Продолжаю рассказ о выставке, проходящей в московском Музее Востока. "Белое золото" - это о хлопке, о важной роли, которую он сыграл в развитии среднеазиатских республик в советское время.
Выставка начиналась с интереснейшей экспозиции советских плакатов. А остальные залы были наполнены удивительными произведениями искусства - от керамики до ковров и халатов, от живописи до графики. Вот как раз о картинах и пойдёт речь в этой статье.
Ольга Соколова, будучи выпускницей ВХУТЕМАСа, попала в Узбекистан в 1929 году и с тех пор неоднократно туда наведывалась. Каждая поездка завершалась в итоге чудесными живописными работами. Вот, например, "Сбор последнего хлопка". Хлопок созревает волнами, его нельзя просто скосить как пшеницу. Поэтому сборщики выходят на поля несколько раз за осень. Примерно так и выглядели в конце октября хлопковые поля, которые мне удалось разглядеть из поезда Самарканд - Бухара - подсохшие бордово-коричневые растения, с редкими белыми "снежками".
Ох, какие сугробы намело! - подумала я и прочитала "Сушка хлопка". Кульназар Бекмурадов, туркменский художник, показал хлопок уже собранный и красавиц с вилами. Всё-таки красный цвет, да ещё организованный в треугольник творит чудеса - картина пышет энергией.
Но если уж говорить об энергетике - вот он, настоящий прорыв. Михаил Курзин - талантливый советский художник, ученик Константина Коровина, что в общем-то заметно. Впервые в Ташкент он попал в 1919 году, по пути в Китай. А в середине 1920-х создал удивительное объединение "Мастера Нового Востока", в которое входили многие работавшие тогда в Ташкенте художники.
Живописное полотно Михаила Курзина, которого в аннотации почему-то назвали Н.И., по мнению критиков пропитано плохо скрываемым сарказмом. Не уверена, ну может быть мальчик с горном... Честно говоря, я вижу только счастливых тружениц, которые явно кого-то обставили в соцсоревновании и гордятся своей победой. Чем не "Кубанские казаки"?
Среди "Мастеров Нового Востока" выделялся Александр Николаев, художник из Воронежа, учившийся в мастерских Малевича. Он настолько вдохновился среднеазиатской культурой, что принял ислам и стал именовать себя Усто Мумин (что в переводе "верующий мастер").
Его рисунки и картины отличаются особой динамичностью.
Ну а рядом - старый знакомый - Александр Волков, о котором я писала в статье о выставке из музея Савицкого в Нукусе. Удивительно интересный мир на этих картинах. Образы, манера изображения... У всех троих - словно перекличка старого искусства и нового 20 века, от впечатления до экспрессии, иногда с элементами традиционной иконописи и восточной миниатюры. В картине "Сбор хлопка" моё внимание приковано прежде всего к рукам. Профили (ну прямо ренессанс) и руки, обнимающие мешки с хлопком и в то же время простёртые к небу... удивительно и мощно.
Ниже слева сверху - картина ученика Волкова - Бахрама Хамдами, погибшего на Великой Отечественной войне. Ниже - удивительно яркие, почти гогеновские дамы на полотне азербайджанского художника Гайка Калустова. С какой нежностью молодая работница (с монобровью, достойной Фриды) прижимает к себе хлопок и каким взглядом смотрят на неё её старшие подруги - раз увидишь - не забудешь, особенно зубастую улыбку).
И здесь же - неподражаемый Николай Карахан. Художник из Нагорного Карабаха приехал в Узбекистан и примкнул к знаменитой "бригаде Волкова". Выше справа - ранняя работа, довольно яркая и статичная. А ниже - написанные через десять лет, в разгар войны и сразу после её окончания.
Краски стали пастельными, появилась динамика - нежнейший импрессионизм. И то и другое прекрасно, но какие разные полотна!
А вот полотно армянского художника Шмавона Мангасарова, жившего в Азербайджане. То ли Матисс, то ли Гоген - но здорово, ярко, радостно, хоть и статично.
Рядом с деревянными штампами "калиб" для набойки рисунка на ткань - чудесный портрет одного из мастеров, выполненный темперой замечательной советской художницей Ириной Жданко.
В отдельном зале - послевоенные картины, посвящённые труженицам полей.
Несколько поколений застыли на картине туркменского художника Иззата Клычева. Он прошёл войну, учился в ленинградском институте им. Репина (ныне Академия художеств), у А. М. Герасимова.
И ещё несколько картин с выставки.
Александр Самохвалов был учеником К. Петрова-Водкина. И в конце 1930-х получил заказ на изготовление панно "Дружба народов", посвящённого хлопководству - для павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Павильон не сохранился, но гигантское панно можно увидеть на финальных кадрах фильма "Светлый путь". На выставке был представлен эскиз.
И ещё несколько рисунков и акварелей.
Ну а в заключение - "Караван с хлопком" Сергея Беглярова. И снова - армянский художник из Азербайджана, переехавший позже в Туркмению. Яркие краски, выразительные взгляды... Ну не могу я отказать себе в удовольствии полюбоваться на верблюдов)
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.