Подводную лодку К-162 прозвали «Золотой рыбкой». Не за красоту - за цену постройки. Она обошлась государству в 2 миллиарда рублей в те времена, когда средний оклад составлял 100-140 рублей в месяц. На эти деньги можно было построить город на 100 тысяч жителей... или одну экспериментальную подводную лодку.
Декабрь 1970 года. Северный Ледовитый океан. Советские подводники устанавливают мировой рекорд скорости, который никто так и не сможет превзойти. Подводная лодка К-162 разогналась до 44,7 узла (82,8 км/ч) под водой. Это невозможно? Но это произошло. И это не просто рекорд - это настоящий инженерный парадокс, который шокировал весь мир.
Почему проект был под угрозой.
Холодная война была в разгаре, и американские авианосцы доминировали на море. Советский флот был слабее, кораблей было меньше. Одним из вариантов добиться паритета сил была постройка подводных лодок, которые будут настолько быстрыми, что никакой торпеде того времени не удастся их догнать. Американские авианосные ударные группы оказались бы беззащитными против таких лодок. Вот описание технического задания:
- Во-первых, создать первую в советском флоте подводную лодку, способную запускать противокорабельные крылатые ракеты из подводного положения. Это была революция. До этого подводные лодки могли запускать ракеты только из надводного положения. Для этих целей разрабатывалась новая ракета П-70 «Аметист» дальностью 100 км с твердотопливным стартовым двигателем. Лодка должна была нести 10 контейнеров с этими ракетами (по пять с каждого борта).
- Во-вторых, добиться максимально возможной подводной скорости - в проект закладывалось не менее 38-40 узлов. Только скоростная лодка могла прорваться к авианосцам противника и нанести удар раньше, чем будет обнаружена.
- В-третьих - и это было необычным требованием - весь проект должен был использовать совершенно новые материалы, технологии и оборудование. Заказчик запретил использовать что-либо уже имеющееся в составе флота. Это означало, что нужно разрабатывать, создавать и осваивать всё - от материала корпуса до электроники, управления и энергоустановки.
Конструкторы из ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Николая Федосеевича Шульженко выбрали единственный материал, который позволял всё это реализовать - титан, легкий и прочный. Но опыта такого масштабного применения титана на тот момент не было не только в СССР, но и во всём мире.
Титан капризный металл. Его нужно варить в специальной среде, одна ошибка - и деталь можно отправлять на переплавку. На первый взгляд, это не материал для боевого корабля. Первые попытки в 1962 и 1963 годах закончились провалом. Приходилось учиться выполнять базовые операции: как сварить титановый лист? Как его согнуть? Как проверить качество шва?
Но в СССР были люди, которые умели совершать невозможное.
Рекорд на грани аварии:
В 1969 году во время первых испытаний К-162, реактор набрал 80% мощности, лодка показала скорость 42 узла - 78 км/ч. Это уже был выдающийся результат, лучше всех американских лодок того времени. Но капитан Юрий Филиппович Голубков знал, что можно разогнать подлодку быстрее. Год спустя, 18 декабря 1970 года, пришло время для рекордной попытки.
К-162 уходит на глубину 100 метров. Это важно: на такой глубине давление воды позволяет гребному винту работать эффективнее, заметно снижается кавитация - явление, когда вода буквально закипает, разрушая лопасти винта.
Экипаж отключает системы безопасности. Реактор выводят на 97% от максимальной мощности. Стрелки на приборах приближаются к красным зонам. Лодка ускоряется. 43 узла. 44 узла. 44,7 узла...
82,8 км/ч под водой!
В Москву была передана радиограмма: «Голубая лента скорости в руках советских подводников».
Однако была проблема. На такой скорости лодка издавала шум в 100 децибел - как грузовик, едущий мимо Вас. Это делало лодку очень заметной для акустиков американских кораблей. К-162 была грозным оружием, но не скрытным.
И ещё одна проблема: обшивка лодки получала повреждения на таких высоких скоростях. Во время первого рекордного прогона у лодки оторвало люки, сорвало антенны, повредило некоторые конструкции.
Новая попытка:
Но рекорд был установлен. 30 марта 1971 года была предпринята новая попытка при 100% мощности реактора. Лодка развила скорость 44,85 узла - 83 км/ч. Однако из-за проблемы с управлением турбинами и вибрациями комиссия не признала этот результат официально. Официальный рекорд остался прежним - 44,7 узла.
Почему рекорд никто не повторил:
Прошло 55 лет. Технологии ушли далеко вперёд. Компьютеры, которых не было во времена К-162, теперь в кармане каждого. А рекорд скорости для подводной лодки всё ещё 44,7 узла. Почему?
Современные военные субмарины строят совсем по другой философии. Современные лодки достигают примерно 30-35 узлов, но при этом работают очень тихо. Когда лодка движется почти без звука, её сложнее обнаружить. Акустическая скрытность оказалась для военных важнее, чем скорость.
К-162 была грозным хищником, который не пытался маскироваться. Его видели (слышали) все вокруг. Современные лодки - это хищники, которых не видно совсем.
Кроме того, есть физические ограничения. На скоростях выше 60 км/ч значительно усиливается кавитация, которая повреждает гребной винт и корпус. Эти повреждения накапливаются, и скоростная лодка требует частых ремонтов.
Каждый рекордный прогон сокращал жизнь К-162. Её служба длилась почти 20 лет, несмотря на постоянные проблемы с трещинами в корпусе, которые она получала на высоких скоростях. К-162 была исключена из боевого состава флота в марте 1989 года.
Лодка не пошла в серию и по причине её высокой стоимости. Её дороговизна и плохая акустическая скрытность не оправдывали преимущества. Все последующие поколения были тише, но и медленнее.
Первый контакт с "партнёрами":
Во время первого боевого похода (с 25 сентября по 4 декабря 1971 года) К-162 вела преследование американского авианосца «Саратога», возвращавшегося из Средиземноморья. Советская подлодка несколько часов преследовала авианосец, иногда обгоняя его. Это было унижением для американцев: их супероружие, авианосец стоимостью в миллиарды долларов, за которым никто не должен был незаметно следить, был спокойно преследуем советской лодкой.
К-162 всплыла, и советские подводники подняли государственный флаг прямо рядом с авианосцем - это был акт психологической войны. Сообщение было понятно: мы можем появиться рядом с вашим самым мощным кораблём в любой момент. Но истинная ценность К-162 была совсем в другом.
Наследие:
К-162 была построена в единственном экземпляре. Это была не боевая машина, а демонстрация возможностей. Демонстрация того, что советские инженеры могут работать с титаном на высоком уровне, более того, могут делать это в условиях холодной войны, под санкциями и ограничениями.
Опыт, полученный при разработке К-162, был использован при проектировании подводных лодок нового поколения. На его основе были созданы проект 705 «Лира» и проект 670 «Скат».
По проекту «Лира» было построено семь субмарин - это был первый в истории флот, полностью состоящий из быстроходных титановых лодок. Они развивали скорость около 40 узлов и могли действовать на глубинах до 320 метров. Советский Союз создал то, чего не было ни у кого на планете - целую флотилию титановых кораблей, которые не имели аналогов по скорости и манёвренности.
Проект 670 «Скат» был ориентирован на борьбу с надводными кораблями противника и мог применять ракеты П-70 «Аметист» с подводным пуском.
Для сравнения: США отказались от титана из-за его дороговизны и сложности обработки. Титановые лодки СССР заставляли американцев внимательно следить за их перемещениями по мировому океану.
Титан стал незаменимым материалом и в других областях: из титана делают парогенераторы для атомных подводных лодок и гражданских атомных электростанций. Эти конструкции работают десятилетия благодаря устойчивости титана к высокотемпературным процессам.
- Сейчас строится российский аппарат «Восход», предназначенный для погружения в самое глубоководное место Мирового океана - Марианскую впадину (11 400 метров). Его корпус будет полностью построен из новейшего высокопрочного титана, разработанного на основе технологий К-162.
- Титановые компоненты широко используются в современных самолетах для конструкций, испытывающих высокие нагрузки.
- Медицинские изделия и химическая промышленность - немагнитность титана и его инертность делают его идеальным материалом для хирургических имплантатов, протезов и оборудования химических производств.
55 лет никто не попытался даже близко подойти к рекорду. Физические ограничения , накладываемые водной средой, остаются такими же. К-162 уже достигла предела скорости для подводного крейсера.
Завтра на канале:
Подписывайтесь на канал, завтра мы расскажем про телескоп на дне Байкала.
Наш телеграмм:
На нашем канале в телеграмм каждый день новая история из мира науки и техники.
Если тема понравилась, почитайте ещё:
- 3 декабря 1959 г. Ввод в строй атомного ледокола «Ленин».
- 2 ноября 1831 года. Символ морского величия России.
Ваше мнение:
Считаете ли оправданными такие затраты на одну лодку? Делитесь Вашим мнением в комментариях! 👇