Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Советские художники рисуют Восток: выставка "Белое золото", часть 2

Продолжаю рассказ о выставке, проходящей в московском Музее Востока. "Белое золото" - это о хлопке, о важной роли, которую он сыграл в развитии среднеазиатских республик в советское время.

Выставка "Белое золото" в Музее Востока
Выставка "Белое золото" в Музее Востока

Выставка начиналась с интереснейшей экспозиции советских плакатов. А остальные залы были наполнены удивительными произведениями искусства - от керамики до ковров и халатов, от живописи до графики. Вот как раз о картинах и пойдёт речь в этой статье.

Выставка "Белое золото" в Музее Востока
Выставка "Белое золото" в Музее Востока

Ольга Соколова, будучи выпускницей ВХУТЕМАСа, попала в Узбекистан в 1929 году и с тех пор неоднократно туда наведывалась. Каждая поездка завершалась в итоге чудесными живописными работами. Вот, например, "Сбор последнего хлопка". Хлопок созревает волнами, его нельзя просто скосить как пшеницу. Поэтому сборщики выходят на поля несколько раз за осень. Примерно так и выглядели в конце октября хлопковые поля, которые мне удалось разглядеть из поезда Самарканд - Бухара - подсохшие бордово-коричневые растения, с редкими белыми "снежками".

О. А. Соколова. Последний сбор хлопка. 1937
О. А. Соколова. Последний сбор хлопка. 1937

Ох, какие сугробы намело! - подумала я и прочитала "Сушка хлопка". Кульназар Бекмурадов, туркменский художник, показал хлопок уже собранный и красавиц с вилами. Всё-таки красный цвет, да ещё организованный в треугольник творит чудеса - картина пышет энергией.

К. Б. Бекмурадов. Сушка хлопка. 1973
К. Б. Бекмурадов. Сушка хлопка. 1973

Но если уж говорить об энергетике - вот он, настоящий прорыв. Михаил Курзин - талантливый советский художник, ученик Константина Коровина, что в общем-то заметно. Впервые в Ташкент он попал в 1919 году, по пути в Китай. А в середине 1920-х создал удивительное объединение "Мастера Нового Востока", в которое входили многие работавшие тогда в Ташкенте художники.

М. И. Курзин. Ударная женская бригада. 1934
М. И. Курзин. Ударная женская бригада. 1934

Живописное полотно Михаила Курзина, которого в аннотации почему-то назвали Н.И., по мнению критиков пропитано плохо скрываемым сарказмом. Не уверена, ну может быть мальчик с горном... Честно говоря, я вижу только счастливых тружениц, которые явно кого-то обставили в соцсоревновании и гордятся своей победой. Чем не "Кубанские казаки"?

М. И. Курзин. Ударная женская бригада. 1934 (фрагмент и аннотация)
М. И. Курзин. Ударная женская бригада. 1934 (фрагмент и аннотация)

Среди "Мастеров Нового Востока" выделялся Александр Николаев, художник из Воронежа, учившийся в мастерских Малевича. Он настолько вдохновился среднеазиатской культурой, что принял ислам и стал именовать себя Усто Мумин (что в переводе "верующий мастер").

А. В. Николаев. Эскизы
А. В. Николаев. Эскизы

Его рисунки и картины отличаются особой динамичностью.

А. В. Николаев. Белое золото. 1934
А. В. Николаев. Белое золото. 1934

Ну а рядом - старый знакомый - Александр Волков, о котором я писала в статье о выставке из музея Савицкого в Нукусе. Удивительно интересный мир на этих картинах. Образы, манера изображения... У всех троих - словно перекличка старого искусства и нового 20 века, от впечатления до экспрессии, иногда с элементами традиционной иконописи и восточной миниатюры. В картине "Сбор хлопка" моё внимание приковано прежде всего к рукам. Профили (ну прямо ренессанс) и руки, обнимающие мешки с хлопком и в то же время простёртые к небу... удивительно и мощно.

А. Н. Волков. Колхозник. 1933 и Сбор хлопка. 1931
А. Н. Волков. Колхозник. 1933 и Сбор хлопка. 1931

Ниже слева сверху - картина ученика Волкова - Бахрама Хамдами, погибшего на Великой Отечественной войне. Ниже - удивительно яркие, почти гогеновские дамы на полотне азербайджанского художника Гайка Калустова. С какой нежностью молодая работница (с монобровью, достойной Фриды) прижимает к себе хлопок и каким взглядом смотрят на неё её старшие подруги - раз увидишь - не забудешь, особенно зубастую улыбку).

Б. К. Хамдами. Колхозники. 1933. Г. А. Калустов. Ударница хлопковых полей. 1933. Н. Г. Карахан. Окучка хлопка. 1934
Б. К. Хамдами. Колхозники. 1933. Г. А. Калустов. Ударница хлопковых полей. 1933. Н. Г. Карахан. Окучка хлопка. 1934

И здесь же - неподражаемый Николай Карахан. Художник из Нагорного Карабаха приехал в Узбекистан и примкнул к знаменитой "бригаде Волкова". Выше справа - ранняя работа, довольно яркая и статичная. А ниже - написанные через десять лет, в разгар войны и сразу после её окончания.

Н. Г. Карахан. Работы в полях. 1942
Н. Г. Карахан. Работы в полях. 1942

Краски стали пастельными, появилась динамика - нежнейший импрессионизм. И то и другое прекрасно, но какие разные полотна!

Н. Г. Карахан. Сбор хлопка. 1945
Н. Г. Карахан. Сбор хлопка. 1945
-13

А вот полотно армянского художника Шмавона Мангасарова, жившего в Азербайджане. То ли Матисс, то ли Гоген - но здорово, ярко, радостно, хоть и статично.

Ш. Г. Мангасаров. На сборе хлопка 1933
Ш. Г. Мангасаров. На сборе хлопка 1933

Рядом с деревянными штампами "калиб" для набойки рисунка на ткань - чудесный портрет одного из мастеров, выполненный темперой замечательной советской художницей Ириной Жданко.

И. А. Жданко. Мастер набойки Саидов из Ура-Тюбе. 1980
И. А. Жданко. Мастер набойки Саидов из Ура-Тюбе. 1980

В отдельном зале - послевоенные картины, посвящённые труженицам полей.

Выставка "Белое золото" в Музее Востока
Выставка "Белое золото" в Музее Востока

Несколько поколений застыли на картине туркменского художника Иззата Клычева. Он прошёл войну, учился в ленинградском институте им. Репина (ныне Академия художеств), у А. М. Герасимова.

И. Н. Клычев. Хлопкоробы. На полевом стане. 1961
И. Н. Клычев. Хлопкоробы. На полевом стане. 1961

И ещё несколько картин с выставки.

В. М. Боборыкин. Сборщица хлопка.1980 и В. М. Петров. Хозяйка полей. Портрет Шарофат Мухитдиновой.1962
В. М. Боборыкин. Сборщица хлопка.1980 и В. М. Петров. Хозяйка полей. Портрет Шарофат Мухитдиновой.1962
Г. С. Чернухин. Сбор хлопка. 1985
Г. С. Чернухин. Сбор хлопка. 1985
А. А. Абдуллаев. Портрет Стахановки Т. Кадыровой. 1947
А. А. Абдуллаев. Портрет Стахановки Т. Кадыровой. 1947

Александр Самохвалов был учеником К. Петрова-Водкина. И в конце 1930-х получил заказ на изготовление панно "Дружба народов", посвящённого хлопководству - для павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Павильон не сохранился, но гигантское панно можно увидеть на финальных кадрах фильма "Светлый путь". На выставке был представлен эскиз.

А. Н. Самохвалов. Эскиз панно "Хлопок". 1940
А. Н. Самохвалов. Эскиз панно "Хлопок". 1940

И ещё несколько рисунков и акварелей.

А. М. Нюренберг. Сбор хлопка в колхозе им. Орджоникидзе. 1942
А. М. Нюренберг. Сбор хлопка в колхозе им. Орджоникидзе. 1942
П. П. Соколов-Скаля. На хлопок. 1932
П. П. Соколов-Скаля. На хлопок. 1932
Л. А. Ильина. Белое золото (Киргизия). нач. 1960-х и О. А. Соколова. Рисунки из серии "Сбор хлопка". 1935
Л. А. Ильина. Белое золото (Киргизия). нач. 1960-х и О. А. Соколова. Рисунки из серии "Сбор хлопка". 1935

Ну а в заключение - "Караван с хлопком" Сергея Беглярова. И снова - армянский художник из Азербайджана, переехавший позже в Туркмению. Яркие краски, выразительные взгляды... Ну не могу я отказать себе в удовольствии полюбоваться на верблюдов)

С. Н. Бегляров. Караван с хлопком. 1933
С. Н. Бегляров. Караван с хлопком. 1933

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.