Найти в Дзене
Графиня Географиня

7 самых жестоких психологических экспериментов, сломавшие судьбы людей

Психология в начале XX была ужасной. Методы учёных были не всегда этичными. Некоторые эксперименты над животными и людьми были проведены с особой жестокостью. Впереди вас ждёт рассказ о семи психологических экспериментах, которые перешли все границы этики. Лично у меня чувство тревоги не утихало несколько дней после знакомства с этими материалами. Возможно, если вы впечатлительны, стоит отложить чтение. 1.Эксперимент Джони Мани и воздействие на личность История Брюса Реймера началась в 1965 году с медицинской ошибки. Во время обычного обрезания в восьмимесячном возрасте мальчику нанесли непоправимую травму. Джони Мани Его мать и отец, отчаянно ища выход, пришли на приём к Джону Мани. Психолог предложил радикальный путь. Он уверил отчаявшихся родителей, что существует простое решение: изменить пол их сына и воспитывать его как дочь. Так Брюс исчез, а на свет появилась маленькая Бренда. Никто из семьи не знал тогда главного. Их ребенок превратился в объект научного эксперимента, которы
Оглавление

Психология в начале XX была ужасной. Методы учёных были не всегда этичными. Некоторые эксперименты над животными и людьми были проведены с особой жестокостью.

Впереди вас ждёт рассказ о семи психологических экспериментах, которые перешли все границы этики. Лично у меня чувство тревоги не утихало несколько дней после знакомства с этими материалами. Возможно, если вы впечатлительны, стоит отложить чтение.

1.Эксперимент Джони Мани и воздействие на личность

История Брюса Реймера началась в 1965 году с медицинской ошибки. Во время обычного обрезания в восьмимесячном возрасте мальчику нанесли непоправимую травму.

Джони Мани
Джони Мани

Его мать и отец, отчаянно ища выход, пришли на приём к Джону Мани. Психолог предложил радикальный путь. Он уверил отчаявшихся родителей, что существует простое решение: изменить пол их сына и воспитывать его как дочь. Так Брюс исчез, а на свет появилась маленькая Бренда.

-3

Никто из семьи не знал тогда главного. Их ребенок превратился в объект научного эксперимента, который много лет стремился воспроизвести Джони Мани. Он был убеждён, что личность человека формирует не природа, а среда. Его теория гласила: пол — это результат воспитания. Для учёного мальчик с тяжёлой травмой стал бесценной возможностью это доказать.

Мальчику провели операцию по удалению яичек. На протяжении многих лет Джон Мани публиковал отчёты, в которых представлял этот эксперимент как пример блестящего успеха.

Но реальность была иной. И дома, и в школе все видели другое. Ребенок вел себя как типичный мальчик.

Жизнь семьи Реймеров превратилась в кошмар. Невыносимая тайна и груз решения, принятого когда то, разрушали их изнутри. Мать столкнулась с суицидальными мыслями, отец же искал спасения в алкоголе.

Когда Бренда вступила в подростковый возраст, ей начали давать гормон эстроген, для развития молочных желез. Джон Мани продолжал настаивать на следующем этапе, хирургической операции для формирования женских половых органов. И здесь случилось неожиданное, подросток взбунтовался. Он отказался от дальнейших вмешательств, а вскоре и вовсе перестал посещать кабинет психолога.

Жизнь уже молодого человека была искалечена. Охваченный глубоким отчаянием, он трижды пытался свести счёты с жизнью. Последняя попытка привела его в кому, но ему удалось выжить, и после этого начался его долгий и трудный путь к реабилитации. Теперь он носил короткую прическу, стал одевать мужские вещи и выбрал для себя новое имя — Дэвид.

В 1997 году он решился на мучительную цепочку хирургических вмешательств, для возвращения телу мужского облика. Спустя время ему удалось построить личную жизнь. У него появилась супруга, а также он стал приёмным отцом для троих детей своей жены.

Но история не обрела счастливого конца. Спустя нескольких лет после болезненного разрыва брака жизнь 38-ми летнего Дэвида Реймера в 2004-ом году оборвалась...

2. Эксперименты Стэнли Милгрэма и пугающий облик человека

В этом эксперименте участвовали три человека. Это был ученый, настоящий испытуемый и актёр (претворявшийся вторым испытуемым).

Перед началом им якобы рандомно распределили роли. Испытуемый как учитель, актёр как ученик. Однако жребий был подстроен. Настоящему испытуемому всегда выпадала роль учителя, а актёру ученика.

-4

Учителю объяснялось, что цель эксперимента это найти новые способы запоминания. В действительности учёный изучал не память, а реакцию людей. Ему было важно увидеть, как обычный человек подчиняется приказам авторитета, даже если они противоречат его совести.

Эксперимент начинался. Оба участника получили лёгкий пробный электрический разряд. Ученика зафиксировали в кресле с электродами, а учитель занял своё место в соседнем помещении. Через систему связи он начал диктовать ученику элементарные задания на запоминание.

-5

За каждый неверный ответ ученик, должен был подвергнуться удару тока. Напряжение с каждым разом увеличивалось. В действительности актёр только изображал страдания, ток на него не подавался.

Через определённое время актёр умолял остановить опыт. Учитель испытывал сомнения. Но учёный в белом халате говорил ему твёрдо: «Эксперимент необходимо продолжить. Пожалуйста, продолжайте».

С каждой новой ошибкой напряжение росло. За стеной актёр кричал от мнимой боли, его мольбы становились всё отчаяннее.

Эксперимент продолжался. Напряжение могло достигать 450-ти вольт. Когда учитель колебался, ученый вновь давал указание. Он брал на себя всю ответственность за происходящее и безопасность ученика.

Результаты поразили всех, 65% учителей довели напряжение до предела. Они сделали это, зная, что за стеной человек кричит от боли. Большинство участников полностью подчинились авторитету экспериментатора.

Ни один из сорока участников не прекратил эксперимент на отметке в 300 вольт. После этого порога лишь пятеро решили не продолжать. 26 человек, больше половины, дошли до максимального напряжения.

Некоторые скептики говорили, что такие результаты могли быть вызваны авторитетом Йельского университета, ослепляющим участников.

Чтобы проверить это, психолог еще раз воспроизвел эксперимент, но в другом месте. Он использовал скромный офис в городе Бриджпорт, представив его как коммерческую исследовательскую организацию. Результаты почти не поменялись: 48% испытуемых вновь довели напряжение до предела.

В 2002-ом был проведён масштабный анализ, объединивший результаты всех аналогичных исследований. Цифры оказались стабильными: от 61% до 66% «учителей» доходили до максимального разряда. Эта тенденция не зависела ни от эпохи, ни от контекста проведения экспериментов.

Вывод звучал зловеще. В человеческой природе на самом деле существует "черная личность". Она не только заставляет слепо подчиняться приказам, даже самым чудовищным, но и оправдывает эти приказы. Многие из тех, кто нажимал на кнопку, в этот момент чувствовали не тревогу, а власть. Они искренне верили, что человек в соседней комнате заслуживает этого наказания за свои ошибки.

3. Эксперимент Джона Уотсона и страх Альберта

Джон Уотсон стремился разгадать происхождение человеческих страхов. Он задался вопросом: можно ли создать фобию у человека, который её никогда не испытывал?

-6

Для этого он выбрал девятимесячного мальчика сироту по имени Альберт. Сначала ребенку дали живую ручную белую крысу, к которой он относился с радостью и интересом. Он охотно с ней играл, и в его поведении не было и намёка на боязнь.

На протяжении 2-х месяцев ребенку демонстрировали разные пушистые и белые вещи. Он видел домашнюю крысу, кролика, комок ваты и бородатую маску Санта-Клауса. Сначала младенец относился ко всем этим предметам спокойно и с живым любопытством. Он не проявлял ни страха, ни беспокойства.

-7

Затем начался основной опыт. Альберту снова дали крысу. Сначала он потянулся к ней, чтобы поиграть. Но как только его рука касалась зверька, за спиной ребёнка раздавался оглушительный удар молотка по металлу. Громкий резкий звук пугал малыша.

Удар повторяли снова и снова, когда ребенок касался крысы. Вскоре поведение мальчика изменилось. Теперь он боялся самой крысы. Он стал отползать от неё, всеми силами стараясь избежать любого прикосновения.

Через 7 дней эксперимент провели еще раз. Теперь оявление крысы сопровождалось пятикратным громким звуком. Увидев животное, Альберт разрыдался от ужаса.

Еще спустя непродолжительное время психолог пошел дальше. Он показал мальчику другие предметы: кролика, вату, маску Санта-Клауса. На этот раз ударов молотка о металл не было. Но результат был однозначным. Ребёнок плакал и боялся всего белого и пушистого. Страх распространился на похожие объекты.

-8

На основе этого Уотсон сформулировал теорию о генерализации страха. Он выдвинул предположение, что огромное количество иррациональных страхов, преследующих взрослых, формируется именно таким путём — через случайные травмирующие ассоциации в детские годы.

У этой истории не оказалось счастливого продолжения. Учёный не смог провести так называемую «контр-кондицию», чтобы устранить созданный им же условный рефлекс. Приобретённый страх стал постоянным спутником Альберта, оставшись с ним навсегда.

4. Эксперимент Филиппа Зимбардо

Опыт, проведённый в подвале Стэнфордского университета, стал одним из самых известных в истории психологии, а позже вдохновил создателей двух художественных фильмов. Оба были сняты в 2001 и 2010 годах и оба носили лаконичное название «Эксперимент».

-9

Сам опыт реализован в 1971-ом году психологом Филиппом Зимбардо. Его главным спонсором стал Военно морской флот США. Причиной стало тревожное явление: участившиеся случаи жестокости среди солдат надзирателей в военных тюрьмах. Армии нужно было понять, почему это происходит.

-10

Филипп Зимбардо ставил перед собой главный вопрос: насколько глубоко навязанная социальная роль может изменить личность и поступки обычного человека, стирая его внутренние моральные принципы.

Для этого через газетное объявление набрали 24 добровольца. Всех участников произвольным образом распределили по двум ключевым ролям: одним предстояло стать надзирателями, другим — арестантами. По плану они должны были прожить две недели в условиях имитированной тюрьмы.

Реалистичность была ошеломляющей с самого начала. "Надзирателям" дали униформу и дубинки, создавая образ власти. Тот, кому досталась роль заключённых, пришлось надеть унизительную одежду: грубые халаты без нижнего белья и резиновые шлепанцы.

-11

Их также в начале подвергли всем стандартным процедурам: обыску, снятию отпечатков пальцев, присвоению номеров вместо имён. Стены университетского подвала превратились в камеры, где должно было разыграться нечто непредсказуемое.

-12

Уже в первые сутки всё пошло не по плану. Охранники стали проявлять необоснованную агрессию. Заключённые погружались в состояние растерянности и отчаяния.

На вторые сутки заключённые попытались поднять бунт. Ответ охраны был мгновенным и жестоким. Они подавили восстание с помощью дубинок и огнетушителей, которые нашли в здании.

-13

После этого момента всё покатилось по наклонной, набирая мрачный и необратимый ход. Эксперимент перестал быть игрой. Охранники с явным рвением исполняли свои обязанности. Они стравливали между собой узников, выделяли фаворитов, придумывали унизительные наказания. Заключённых лишали матрасов и еды.

Обе группы полностью забыли, кто они на самом деле. Они стали своими ролями. Когда некоторых заключённых спрашивали, как их зовут, они называли только свой тюремный номер.

Эксперимент, рассчитанный на две недели, был экстренно прекращён через шесть дней. Решение приняла аспирантка Кристина Маслак, будущая жена Зимбардо. Ситуация полностью вышла из под контроля и перестала быть просто научным опытом.

Необычно то, что многие из тех, кто был охранником, искренне сожалели о досрочном завершении. Им нравилась их новая роль.

Несмотря на срыв, учёный смог сделать выводы. Опыт доказал, как сильно социальная роль и власть меняют человеческое поведение. Он показал, что человек способен оправдать даже жестокость, если она совершается в границах заданной системы и идеологии.

5. Эксперименты Карин Лендис и подчинение авторитету

В 1924 году психолог Карин Лендис в стенах Университета Миннесоты приступил к исследовательскому проекту. Он стремился выявить универсальные паттерны в выражении человеческого лица, хотел понять, как именно лицо выражает страх, растерянность и другие сильные чувства.

-14

В качестве подопытных он выбрал своих же студентов. Чтобы лучше видеть движение мышц, учёный провёл на их лицах линии с помощью пробковой сажи. Затем он начал вызывать у молодых людей разные эмоции.

Студентам давали нюхать аммиак. Их заставляли слушать джазовую музыку, смотреть порнографические киноленты и опускать руки в вёдра, где плавали лягушки. В момент самой сильной реакции Лендис делал фотографии, пытаясь запечатлеть отличительные черты каждого состояния.

-15

Финальная часть эксперимента оказалась самой мрачной и вызвала возмущение в научной среде. Лендис отдал каждому испытуемому приказ: обезглавить живую крысу. Реакция была единодушной — все участники, глубоко потрясённые, строго отказались. Многие разрыдались или кричали в ужасе. Но под непрекращающимся нажимом авторитета исследователя большая часть студентов подчинилась и совершила это действие, преодолевая внутренний протест. Примечательно, что многие из них в повседневности считались людьми, неспособными на жестокость по отношению даже к мелким существам.

Этот этап эксперимента не принёс научных открытий. Животным были причинены страдания, а ожидаемой закономерности в выражениях лиц учёный так и не обнаружил. Но опыт показал нечто иное. Он наглядно доказал, как человек способен подчиниться авторитету и совершить то, что в иной ситуации считал бы для себя невозможным.

6. Проект «Аверсия» (1970)

Описание, которое последует ниже, — это не сценарий научного опыта. Это документальная хроника событий, происходивших в вооружённых силах Южно-Африканской Республики. На протяжении девятнадцати лет, с 1970 по 1989 год, в армейских структурах осуществлялась засекреченная программа. Её официальной задачей было «очищение» личного состава от военнослужащих, чья сексуальная ориентация не соответствовала установленным нормам.

-16

Методы, которые применяли, были бесчеловечными. К солдатам применяли так называемое «лечение» электрошоком и принудительную химическую кастрацию. Истинные масштабы трагедии остаются засекреченными. Однако, по поздним свидетельствам армейских медиков, жертвами программы стали около тысячи юношей в возрасте от шестнадцати до двадцати четырёх лет. Все они были подвергнуты экспериментам, грубо нарушавшим этические нормы и границы человеческого достоинства.

Действуя строго с полученными директивами, военные психиатры вели «борьбу» с гомосексуальностью в рядах армии. Методы были радикальными: солдат насильно помещали на курс шоковой терапии, принуждали к приёму мощных гормональных средств, а порой и к хирургической операции по изменению пола, представляя это как «исправление».

7. Эксперимент Венделла Джонсона

В 1939 году в стенах Университета Айовы профессор Венделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор инициировали эксперимент. В качестве участников были выбраны 22 воспитанника сиротского приюта в городе Девенпорт.

-17

Юных испытуемых разделили на два лагеря. Детям из первой, контрольной группы, планово внушали, что их речь безупречна, чиста и совершенна. Со второй, экспериментальной группой, работа строилась на противоположном принципе. Этим детям размеренно и жёстко внушали, что они говорят с дефектами, безостановочно поправляли малейшую оговорку и навешивали ярлык «заик».

-18

Итог исследования оказался разрушительным. У значительной части детей из экспериментальной группы, изначально не имевших речевых нарушений, под воздействием систематической негативной оценки начало формироваться настоящее заикание. Это расстройство речи сохранилось у них на всю оставшуюся жизнь.

Позже этот опыт назвали чудовищным. Его долгие годы скрывали от общества, чтобы не повредить репутации учёного.

Официальные извинения от Университета штата Айова прозвучали лишь в 2001 году, спустя десятилетия после произошедшего. Но эти слова уже не могли исцелить ту глубокую психологическую травму, которую нанесла детям та «терапия». Последствия того кошмара остались с жертвами на всю жизнь.

-19

Прочитанные истории — суровый урок о цене, которую порой платили за научные открытия в прошлом. Они напоминают, что этические границы — не формальность, а защита самого человеческого в каждом из нас.

Плоскоземельщики оказались правы, Земля — не шар! Настоящая форма планеты
Графиня Географиня13 декабря