Найти в Дзене
Литрес

Как в СССР хотели отменить Новый год, и что из этого получилось

Ёлка, мандарины, оливье, бутерброды с икрой, бой курантов, обращение президента и загадывание желаний, – все эти обычаи и ритуалы не возникли сами собой. Каждый из них появился в СССР неспроста. Во времена дефицита люди проявляли невероятную изобретательность. Поэтому развитие и становление советского Нового года – это путь от запретов к привычке, от жёсткой идеологии к домашнему уюту. Как буржуазный праздник стал самым долгожданным торжеством, расскажем в нашей статье. Когда праздник хотели запретить: 1917-1929 годы После революции новая власть взялась не только за развитие экономики и установление нового политического курса, но и за календарь. Старые праздники объявили «пережитком прошлого», а Рождество – буржуазным и религиозным ритуалом, неуместным в стране строящегося социализма. Большевики изымали религиозную литературу, запрещали венчание и другие церковные праздники. Мы уже писали, как Надежда Крупская боролась за то, чтобы детям со школьной скамьи рассказывали, как мысли о бо
Оглавление

Ёлка, мандарины, оливье, бутерброды с икрой, бой курантов, обращение президента и загадывание желаний, – все эти обычаи и ритуалы не возникли сами собой. Каждый из них появился в СССР неспроста. Во времена дефицита люди проявляли невероятную изобретательность. Поэтому развитие и становление советского Нового года – это путь от запретов к привычке, от жёсткой идеологии к домашнему уюту. Как буржуазный праздник стал самым долгожданным торжеством, расскажем в нашей статье.

Когда праздник хотели запретить: 1917-1929 годы

После революции новая власть взялась не только за развитие экономики и установление нового политического курса, но и за календарь. Старые праздники объявили «пережитком прошлого», а Рождество – буржуазным и религиозным ритуалом, неуместным в стране строящегося социализма. Большевики изымали религиозную литературу, запрещали венчание и другие церковные праздники. Мы уже писали, как Надежда Крупская боролась за то, чтобы детям со школьной скамьи рассказывали, как мысли о боге отвлекают народ от необходимости бороться за изменение условий жизни на земле.

Считалось, что религиозные догмы о смирении, терпении и божественном предопределении помогали эксплуатирующим классам держать массы под контролем.

Поэтому ёлка попала под раздачу первой. Ее критиковали как «поповский символ», а Деда Мороза – как фигуру, «обманывающую детей».

-2

Однако полностью избавиться от привычек оказалось невозможно. Люди хотели праздника, дети ждали чудес. Ёлку не уничтожили, а переименовали в «комсомольскую ёлку»: её наряжали к революционным датам, украшали красными звездами, фигурками врагов народа и лозунгами. Известно, что в 1928-1929 годах за «буржуазный символ» ёлку могли наказать – исключить из комсомола. Так возник первый парадокс: официально праздник отрицали, а в быту он продолжал жить – пусть и в замаскированном виде.

Возвращение ёлки и рождение Нового года 1935-1940

В середине 1930-х после смерти Ленина государство меняет политику. Власти понимают, что стране требуется не только дисциплина, но и какие-то праздники. Людей хоть и пугали всё время антирелигиозными лозунгами, но народ также наряжал ёлку, и люди собирались на новогодний ужин. Тогда и был найден компромисс: Рождество не возвращали, но вместо него легализовали Новый год.

-3

Ёлка официально «очистилась» от религиозного смысла и стала детским, светским символом. Появились первые государственные новогодние утренники, затем – всесоюзные ёлки. Именно тогда окончательно закрепились образы Деда Мороза и Снегурочки – уже не сказочные странники, а добрые персонажи с педагогической миссией. Новый год стал праздником будущего, а не прошлого – и это полностью соответствовало идеологии.

Военный и послевоенный Новый год – скромный, но обязательный, 1940–1950-е годы

Во время войны и в первые послевоенные годы Новый год был тихим и сдержанным. Его отмечали дома, без излишеств. На столе чаще стали появляться знакомые блюда: картофель, селёдка, бутерброды, сладости – орехи, фрукты, пироги.

Именно тогда сформировалась важная черта праздника – семейный уют. Даже в условиях дефицита люди стремились накрыть «особенный» стол, пусть и из самых простых блюд. Родители экономили несколько месяцев, чтобы в Новый год позволить открытки, скромные подарки для детей.

-4

Салатные ритуалы: 1960-1970-е годы

С оттепелью и ростом благосостояния началась эпоха новогоднего изобилия – относительного, но заметного. Появились продукты, которые нельзя было купить в любой другой день, но можно было «достать» к празднику. Так родилась ночь салатов – многочасовое приготовление еды накануне. Семья собиралась вместе, чтобы нарезать оливье (переосмысленный «Столичный»), винегрет, сделать селёдка под шубой, и, конечно же, холодец.

Майонез стал главным новогодним ингредиентом не по вкусовым, а по практическим причинам: он объединял разрозненные продукты, использовался практически во всех блюдах, добавляя вкуса и сочности.

-5

Мандарины, шампанское и запах праздника

Мандарины стали символом Нового года из-за логистики. Они созревали ближе к зиме и централизованно завозились в СССР именно под конец года. Других свежих фруктов почти не было. Запах цитрусовых оказался настолько устойчивым маркером праздника, что закрепился на уровне народной памяти. Даже сегодня мандарины автоматически ассоциируются с Новым годом.

Шампанское же стало символом торжественности благодаря массовому производству: его сделали доступным, стандартизировали, рекламы подали напиток вместе с боем курантов. А икра на столе была важным показателем достатка в семье. Её также считали дорогим подарком.

-6

В позднем СССР был ещё один важный герой праздника – телевизор. Он объединял большую страну, создавал ощущение общности. Обращение главы государства, «Голубой огонёк», новогодние фильмы – всё это повлияло на сценарий, по которому страна жила десятилетиями. Даже те, кто не смотрел праздничные передачи, включали телевизор «на фоне» – как обязательный атрибут.

Подарки под ёлкой стали кульминацией праздника, особенно для детей. Их готовили заранее, прятали, создавая ощущение чуда.

Советские новогодние ритуалы закрепились и дошли до наших дней, потому что были простыми, общими для миллионов людей с разных регионов, эмоционально насыщенными, отражали быт и культуру народа. И именно поэтому, спустя десятилетия, люди продолжают резать салаты, открывать шампанское под бой курантов и включать старые фильмы, чтобы поностальгировать.

Подробнее о происхождении и развитии Нового года расскажет книга Марии Снегиной «Новый год. Традиции народов России».

Популярные новогодние материалы:

-7