Найти в Дзене

История. 3 декабря 1959 г. Ввод в строй атомного ледокола «Ленин».

3 декабря 1959 года государственная приёмочная комиссия подписала акт о передаче первого в мире атомного ледокола «Ленин» в состав Министерства морского флота СССР. Судно было построено на ленинградском Адмиралтейском заводе и передано Мурманскому морскому пароходству для эксплуатации на Северном морском пути.​ Спуск на воду атомного ледокола "Ленин". rosatomflot.ru 🔍 Технические характеристики: Ледокол имеет следующие характеристики: водоизмещение 16 000 тонн, длина 134 метра, ширина 27,6 метра, осадка 9,2 метра, максимальная скорость на чистой воде 19,5 узлов. Автономность плавания составляла один год - это было достигнуто благодаря использованию ядерного топлива.​ Корпус ледокола выполнен из специально разработанной стали повышенной прочности марок АК-27 и АК-28 (разработана в институте «Прометей»). Толщина ледового пояса в носовой части составляла 52 миллиметра, в средней - 36 миллиметров, в кормовой - 44 миллиметра. Судно имело двойное дно и две продольные переборки, образующие
Оглавление

3 декабря 1959 года государственная приёмочная комиссия подписала акт о передаче первого в мире атомного ледокола «Ленин» в состав Министерства морского флота СССР. Судно было построено на ленинградском Адмиралтейском заводе и передано Мурманскому морскому пароходству для эксплуатации на Северном морском пути.​

Спуск на воду атомного ледокола "Ленин". rosatomflot.ru
Спуск на воду атомного ледокола "Ленин". rosatomflot.ru

🔍 Технические характеристики:

Ледокол имеет следующие характеристики: водоизмещение 16 000 тонн, длина 134 метра, ширина 27,6 метра, осадка 9,2 метра, максимальная скорость на чистой воде 19,5 узлов. Автономность плавания составляла один год - это было достигнуто благодаря использованию ядерного топлива.​

Корпус ледокола выполнен из специально разработанной стали повышенной прочности марок АК-27 и АК-28 (разработана в институте «Прометей»). Толщина ледового пояса в носовой части составляла 52 миллиметра, в средней - 36 миллиметров, в кормовой - 44 миллиметра. Судно имело двойное дно и две продольные переборки, образующие бортовые отсеки для балластных и топливных цистерн.​

Конструкция обеспечивала непотопляемость судна при затоплении любых двух смежных отсеков. Для улучшения ледопроходимости предусмотрены специальные креновая и дифферентная системы.​

Атомный ледокол "Ленин". rosatomflot.ru
Атомный ледокол "Ленин". rosatomflot.ru

⚙️ Энергетическая установка:

На ледоколе была установлена три-реакторная атомная паропроизводящая установка (АППУ) ОК-150, разработанная в ОКБ Горьковского завода № 92 под руководством главного конструктора И.И. Африкантова.​ Есть версия, что цифра 92 в номере завода связана с порядковым номером Урана в таблице Менделеева.

Каждый реактор имел мощность 90 МВт. Суммарное производство пара составляло 360 тонн в час при температуре 310°C и давлении 28 атмосфер. Реакторы были водо-водяного типа, использующие дистиллированную воду в качестве замедлителя нейтронов и теплоносителя первого контура. Вода нагревалась до 325°C на выходе из реактора, но не кипела благодаря высокому давлению (проектное 200 атм, эксплуатационное 100 атм).​

Топливо изготавливалось на основе диоксида урана с 5-процентным обогащением по урану-235. Загрузка топлива составляла от 75 до 85 килограммов.​

Каждый реактор имел две петли циркуляции с двумя парогенераторами, двумя циркуляционными насосами и одним аварийным насосом. Использовалась паровая система компенсации давления в первом контуре.​

Тепло из реакторов передавалось во второй контур через парогенераторы, где производился пар для турбогенераторов.​

На этой фотографии тщательно проработанной модели ледокола можно увидеть реакторный отсек с толстыми защитными переборками. Турбогенераторы с паровым приводом расположены как в носовой, так и в кормовой части реакторного отсека. Фото: ans.org
На этой фотографии тщательно проработанной модели ледокола можно увидеть реакторный отсек с толстыми защитными переборками. Турбогенераторы с паровым приводом расположены как в носовой, так и в кормовой части реакторного отсека. Фото: ans.org

💨 Силовая установка:

Пар поступал на четыре главных турбогенератора, расположенные в носовом и кормовом машинных отделениях. Турбогенераторы вырабатывали постоянный ток напряжением 1200 вольт для трёх гребных электродвигателей.​

Общая мощность главных гребных двигателей составляла 44 000 лошадиных сил (32,4 МВт). Мощность распределялась в соотношении: 25% на один бортовой винт, 50% на средний винт и 25% на другой бортовой винт. Таким образом, средний винт получал 22 000 л.с., а каждый бортовой по 11 000 л.с.​

Использование электрического привода позволило значительно улучшить маневренность ледокола - критически важный фактор при преодолении тяжёлых льдов и движении в составе ледокольных караванов.​

Энергосистема судна включала две вспомогательные электростанции (турбогенераторы по 1000 кВт переменного тока 380 В) и три дизель-генератора (один резервный мощностью 1000 кВт и два аварийных по 100 кВт).​

АТОМНОЕ СЕРДЦЕ (верхний уровень реакторного отсека на "Ленине", из "Репортажа из Арктики") Силовая установка, первоначально установленная на "Ленине", состояла из трех реакторов OK-150. Фото: ans.org
АТОМНОЕ СЕРДЦЕ (верхний уровень реакторного отсека на "Ленине", из "Репортажа из Арктики") Силовая установка, первоначально установленная на "Ленине", состояла из трех реакторов OK-150. Фото: ans.org

🔋 Расход топлива:

Ледокол потреблял всего 45 граммов ядерного топлива в сутки - количество, помещающееся в спичечный коробок. Это обеспечивало автономность в 1-3 года непрерывной работы в зависимости от интенсивности режима нагрузки, против одного месяца для дизельных ледоколов.​

Василий Иванович Неганов. 17 декабря 1899 - 28 декабря 1978 года. rg.ru
Василий Иванович Неганов. 17 декабря 1899 - 28 декабря 1978 года. rg.ru

📊 История создания:

Постановление о разработке атомного ледокола Совет Министров СССР принял 20 ноября 1953 года, конкретизировав задачу 18 августа 1954 года. Проектирование корпуса велось в Ленинградском ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг»), главный конструктор В.И. Неганов.

К разработке привлекались: ОКБ-12 (системы управления и защиты), СКБК Балтийского завода (парогенераторы), ВИАМ (твэлы активной зоны), СКБ ЛКЗ (главные турбины), завод «Электросила» (главные турбогенераторы и электродвигатели), Кировский завод (судовые турбины), Харьковский электромеханический завод (главные турбогенераторы) и другие предприятия.​

Строительство началось 25 августа 1956 года на заводе № 194 имени Андре Марти (ныне «Адмиралтейские верфи»). Главный строитель - В.И. Червяков. Судно было спущено на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка была смонтирована в 1958-1959 годах.​

Физический пуск реакторов произошёл 6 августа 1959 года, первые ходовые испытания - 15 сентября 1959 года под командованием капитана П.А. Пономарёва.​

Турбогенератор без верхней крышки в машинном отделении. wikipedia
Турбогенератор без верхней крышки в машинном отделении. wikipedia

🌊 Первые результаты эксплуатации:

Первая арктическая навигация началась 19 августа 1960 года и продолжалась более трёх месяцев. Ледокол прошёл более 10 000 морских миль, из них около 7 000 в тяжелых ледовых условиях, провел через Карское море и море Лаптевых 92 судна.​

За первые шесть лет эксплуатации ледокол преодолел свыше 82 000 морских миль и провел более 400 судов.​

Введение ледокола в строй позволило существенно продлить навигационный период в Арктике с трёх месяцев до 11 месяцев в западном районе Арктики.​

⚠️ Проблемы первого поколения:

Во время эксплуатации выявились конструктивные недостатки АППУ ОК-150, включая проблемы комплектации и компоновки оборудования. В февраля 1965 года произошёл инцидент: при плановом ремонте циркуляционных насосов первого контура реактора № 2 из-за ошибки оператора произошла кратковременная остановка циркуляции, приведшая к перегреву активной зоны с повреждением примерно 60% тепловыделяющих сборок.​

Низкая ремонтопригодность конструкции ОК-150 (оборудование располагалось в отдельных корпусах, соединённых трубопроводами) привела к решению о замене установки.​

Атомный ледокол "Ленин" на Неве. 12.09.1959 г. Фото: Копосов Г., Цин В. goskatalog.ru
Атомный ледокол "Ленин" на Неве. 12.09.1959 г. Фото: Копосов Г., Цин В. goskatalog.ru

🔄 Модернизация 1970 года:

В 1966 году было принято решение заменить трёхреакторную АППУ ОК-150 на более совершенную двухреакторную установку ОК-900. Физический пуск реакторов новой установки произошёл в апреле-мае 1970 года. Реакторы ОК-900 имели корпусную конструкцию, повышенный энергозапас активной зоны и улучшенные свойства саморегулирования.​

После модернизации ледокол продолжал эксплуатацию вплоть до вывода из эксплуатации в 1989 году. Всего за 30 лет он прошёл 654 400 морских миль, из них 563 600 во льдах, и провел 3 740 судов.​

Атомный ледокол «Ленин». Мурманск. Наши дни. rosatomflot.ru
Атомный ледокол «Ленин». Мурманск. Наши дни. rosatomflot.ru

5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» ошвартовался в центре Мурманска у морского вокзала, став «визитной карточкой» города и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера.
https://rosatomflot.ru/atomnyy-ledokol-lenin

В настоящий момент Россия является мировым лидером в постройке атомных ледоколов. По состоянию на конец 2025 года, Россия располагает восемью действующими атомными ледоколами:

  • четыре ледокола предшествующих поколений: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы»​;
  • четыре новых атомных ледокола проекта 22220: «Арктика» (2020), «Сибирь» (2022), «Урал» (2022), «Якутия» (2024)​.

Строятся:

  • проект 22220 (на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге): «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград»;
  • проект 10510 «Лидер» (на судостроительном комплексе «Звезда» во Владивостоке): «Россия» - головной сверхмощный ледокол мощностью 120 МВт с реакторами РИТМ-400, сможет преодолевать льды толщиной до 4 метров.

Источники:

  1. БиблиоАтом: Арктический выставочный центр «Атомный ледокол .
    https://www.biblioatom.ru/museums/lenin/
  2. Encyclopedia Britannica: Nuclear-powered icebreaker
    https://www.britannica.com/technology/icebreaker

#АтомныйЛедокол #ЛедоколЛенин #ТехнияХХвека #СеверныйМорскойПуть #ЛедоколыРоссии #ИсторияТехники