Подводные лодки и авианосцы строят уже более ста лет, и прекращать пока не собираются. Линкоры же господствовали на морях всего несколько десятков лет, и уже во время Второй мировой войны их могущество пошатнулось.
Линкоры сыграли важную роль в победе союзников в Первой мировой войне, несмотря на то, что в Ютландском сражении 1916 года между британским Большим флотом и немецким Флотом открытого моря произошла лишь одна крупная морская битва, в которой победу, по их мнению, одержали обе стороны.
На ранних этапах Второй мировой войны авианосцы уже начали затмевать линкоры как решающие инструменты в военно-морской войне. При налёте на итальянскую базу Таранто в 1940 году британские торпедоносцы атаковали и уничтожили итальянский флот, находившийся в порту. В Пёрл-Харбое в 1941 году японская авиация с авианосцев почти полностью уничтожила Тихоокеанский флот США, потеряв при этом всего 29 самолетов
Авианосцы могли наносить удары на расстоянии сотен миль, далеко за пределами досягаемости даже самых крупных корабельных орудий. Крупные морские сражения, такие как в Коралловом море, у Мидуэя или в Филиппинском море, велись и выигрывались почти исключительно авиацией с авианосцев и наземных баз. Линкоры по-прежнему оставались эффективными и результативными, но их роль сместилась в сторону береговых бомбардировок, противовоздушной обороны и сопровождения авианосцев.
Военно-морской флот США сохранял линкоры класса «Айова» вплоть до холодной войны, потому что они были быстрыми, надежными и могли оказывать сокрушительную артиллерийскую поддержку. Но даже тогда всё было предрешено. В Корее, Вьетнаме и войне в Персидском заливе линкоры использовались в качестве плавучей артиллерии и оставались практически неизменными, в то время как эсминцы, крейсеры, подводные лодки и авианосцы продолжали развиваться.
Было предпринято множество попыток модернизировать линкоры в соответствии с требованиями современной ракетной войны. В 1950-х и 1960-х годах ВМС экспериментировали с установкой ядерных реакторов на линкоры, но отказались от этой идеи и предпочли устанавливать их на подводных лодках, авианосцах и крейсерах. Также предлагалось снять все 16-дюймовые орудия с линкоров класса «Айова» и заменить их ракетами для противовоздушной и противолодочной обороны. Это оказалось слишком громоздким и дорогостоящим решением: по оценкам, для эксплуатации кораблей потребовалось бы 2000 моряков, а стоимость переоборудования составила бы 1,5 миллиарда долларов в ценах 1958 года (около 16 миллиардов долларов сегодня).
Более мелкие корабли, такие как крейсеры и подводные лодки, могли делать всё то же, что и модернизированные линкоры, но были гораздо дешевле и имели значительно меньшие экипажи.
В 1981 году, в связи с инициативой президента Рональда Рейгана по созданию флота из 600 кораблей, конгресс санкционировал еще одну попытку модернизации кораблей класса «Айова»: линкоры USS Wisconsin, New Jersey, Missouri и Iowa были выведены из консервации и оснащены крылатыми ракетами Tomahawk,
противокорабельными ракетами Harpoon, системами ближнего боя Phalanx и модернизированной электроникой.
Это оказалось дорогостоящим и в основном символическим мероприятием, имевшим больше политического, чем стратегического значения.
Последний триумф кораблей класса «Айова» пришёлся на войну в Персидском заливе, когда линкоры «Миссури» и «Висконсин» использовались для обстрела иракских сил в поддержку войск коалиции. Они оказались весьма эффективными, забросив порядка 1000 тонн боеприпасов на иракские позиции. Однако этого все равно оказалось недостаточно для продолжения эксплуатации кораблей, и в 1991 году «Висконсин» был выведен из эксплуатации, а «Миссури» — годом позже.
В 1990-х годах, после окончательного вывода из эксплуатации линкоров класса «Айова», ВМС США объединились с DARPA для разработки «корабля-арсенала», который должен был иметь 512 ячеек вертикальной пусковой установки (ВСУ) и экипаж всего из 50 моряков. В ячейках ВПУ размещались бы крылатые ракеты «Томагавк» для поражения наземных целей и ракеты SM-2 для уничтожения самолетов. Это обеспечило бы современным линкорам дальность и защиту, необходимые для ведения современной войны, но реализовать это оказалось непросто. В бюджете на 1998 финансовый год Конгресс отменил проект на фоне сокращений после окончания холодной войны и опасений, что большие, медлительные корабли станут лишь огромными мишенями.
Сегодня единственные линкоры в мире — это плавучие музеи в США
Нынче, правда, вновь заговорили о возрождении линкоров в той или иной форме, а президент Дональд Трамп призвал к созданию « Золотого флота» с огромными кораблями, вновь бороздящими моря. Но эта мечта вряд ли сбудется...
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора, хотя и нечасто это происходит :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4