Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Волшебство своими руками: елочные игрушки, созданные Дианой Исаевой

Диана Исаева делает елочные игрушки By Di with Love из папье-маше. Среди них – персонажи кэрролловской «Алисы в Стране чудес», медведи на воздушном шаре и розовые слонихи с огромными голубыми бантами. Если этими игрушками нарядить новогоднюю елку, то год непременно сложится удачно. Проверено. Фокус в том, что игрушки By Di with Love не пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле. У Безумного Кролика одно ухо запросто может быть длиннее другого, у Гарри Поттера очки могут съехать на нос, квадратная пряжка на красном новогоднем пальтишке Гринча – похитителя Рождества будет похожа на овал – настолько она далека от симметрии. Дальше придирчивый взгляд заметит, что на камзоле Важного Гнома неровно прокрашена пуговичка, а у какого-то Мышонка ус загнулся не туда. «Ну вот так, они вот такие… смешные», – соглашается Диана. Но идеальные фабричные конвейерные игрушки есть в любом магазине. Там все шары – самые круглые, снежинки – геометрически выверенные, и ус ни у кого не отклеился. Под

Диана Исаева делает елочные игрушки By Di with Love из папье-маше. Среди них – персонажи кэрролловской «Алисы в Стране чудес», медведи на воздушном шаре и розовые слонихи с огромными голубыми бантами. Если этими игрушками нарядить новогоднюю елку, то год непременно сложится удачно. Проверено.

Фокус в том, что игрушки By Di with Love не пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле. У Безумного Кролика одно ухо запросто может быть длиннее другого, у Гарри Поттера очки могут съехать на нос, квадратная пряжка на красном новогоднем пальтишке Гринча – похитителя Рождества будет похожа на овал – настолько она далека от симметрии. Дальше придирчивый взгляд заметит, что на камзоле Важного Гнома неровно прокрашена пуговичка, а у какого-то Мышонка ус загнулся не туда. «Ну вот так, они вот такие… смешные», – соглашается Диана. Но идеальные фабричные конвейерные игрушки есть в любом магазине. Там все шары – самые круглые, снежинки – геометрически выверенные, и ус ни у кого не отклеился. Под Новый год купить красивую, яркую, идеальную игрушку – не челлендж. Челлендж – найти ту, что сделана с любовью.

-2

Чтобы создать одну игрушку, требуется минимум неделя: все слои папье-маше должны высохнуть, крахмальное жабо – окрепнуть, лукавые глаза – заблестеть. Скорость зависит и от вдохновения, и от климата. Сейчас Диана живет в Варшаве, и изготовление каждой игрушки требует больше времени – в польской столице гораздо меньше солнечных дней, чем в Баку, и игрушки сохнут дольше. Зимой это не проблема – на батарее все быстро высохнет. Но в Варшаве топить начинают в конце октября – начале ноября, и до этой поры игрушкам приходится томиться на подоконнике в ожидании солнца. Плюс каждую игрушку Диана, конечно, раскрашивает вручную кисточкой. Кисти – основное орудие производства Дианы. Их у нее много, самых разных: есть и натуральные, и синтетические. А еще есть вата, бумага, кусочки ткани, пуговички (она делает их сама из глины) и совсем уж мелкие детали непонятного предназначения. «Да, мой рабочий стол – как лавка старьевщика, – соглашается Диана, – чего там только нет. Но я легко в этом хаосе ориентируюсь, а другим вроде как и не надо».

-3

Прежде чем стать игрушечных дел мастерицей, Диана работала фотографом, журналистом, телевизионщиком, редактором. По первому образованию она художник-график, окончила бакинскую Академию художеств. «У меня были крутые преподаватели, они мне много дали. Дипломным руководителем стал замечательный художник-график Нусрат Гаджиев, он научил меня визуально выражать эмоции героев, а еще привил любовь к джазу», – вспоминает она. Джаз ведь – это импровизация. То, что Диана делает с бумагой, ватой, кисточками, создавая очередную елочную игрушку, – часто тоже импровизация. Она никогда не рисует эскизов – начинает сразу с подготовки каркаса, а дальше – как получится.

Будучи журналистом, Диана снимала репортажи, писала материалы-расследования, пыталась помочь тем, кто в этом нуждался, – и людям, и животным. «Наверное, я всегда была спасателем, – улыбается она, – и сейчас, когда делаю игрушки, мне тоже кажется, что кому-то помогаю. Вот повесит человек на елку Ученого Кролика, Башмачника или Гнома – и у него внутри немножко потеплеет».

-4

В детстве у Дианы – это начало 1980-х годов – елочные игрушки были не такими яркими и манкими. Под елкой у нее, как и у всех советских детей, стоял румяный ватный Дед Мороз в изрядно потрепанном голубоватом тулупчике. Диану страшно занимало, из чего сделана его борода. Девочка отковыривала клейстер и вытаскивала содержимое – непременно хотелось разобраться в этом вопросе. А еще в детстве бабушка читала ей сказки. Диане очень нравились такие, знаете, страшные, где сначала все плохо и ужасно, а в конце все хорошо. Особенно она любила сказку «Карлик Нос» Вильгельма Гауфа. Только представьте, мальчишка на рынке высмеял старуху-колдунью, а та оказалась ведьмой и усыпила его на семь лет. Яков проснулся карликом с длинным носом, ему надо было как-то из этого выпутываться, и он, конечно, смог, но далеко не сразу. Сначала ему пришлось стать хорошим человеком.

А еще у Дианы был сборник сказок «Дивные времена» с иллюстрациями болгарского художника Ивана Кьосева. В книжке были нарисованы разные лесные зверушки. Спустя 30 лет они стали источником вдохновения для игрушек By Di with Love.

-5

В канун 2019 года Диане почему-то особенно остро захотелось волшебства. Как в детстве. Тогда Дед Мороз исполнял все ее желания, а тут что-то замешкался. И елку хотелось самую необычную. А вокруг в витринах болтались какие-то яркие, но совсем не волшебные шары, один круглее и бездушнее другого. «Штамповка, понимаете? А как нас всех учили в детстве? Надо творить волшебство своими руками. В общем, вспомнила, что по первому образованию я художник, и стала изучать создание ватной елочной игрушки».

Сначала затея ей самой казалась делом несерьезным. Так, баловство, лекарство от депрессии. Но постепенно – за это время Диана перечитала массу книг про то, как делаются ватные елочные игрушки, и передумала сотни мыслей о том, что такое «делать что-то руками», – втянулась. «Знаете, я никогда не сажусь за работу в плохом настроении, – говорит она. – Уже знаю, что ничего не получится. Сажусь, когда хочу сделать именно эту игрушку, именно сейчас, именно такой у игрушки должен быть сюртучок, такие башмачки, такое выражение лица. Это ощущение – как мурашки по коже, предвкушение чуда».

Из каждой коллекции Диана обязательно оставляет себе одну-две игрушки. Иногда думает: внукам и правнукам достанутся по наследству. А пока каждый год наряжает елку с дочерью Сабиной. Не обязательно живую, даже не обязательно искусственную с ее идеально ровными ветками. На прошлый Новый год Диана, например, соорудила настенную елку из бечевки и палок, найденных в соседнем парке. Украсила игрушками и фонариками – елка радовала их с дочкой не меньше всамделишного хвойного дерева.

Да, игрушки By Di with Love не выглядят безукоризненно. Но и люди тоже не бывают идеальными. На картинках безупречны только те, над кем потрудился искусственный интеллект. У всех остальных тоже то пуговица расстегнулась, то ус не туда торчит. Но те, кому мы дороги, за несовершенства нас и любят, не правда ли? Так и с игрушками By Di with Love. Они не идеальные, поэтому и настоящие. И приносят настоящее счастье. Проверено.

*К новому, 2026 году Диана создала две коллекции – глиняных игрушек с детскими мордашками и ангелов. Художница уверена: детские лица – это всегда радость и счастье. На них полезно смотреть.

Читайте еще:

Милый дом: керамика Zingirov от Умай Абдуллаевой

Бакинство. Любимые игрушки Эльмиры Аббаслы

Текст: Яна Зубцова

Фото: Анна Плахина

https://baku-media.ru