Сегодня мы связываем празднование Нового года с весельем, семейными застольями, подарками, праздничными салютами и волшебством. Люди загодя начинают готовится к этому событию: прибираться, закупаться подарками и вкусностями, украшать жилища. А как обстояло с этим праздником в древности?
Для начала стоит отметить, что у многих народов Новый год праздновался не зимой, а на день весеннего солнцестояния 22- 24 марта. Нового года в привычном нам сегодня понимании не было, однако широко по всей Европе праздновался зимний солнцеворот, отмечавшийся одновременно с католическим Рождеством 21-24 декабря, как отправная точка зимы, самая длинная ночь в году.
Причем, чем севернее проживал тот или иной народ, тем более мрачными и кровожадными были традиции, сопровождающие это и без того темное время года. Итак, какие же декабрьские традиции способны удивить и повергнуть в ужас человека сегодняшнего?
Как это было у древних славян я подробно описывала в материале годом ранее, если пропустили -советую заглянуть
А вот какие ужасы творились у других народов Европы.
Йоль
Все народы, населявшие в старину Северо-запад Европы в дохристианские времена широко отмечали праздник Йоль, который имел общие черты у многих народов средневековой Европы.
Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. По мнению некоторых ученых, оно восходит к индоевропейскому корню Yule (Йоль, Юл.) со значением «вращаться», «крутиться», «колесо» (от этого корня происходит и наше слово юла, а также ёлка — вечнозелёное дерево Йоля). Возможно, что оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время». Весь северо запад Европы испокон веков страшился этого холодного, темного и голодного времени, поэтому и празднование его происходило с характерными особенностями: священны и огнями и многочисленными жертвоприношениями.
Эти тринадцать ночей от 19 декабря до 1 января, от первого заката солнца и до последнего рассвета (а у Северных скандинавов в эту пору действительно шла полярная ночь) были сакральным периодом, в течение которого не было ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершился жребий богов и вращалось веретено богини Судьбы Урд.
В эти ночи все миры, по верованиям древних народов северной Европы, сходились в Мидгарде: боги и богини нисходили на земле, мертвые выходили из Нижнего Мира. Те из людей, кто часто общался с Иным Миром, на это время покидали свои тела и присоединялись к всадникам Дикой Охоты (oskorei – «наездники Асгарда»), или же становились оборотнями (вервольфами).
Новогодние костры как средство отогнать нечисть.
У всех народов празднование самой длинной ночи в году неизменно сопровождалось сжиганием гигантских костров около дома и на краю селений. И если вы думаете, что люди в старину так веселились, то сильно ошибаетесь. Таким образом в древности отгоняли злых духов и всякую нечисть в которую реально верили. Вот только некоторые из них:
Йольский кот
Представитель исландского языческого фольклора. По легенде, огромный хищник принадлежал великанше Грюль. В канун Йоля он спускался с горных пещер к людям, чтобы хорошенько поесть (тут кто не спрятался, тот сам виноват). Кота описывают чёрным, пушистым, с большими огненными глазами и огромными острыми зубами. Любил (кушать естественно) непослушных детей, а так же заплутавших и обессилевших путников,
Йольские братцы /йольские тролли
В ирландских легендах говорится, что в преддверии праздника эти злобные тролли выходят из своего подземного мира, чтобы выкрасть и потом полакомиться ими у себя в пещерах шаловливыми детьми. Бедные средневековые дети! Кто только на них не охотился!
Великанша Грюль
Один из самых жутких Йольских персонажей, злобная и мрачная людоедиха Грюль обитает в пещере, занесённой снегом высоко в горах, со своим ленивым мужем Леппалуди и их сыновьями (Йольские парни, тоже так себе детки). Спускается к людям в поисках своего сбежавшего кота, а заодно пополнить съестные запасы на год человеческим мясом.
Великий старец Севера
Обитатель кельтского фольклора во многом похож на славянского Карачуна, (если о нем не слыхали, рекомендую!)
относясь к разряду злобных божеств зимы.
Согласно кельтским легендам, он заходил в людские жилища с большим мешком и забирал то, что ему причиталось, но не было принесено в жертву в течение года. Особенно часто в его мешок попадали дети и старики: Злобный Дед мог утащить с собой парочку в счёт уплаты недоимок. После визита Великого старца Севера обитателей дома часто находили мёртвыми. Считается, что заплечный мешок с подарками весельчак Санта Клаус унаследовал именно у него. Слава богу, что в нем сейчас находятся не трупы, а более приятные вещи.
Крампус
Крампус — мифологический персонаж в фольклоре альпийского региона, «рождественский чёрт», злобный демон зимы, в христианские времена спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца.
Внешность Крампуса зависит от региона: он покрыт чёрной или коричневой шерстью, вместо ног у него раздвоенные копыта, а голову венчают козлиные рога. Часто его изображали с длинным раздвоенным языком и огромными клыками.
Считалось, что Крампус сопровождал Святого Николая в преддверии Нового года, наказывая непослушных детей и пугая их. В старину верили, что когда он находит капризного ребёнка, он засовывает ему под подушку уголь, а то и вовсе кидает его в свой мешок и уносит в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин.
Ель и жуткие подношения
Ель издревле символизировала Йоль, Новый год и зимний солнцеворот. Это веснозеленое дерево олицетворяло стойкость перед лицом невзгод (холода и зимы), а ее колючие иголки отпугивали нечисть. Однако в древности образ доброй и пушистой красавицы елочки был гораздо более пугающим.
У многих народов, населяющих Центральную и Северную Европу ель почиталось деревом, связанным с загробным миром, миром мёртвых. Это было связано с культом предков, которые ушли в иной мир, и с магическими свойствами ели.
У славян ель так и называли Дедовым Древом, Велесовым Древом. Души предков (Дедов), которые прилетают в преддверии зимнего солнцеворота в мир живых, садятся на ветви ели, чтобы отдохнуть.
У кельтов же елка считалась обиталищем недоброго лесного духа (аналог русского лешего). По преданиям, он жил в самой старой и могучей ели.
В период зимнего солнцестояния перед такой елкой расчищали поляну и приносили жертвы, чтобы задобрить злого духа. Ведь от доброты леса, его подношений, и помощи в охоте, во многом зависела жизнь людей зимой. Изначально приносились человеческие жертвы (здесь опять доставалось невинным девственницам, не выполнявшим физически тяжелой работы, бывшим на выданье, а в тяжелее времена - лишним ртам), затем стали использовать животных.
Отголосок человеческих жертвоприношений хорошо прослеживается в русской Сказке Морозко, подробно разобранной мною пару лет назад
Древняя елка в канун зимнего солнцеворота у древних германцев украшалась весьма своеобразно: внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Как вам такие прообразы современных ёлочных игрушек?
Впоследствии магические ритуалы изменились: убийства заменили на подношения пищей — яблоками, орехами, кусками хлеба и т. д.. Божество не просто задабривали, но и намекали на блага, которые празднующие хотели получить в новом году.
Как вам такие Новогодние традиции? Не правда ли современные намного приятней?
Всегда ваша Морозова ❤️🩹