Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Большой городской праздник: в Баку привезли звездные спектакли со всего мира

В программе I Международного фестиваля исполнительских искусств в Баку (Baku International Arts Festival) соединились танец, классическая музыка, драма и новый цирк. Три уик-энда подряд бакинская публика заполняла филармонию, музыкальный и драматический театры, аплодируя своим соотечественникам, а также гостям из Канады, Израиля, Китая и других стран. Фестиваль был обрамлен музыкой: в день открытия состоялось выступление известного узбекского пианиста Бехзода Абдураимова и Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли под управлением маэстро Фуада Ибрагимова. Закрыл программу гала-концерт «Вечер с величайшими музыкантами Баку». На сцене вновь играл симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли – на этот раз под управлением Муртузы Бюльбюля. Специальными гостями вечера стали Фархад Бадалбейли и Дмитрий Ситковецкий. Ровно в середине фестиваля прошел еще один гала-концерт, посвященный 100-летию со дня рождения легендарного скрипача Юлиана Ситковецкого.
Балет «Весна священная»
Балет «Весна священная»

В программе I Международного фестиваля исполнительских искусств в Баку (Baku International Arts Festival) соединились танец, классическая музыка, драма и новый цирк. Три уик-энда подряд бакинская публика заполняла филармонию, музыкальный и драматический театры, аплодируя своим соотечественникам, а также гостям из Канады, Израиля, Китая и других стран.

Фестиваль был обрамлен музыкой: в день открытия состоялось выступление известного узбекского пианиста Бехзода Абдураимова и Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли под управлением маэстро Фуада Ибрагимова. Закрыл программу гала-концерт «Вечер с величайшими музыкантами Баку». На сцене вновь играл симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли – на этот раз под управлением Муртузы Бюльбюля. Специальными гостями вечера стали Фархад Бадалбейли и Дмитрий Ситковецкий. Ровно в середине фестиваля прошел еще один гала-концерт, посвященный 100-летию со дня рождения легендарного скрипача Юлиана Ситковецкого. Его сын, Дмитрий Ситковецкий, выступил с Бакинским государственным камерным оркестром как скрипач и дирижер.

Музыка играла важную роль в каждом из пяти спектаклей, приехавших на фестиваль. В первый уик-энд в Музыкальном театре давали «Венецианскую мечту» в постановке Даниэле Финци Паски – режиссера-волшебника, автора шоу «Кортео» для Цирка дю Солей и церемоний закрытия зимних Олимпийских игр в Турине (2006) и Сочи (2014). В 2024 году в Объединении театров Венеции захотели создать спектакль о мифе этого города и позвали Финци Паску с его компанией. Так родилась «Titizé. Венецианская мечта»: на сцене старинного Театра Гольдони под музыку Марии Бонцаниго море соединялось с небом, гимнасты взлетали на кольцах, Арлекин меланхолически жонглировал шариками… Благодаря арт-фестивалю ускользающую и вечную, прекрасную Венецию (фантастическая работа художника Уго Гарджуло) увидели и в Баку.

Спектакль «Titizé. Венецианская мечта»
Спектакль «Titizé. Венецианская мечта»

На сцене Азербайджанской драмы показали еще один спектакль, полный поэзии – но не меланхолической, а яростной. Премьера постановки Шарон Эяль «Отложи грусть» на музыку Йозефа Лаймона состоялась двумя месяцами ранее на Рурской триеннале. Израильтянка Эяль до создания собственной компании протанцевала 18 лет в знаменитой тель-авивской труппе «Бат-Шева». В ее движениях будто запечатлелись яростное солнце и абсолютная витальность родной страны. Шарон не рассказывает историй, но заставляет зрителей завороженно следить за просчитанной стихией движения – и получает свои овации.

Второй уик-энд фестиваля принес зрителям спектакль Робера Лепажа и Гийома Котэ «Гамлет, принц Датский» в Музыкальном театре. Котэ, бывший премьер Канадского национального балета, собрал небольшую компанию единомышленников, заказал музыку композитору Джону Гзовски и поставил самую знаменитую пьесу Шекспира без слов, на языке танца. Лепаж помог ему с режиссурой. Девять артистов, не жалея экспрессии, последовательно передали ключевые сцены трагедии, а заодно ту часть истории, что у Шекспира осталась за кадром: Офелия тонет на глазах у зрителей. Теперь спектаклю предстоит турне по всему континенту.

Финальные дни Международного арт-фестиваля подарили бакинской публике «Анну Каренину» израильского театра «Гешер» на сцене Музыкального театра и китайскую версию «Весны священной» на сцене Азербайджанской драмы. «Каренина», сделанная Римасом Туминасом после тяжелого отъезда из России и за год до смерти, – образцово мрачный спектакль. Царящая в мире нелюбовь, насыщенность страдания виртуозно рассказаны израильскими артистами. Режиссер убрал все моменты счастья, описанные в толстовском романе. В этой постановке страдают все – кроме зрителей, с напряженным вниманием следящих за блестящей игрой актеров.

Фото: Спектакль «Гамлет, принц Датский»
Фото: Спектакль «Гамлет, принц Датский»

На контрасте «Весна священная» знаменитой китайской танцовщицы и хореографа Ян Липин оказалась светлой и умиротворенной, несмотря на сюжет о человеческом жертвоприношении. К «картинам языческой Руси» Игоря Стравинского добавлен большой массив китайской музыки (композитор Хэ Сюнтянь). И если его смысл заставляет задуматься, то визуальное оформление (художник – Тим Йип, получивший «Оскар» за работу над фильмом «Крадущийся тигр, затаившийся дракон») и невероятная пластика танцовщиц безоговорочно восхищают.

Международный фестиваль искусств в Баку равняется на ведущие фестивали Европы – Зальцбургский, Рурскую триеннале и фестиваль в Экс-ан-Провансе. Первый опыт оказался чрезвычайно удачным.

Читайте еще:

Капля за каплей: арт-уикенд «Полет в Баку» – как это было

Текст: Анна Гордеева

Фото: Фонд Гейдара Алиева

https://baku-media.ru