. С. Бегимов. В саду. Таджикистан. 1982

И ещё одна роспись по дереву. Это орнаментальная композиция с гербом выполнена как традиционная потолочная роспись. Подобным образом украшали айван - потолок террас в богатых домах и общественных зданиях Таджикистана.

Декоративное панно с гербом Таджикской ССР. 1945
Декоративное панно с гербом Таджикской ССР. 1945

Хлопок сыграл очень важную роль в развитии среднеазиатских республик. На выставке можно было ознакомиться с восточными тканями и способами их крашения.

Выставка "Белое золото" в Музее Востока
Выставка "Белое золото" в Музее Востока

Целый зал был посвящён набивным тканям. Считается, что искусство набойки зародилось в Индии больше 2 тысячелетий назад, оттуда распространилось в страны Азии и Африки, затем попало и в Европу.

Подкладочная набивная ткань чит. Узбекистан. Вторая половина 19 века
Подкладочная набивная ткань чит. Узбекистан. Вторая половина 19 века

Для набойки рисунка раньше применялись специальные деревянные формы с резным узором - штампы калиб.

Штамп калиб для набойки. Узбекистан. Рубеж 19-20 вв.
Штамп калиб для набойки. Узбекистан. Рубеж 19-20 вв.
Подкладочная набивная ткань чит. Узбекистан. Вторая половина 19 века
Подкладочная набивная ткань чит. Узбекистан. Вторая половина 19 века
Подкладочная набивная ткань чит. Узбекистан. Вторая половина 19 века
Подкладочная набивная ткань чит. Узбекистан. Вторая половина 19 века

Из набивной ткани шили различные изделия - халаты, рубахи, платья.

Выставка "Белое золото" в Музее Востока
Выставка "Белое золото" в Музее Востока
Платье-рубаха курте. Бухарская область
Платье-рубаха курте. Бухарская область
Платье-рубаха курте. Бухарская область
Платье-рубаха курте. Бухарская область
Платье-рубаха курте. Гиждуван (Узбекистан). Конец 19 века
Платье-рубаха курте. Гиждуван (Узбекистан). Конец 19 века

Рядом с произведениями 19-20 века выставлены и работы современных мастеров. Ниже - несколько халатов, изготовленных в 2022 году Дилярой Каиповой.

Д. Каипова. Халаты "Кремль" и "Пахта". Ташкент-Маргилан. 2022
Д. Каипова. Халаты "Кремль" и "Пахта". Ташкент-Маргилан. 2022
Д. Каипова. Халаты. Ташкент-Маргилан. 2022
Д. Каипова. Халаты. Ташкент-Маргилан. 2022

На фото ниже вверху слева - халат "Пахта", созданный совсем недавно, в 2022 году. Интересно, что на халате - изображение мозаики на стене подземного перехода на улице Мукими, ставшая частью города.

Д. Каипова. Халат "Пахта" (сверху слева). 2022.
Д. Каипова. Халат "Пахта" (сверху слева). 2022.

Ниже - панно "Сталинская конституция" было создано коллективом женщин-общественниц Кокандского хлопкового завода в 1930-х годах.

Панно "Сталинская конституция". Узбекистан. 1930-е
Панно "Сталинская конституция". Узбекистан. 1930-е
Панно "Сталинская конституция". Узбекистан. 1930-е, фрагмент
Панно "Сталинская конституция". Узбекистан. 1930-е, фрагмент

И ещё пара ковриков...

А. Аглиева, О. Таганмуридова. Ковёр "Советский Туркменистан". 1961. Молитвенный коврик джойнамоз. Кашкадарья (Узбекистан). 1950-е
А. Аглиева, О. Таганмуридова. Ковёр "Советский Туркменистан". 1961. Молитвенный коврик джойнамоз. Кашкадарья (Узбекистан). 1950-е

...и симпатичное вышитое панно.

А. В. Турсунова. Декоративное панно сузани. Самарканд. 1950-е
А. В. Турсунова. Декоративное панно сузани. Самарканд. 1950-е
А. В. Турсунова. Декоративное панно сузани. Самарканд. 1950-е, фрагмент
А. В. Турсунова. Декоративное панно сузани. Самарканд. 1950-е, фрагмент
А. В. Турсунова. Декоративное панно сузани. Самарканд. 1950-е, фрагмент
А. В. Турсунова. Декоративное панно сузани. Самарканд. 1950-е, фрагмент

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве (и пара в Узбекистане). Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.