Найти в Дзене
Литрес

От органа в церкви до коронаций и футбольных стадионов: как Гендаль написал музыку, которую знает весь мир

Георг Фридрих Гендель рос мальчиком, которому строго советовали выбрать «серьезную профессию», а не музыку. Но он упрямо шел за тем, что слышал внутри, умел нравиться людям, чувствовал моду своего времени и в итоге превратил барочную музыку в почти массовый хит. Он устроил одно из первых в Европе уличных шоу с оркестром и салютом, написал десятки опер и ораторий, а его мотив знают даже те, кто никогда не интересовался классикой: переработка одного из его произведений звучит в гимне Лиги чемпионов. Человек, который «слышал» эпоху Фото: bachtrack.com Гендель работал как настоящий продюсер своего времени. Он внимательно ловил, что нравится публике, что заказывают монархи и аристократы, какие сюжеты и звучание цепляют людей. В его музыке много праздника, света, ощущение большого события, даже если речь идет о церковных формах. На фоне более «кабинетного» Баха, который оставался в рамках традиции, Гендель охотно шел в сторону зрелища: делал музыку для сцен, улиц, придворных торжеств, не бо
Оглавление

Георг Фридрих Гендель рос мальчиком, которому строго советовали выбрать «серьезную профессию», а не музыку. Но он упрямо шел за тем, что слышал внутри, умел нравиться людям, чувствовал моду своего времени и в итоге превратил барочную музыку в почти массовый хит. Он устроил одно из первых в Европе уличных шоу с оркестром и салютом, написал десятки опер и ораторий, а его мотив знают даже те, кто никогда не интересовался классикой: переработка одного из его произведений звучит в гимне Лиги чемпионов.

Человек, который «слышал» эпоху

Фото: bachtrack.com
Фото: bachtrack.com

Гендель работал как настоящий продюсер своего времени. Он внимательно ловил, что нравится публике, что заказывают монархи и аристократы, какие сюжеты и звучание цепляют людей. В его музыке много праздника, света, ощущение большого события, даже если речь идет о церковных формах. На фоне более «кабинетного» Баха, который оставался в рамках традиции, Гендель охотно шел в сторону зрелища: делал музыку для сцен, улиц, придворных торжеств, не боялся быть популярным и понятным.

Музыка не может быть профессией

Фото: wosu.org
Фото: wosu.org

Будущий великий композитор родился в Галле в семье придворного хирурга и дочери пастора. Отец был уверен, что музыка годится как хобби, а не как дело жизни. Даже когда маленького Генделя услышал герцог и предложил ему стипендию, родитель был категорически против. Музыка осталась в жизни благодаря органисту Фридриху Вильгельму Цахау, который стал его учителем. Уже к 11 годам ученик так быстро развивался, что наставник честно признавался: дать ему больше уже не может. После смерти отца Гендель все-таки поступил на юриста из уважения к его воле, но параллельно продолжал играть, писать и работать в церкви.

Первый триумф в Италии

Фото: interlude.hk
Фото: interlude.hk

Дальше события развивались стремительно. Сначала Гамбург, театр, работа в оркестровой яме, рост до помощника главного дирижера и первые оперы. Потом Италия, куда он поехал «прокачать» себя как оперного композитора. Во Флоренции Гендель оказался под покровительством Фердинандо Медичи, писал для него музыку и быстро стал своим человеком при дворе. Жизнь там была бурной: днем репетиции и сочинительство, ночью просьбы принца сыграть еще немного, когда тот возвращался с очередного веселого вечера. Затем Гендель перебрался в Рим, где вошел в круг кардинала Пьетро Оттобони. Из-за папского запрета на оперу он переключился на духовные произведения, кантаты и оратории и именно в этот период создал «Триумф Времени и Разочарования».

Лондон, коронации и прощальный салют

Фото: vermontpublic.org
Фото: vermontpublic.org

В 27 лет Гендель впервые оказался в Лондоне, покорил местную публику и королеву Анну. Вскоре он получил постоянный контракт и пенсию при дворе, стал придворным композитором и учителем наследника престола и принцессы Анны. Специально для коронации Георга Второго он написал антем «Задок-священник»; уже в конце XX века композитор Тони Бриттен переработал его мотив для гимна Лиги чемпионов, который сегодня слышат миллионы болельщиков в трансляциях.

Со временем Гендель отошел от оперы и сосредоточился на ораториях. «Мессия» принесла ему народную любовь и стала примером того, как серьезная духовная музыка может выйти за пределы церковных стен. Доходы от исполнения композитор направлял на благотворительность. В пожилом возрасте он пережил инсульт, частично потерял подвижность, позже полностью ослеп, но продолжал работать с
партитурами и выступать за органом. После смерти значительную часть состояния он завещал на благотворительные цели, а похоронили его с почестями в Вестминстерском аббатстве – рядом с людьми, которые тоже изменили историю своей страны.

Больше историй о великих композиторах вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6