Я не раз рассказывала в публикациях, что зима особенно самое ее начало, самое темное и мрачное время декабря считалась у наших предков недобрым временем пробуждения тьмы и царством потусторонних сил. Очень часто эти силы были враждебны человеку и угрожали самому ценному дару - жизни.
Неразлучной парочкой русской зимы были темные божества тьмы, холода, мороза и смерти Морена и Карачун, подробные статьи о которых я не раз готовила ранее.
Именно этих недобрых к людям сущностей наши предки старались задобрить всевозможными способами, в том числе жертвоприношениями.
Обряд кликанья мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при котором произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме либо по возрасту - мужчина или женщина, либо по статусу - хозяин или хозяйка.
Вплоть до начала ХХ века в белорусским ходила традиция кормления Мороза киселем (поминальной пищей) с присказкой «Мороз, мороз, не бей наш овес! Вот тебе Кисель да каша!» (В первоначальном вариант кутья - а кисель и кутья обязательная пища поминок покойников).
В другом варианте (Псковская губерния начало ХХ века) Мороза звали на овсяные (как считают исследователи наиболее архаичные) блины и кутью:
«Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй"
Знаменательны места, где совершалось кликанье мороза и где оставляли для него еду. Зазывали в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород. В Московской губернии звали мороз и в открытую печную трубу. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Все эти пространственные ориентиры в мифопоэтических представлениях были отмечены знаком границы между "своим" и "чужим" мирами (окно, порог, крыльцо) и являлись «каналами" связи между "мирами" (печная труба) или местами, где могли появляться в определенное время разнообразные представители "иного" мира, в данной обрядовой ситуации - мороз (подпол - нежилая часть дома; огород, улица - "чужое" пространство за пределами "своего" - дома).
Не сложно предположить, что часто такое невинное кормление мороза ни к чему не приводило и тогда в ход для улощенияя злобных зимних божеств шли уже человеческие жертвы. В первую очередь страдали старики,
о чем я подробно рассказывала в статье о жутких традициях культа предков
И дети, а вернее девочки (мальчики на Руси всегда ценились). Так летом во время засухи нормальным делом было бросить новорожденного ребёнка женского пола в реку для привлечения дождя, зимой же приносили в жертву девочек постарше: красивых девственниц 12-15 лет, не успевших выйти замуж (замуж в старину выдавали с момента наступления половой зрелости, то есть рано).
Этот обряд достаточно подробно описан в русской народной сказке Морозко, с небольшими изменениями, которое были наложены изменившиеся и нормами морали и религии.
Пересказывать всем известный сюжет не вижу смысла, остановлюсь лишь на значимых деталях.
Отправляли в старину своих дочерей, которые в трудные времена всегда расценивались как лишний рот, а девушки на выданье так и вовсе как уже чужие (наполовину находящиеся в потустороннем царстве, где фата и белое платье - это саван и покрывало
добровольно родные родители.
Здесь речь идёт не только о невиданном Послушании старшим - важной части языческой добродетели. Послушный старшим в роду - послушный и богам. Эту черту языческого мировоззрения можно найти по всему земному шару.
Именно поэтому многие герои русских сказок так смиренно принимают свою судьбу, что говорит о создании сказки в жреческой среде. Сказания, созданные в воинской среде, чаще говорят героях, бросающих вызов судьбе и богам (и проигрывающих битву).
Отношение в данном случае со стороны девушек было другим: павший жребий на роль жертвы Морозу воспринималась как почетная миссия, направленная на спасение рода.
Несмотря на то что исполнение страшного обряда выполнял старший в семье, это был не дряхлый старик, пляшущий под женину указку (в архаичном обществе такое явление было в принципе невозможным). Саму пассивность отца падчерицы сказка поясняет физической старостью . Но это является более поздним наслоением. Девица на выданье в те времена это девушка 13-15 лет. То есть отец был полным сил мужчиной лет тридцати с небольшим.
Здесь в архаичном варианте сказки есть отступление, что падчерицу отдают замуж за духа зимы Морозко. На основании древних летописей есть предпосылки думать, что выбор жертвы - невесты мороза как и во многих прочих случаях решался путем жеребьевки среди нескольких кандидатур.
По архаичному сюжету сказки Морозко падчерицу ведут в лес в шубейке на коробе, где как можно предполагать находятся ее пожитки. В этом варианте Девушку, как и положено, отправляют с приданным к жениху. Но тут есть и другая сторона этого описанного обычая: девушку готовили к смерти, а древние Славяне имели обычай класть вещи, которыми покрйник пользовался в последний путь в могилы. Так и в случае сказки о Морозко: здесь отправлять жертву без приданного могло означать навлечь на себя гнев божества.
Выбранную девушку отец на санях привозил на жертвенную поляну, как правило под ель - дерево мертвых (что отражено в дошедшем до нас варианте сказки у Л. Толстого), оставляя в лесу на ночь. На следующий день отец (старший в роду) должен был съездить и проверить, принял ли мороз жертву. Этот момент очень хорошо отражен в сказке Морозко, где мачеха отправляет старика в лес забрать косточки падчерицы, а сама печет блины - древнюю поминальную пищу.
В сказке мы видим, что не всегда жертва погибала, иногда ей удавалось по тем или иным причинам выжить, как в случае со стариковой дочерью. Если так происходило, то на девушку начинали смотреть косо, как на ту, с которой что то не так и далеко не всегда её судьба далее была счастливой.
Обычно ей на следующий же день привозили замену. В сказке Морозко это родная старухина дочь, в реальности это была просто младшая и более хрупкая девочка (в сказке мы видим диаметрально противоположную картину - старшая тростинка работящая, младшая ленивая откормленная толстушка). Естественно, чем слабее была жертва, и чем сильнее мороз, тем меньше шансов у нее было выжить. Как правило, вторая жертва уже не выживала. Принесенную жертву встречали в селении пышными поминками и хоронили с почестями - считалось, что мороз принял жертву и, пребывая в благостном состоянии, не будет больше лютовать.
Вот такая страшная картина человеческих жертвоприношений дошла до нас в русской народной архаичной сказке Морозко. Делитесь в комментариях, какие ещё факты человеческих жертвоприношений на Руси вам известны?
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
Моя группа В Контакте