Найти в Дзене
Мороженые сказки

Недетские сказки: отражение традиции человеческих жертвоприношений в русской народной сказке Морозко

Я не раз рассказывала в публикациях, что зима особенно самое ее начало, самое темное и мрачное время декабря считалась  у наших предков недобрым временем пробуждения тьмы и царством потусторонних сил. Очень часто эти силы были враждебны человеку и угрожали самому ценному дару - жизни.  Неразлучной парочкой русской зимы были темные божества тьмы, холода, мороза  и смерти Морена и Карачун, подробные статьи о которых я не раз готовила ранее. Именно этих недобрых к людям сущностей наши предки старались задобрить всевозможными способами, в том числе жертвоприношениями. Обряд кликанья мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при котором произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме либо по возрасту - мужчина или женщина, либо по статусу - хозяин или хозяйка.  Вплоть до начала ХХ века в белорусским ходила традиция кормления Мороза киселем (поминальной пищей) с присказкой «Мороз, мороз, не бей наш ове

Я не раз рассказывала в публикациях, что зима особенно самое ее начало, самое темное и мрачное время декабря считалась  у наших предков недобрым временем пробуждения тьмы и царством потусторонних сил. Очень часто эти силы были враждебны человеку и угрожали самому ценному дару - жизни. 

Современный Дед Мороз - переосмысленный советскими художниками образ славян кого бога холода смерти и стужи Карачуна, вовсе не доброго старика, любящего всевозможные жертвоприношения
Современный Дед Мороз - переосмысленный советскими художниками образ славян кого бога холода смерти и стужи Карачуна, вовсе не доброго старика, любящего всевозможные жертвоприношения

Неразлучной парочкой русской зимы были темные божества тьмы, холода, мороза  и смерти Морена и Карачун, подробные статьи о которых я не раз готовила ранее.

Именно этих недобрых к людям сущностей наши предки старались задобрить всевозможными способами, в том числе жертвоприношениями.

Обряд кликанья мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при котором произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме либо по возрасту - мужчина или женщина, либо по статусу - хозяин или хозяйка. 

Вплоть до начала ХХ века в белорусским ходила традиция кормления Мороза киселем (поминальной пищей) с присказкой «Мороз, мороз, не бей наш овес! Вот тебе Кисель да каша!» (В первоначальном вариант кутья - а кисель и кутья обязательная пища поминок покойников).

Как только в старину мороз не задабривали; блины, кутья и кисель поминальная покойнисья пища - самые безобидные му дары
Как только в старину мороз не задабривали; блины, кутья и кисель поминальная покойнисья пища - самые безобидные му дары

В другом варианте (Псковская губерния начало ХХ века) Мороза звали на овсяные (как считают исследователи наиболее архаичные) блины и кутью:

«Дед-Мороз, Дед-Мороз! 

Приходи блины есть и кутью! 

А летом не ходи, огурцы не съедай, 

Росу не убивай и ребятишек не гоняй" 

Знаменательны места, где совершалось кликанье мороза и где оставляли для него еду. Зазывали в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород. В Московской губернии звали мороз и в открытую печную трубу. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Все эти пространственные ориентиры в мифопоэтических представлениях были отмечены знаком границы между "своим" и "чужим" мирами (окно, порог, крыльцо) и являлись «каналами" связи между "мирами" (печная труба) или местами, где могли появляться в определенное время разнообразные представители "иного" мира, в данной обрядовой ситуации - мороз (подпол - нежилая часть дома; огород, улица - "чужое" пространство за пределами "своего" - дома). 

Не сложно предположить, что часто такое невинное кормление мороза ни к чему не приводило и тогда в ход для улощенияя злобных зимних божеств шли уже человеческие жертвы. В первую очередь страдали старики,

о чем я подробно рассказывала в статье о жутких традициях культа предков 

После сажания стариков на лубок в расход шли молоденькие девушки, которым все равно в ближайшее время было суждено покинуть общину и выйти замуж - почему их и воспринимали как наполовину покойниц
После сажания стариков на лубок в расход шли молоденькие девушки, которым все равно в ближайшее время было суждено покинуть общину и выйти замуж - почему их и воспринимали как наполовину покойниц

И дети, а вернее девочки (мальчики на Руси всегда ценились). Так летом во время засухи нормальным делом было бросить новорожденного ребёнка женского пола в реку для привлечения дождя, зимой же приносили в жертву девочек постарше: красивых девственниц 12-15 лет, не успевших выйти замуж (замуж в старину выдавали с момента наступления половой зрелости, то есть рано).

Этот обряд достаточно подробно описан в русской народной сказке Морозко, с небольшими изменениями, которое были наложены изменившиеся и нормами морали и религии. 

Пересказывать всем известный сюжет не вижу смысла, остановлюсь лишь на значимых деталях.

Отправляли в старину своих дочерей, которые в трудные времена всегда расценивались как лишний рот, а девушки на выданье так и вовсе как уже чужие (наполовину находящиеся в потустороннем царстве, где фата и белое платье - это саван и покрывало

добровольно родные родители. 

Здесь речь идёт не только о невиданном Послушании старшим -  важной части языческой добродетели. Послушный старшим в роду - послушный и богам. Эту черту языческого мировоззрения можно найти  по всему земному шару.

Иллюстрация к сказке Морозко, где Мороз жалеет стариков у дочь, а в реалии это ЦУ потомкам, что если одна жертва выживает, на замену ей срочно нужно везти другую
Иллюстрация к сказке Морозко, где Мороз жалеет стариков у дочь, а в реалии это ЦУ потомкам, что если одна жертва выживает, на замену ей срочно нужно везти другую

Именно поэтому многие  герои русских сказок так смиренно принимают свою судьбу, что говорит о создании сказки в жреческой среде. Сказания, созданные в воинской среде, чаще говорят героях, бросающих вызов судьбе и богам (и проигрывающих битву).

Отношение в данном случае со стороны девушек было другим: павший жребий на роль жертвы Морозу воспринималась как почетная миссия, направленная на спасение рода.

Несмотря на то что исполнение страшного обряда выполнял старший в семье, это был не дряхлый старик, пляшущий под женину указку (в архаичном обществе такое явление было в принципе невозможным). Саму пассивность отца падчерицы  сказка поясняет физической старостью . Но это является более поздним наслоением. Девица на выданье в те времена это девушка 13-15 лет. То есть отец был полным сил мужчиной лет тридцати с небольшим.

Здесь в архаичном варианте сказки есть отступление, что падчерицу отдают замуж за духа зимы Морозко. На основании древних летописей есть предпосылки думать, что выбор жертвы - невесты мороза как и во многих прочих случаях решался путем жеребьевки среди нескольких кандидатур.

Момент отвода стариком своей дочери: подчеркивается, что дочь не плачен а смиренно принимает свою долю. Советская иллюстрация сказки Морозко
Момент отвода стариком своей дочери: подчеркивается, что дочь не плачен а смиренно принимает свою долю. Советская иллюстрация сказки Морозко

По архаичному сюжету сказки Морозко падчерицу ведут в лес в шубейке на коробе, где как можно предполагать находятся ее пожитки. В этом варианте Девушку, как и положено, отправляют с приданным к жениху. Но тут есть и другая сторона этого описанного обычая: девушку готовили к смерти, а древние Славяне имели обычай класть вещи, которыми покрйник пользовался в последний путь  в могилы. Так и в случае сказки о Морозко: здесь отправлять жертву без приданного могло означать навлечь на себя гнев божества.

Выбранную девушку отец на санях привозил на жертвенную поляну, как правило под ель - дерево мертвых (что отражено в дошедшем до нас варианте сказки у Л. Толстого), оставляя в лесу на ночь. На следующий день отец (старший в роду) должен был съездить и проверить, принял ли мороз жертву. Этот момент очень хорошо отражен в сказке Морозко, где мачеха отправляет старика в лес забрать косточки падчерицы, а сама печет блины - древнюю поминальную пищу.

В сказке мы видим, что не всегда жертва погибала, иногда ей удавалось по тем или иным причинам выжить, как в случае со стариковой дочерью. Если так происходило, то на девушку начинали смотреть косо, как на ту, с которой что то не так и далеко не всегда её судьба далее была счастливой.

В случае неувязочки с первой жертвой ей тот час же привозили замену: обычно младшую сестру в одной белой рубахе
В случае неувязочки с первой жертвой ей тот час же привозили замену: обычно младшую сестру в одной белой рубахе

Обычно ей на следующий же день привозили замену. В сказке Морозко это родная старухина дочь, в реальности это была просто младшая и более хрупкая девочка (в сказке мы видим диаметрально противоположную картину - старшая тростинка работящая, младшая ленивая откормленная толстушка). Естественно, чем слабее была жертва, и чем сильнее мороз, тем меньше шансов у нее было выжить. Как правило, вторая жертва уже не выживала. Принесенную жертву встречали в селении пышными поминками и хоронили с почестями - считалось, что мороз принял жертву и, пребывая в благостном состоянии, не будет больше лютовать.

Вот такая страшная картина человеческих жертвоприношений дошла до нас в русской народной архаичной сказке Морозко. Делитесь в комментариях, какие ещё факты человеческих жертвоприношений на Руси вам известны?

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям

Отмороженные истории | Дзен

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja