Он видел, как рухнула эпоха. 27 ноября 2025 года на Байконуре не просто произошла авария. В момент старта «Союза» рассыпалась в металл трехэтажная кабина обслуживания — гигантская платформа, с которой десятилетиями провожали экипажи.
Платформа рухнула не просто так. Она обнажила ветхость, годы износа и сложные вопросы аренды.
Главный редактор журнала «Космические исследования и технологии» Нурлан Аселкан смотрит на ситуацию изнутри. Его анализ — это не просто отчет. Это взгляд в самое сердце проблемы, где ржавчина на металле переплетается с политикой и надеждами.
Цена ошибки
Это была простая, почти нелепая ошибка. Но последствия ее стали роковыми. Эксперт объясняет: кабина обслуживания на стартовом столе не была задвинута в свое защищенное убежище. Ее не зафиксировали.
Мощная газовая струя отрывающейся ракеты легко сорвала массивную конструкцию. Она перевернулась, ударилась, рухнула. Стартовый комплекс оказался разрушен.
Теперь счет идет на месяцы. Возможно, на целый год. Ремонт будет долгим. А значит, Россия сейчас не может летать в космос с людьми. Даже грузовые корабли с топливом и продовольствием для МКС теперь не поднимутся с этой площадки.
Старая гавань в пустом море
Обвал стартовой кабины — лишь первый звонок. За ним проступает суровая реальность: Байконур уже много лет балансирует на краю глубокого кризиса.
Это не просто усталость металла от времени. Причины — глубже. Изменения в мире, геополитические сдвиги сузили возможности. Россия, как главный арендатор, утратила прежний масштаб. Теперь ей не хватает ресурсов для разработки новой техники. Ее деятельность на космодроме сократилась.
Но так было не всегда. В первые годы нового тысячелетия Байконур жил насыщенной жизнью. С его площадок «Протоны» отправляли в небо аппараты для других стран, а на «Союзах» к МКС летали астронавты и туристы из-за рубежа. Однако поток заказов со временем прекратился. Международное доверие было утрачено.
Хотя с другого бока Россия предпринимала попытки модернизации. Они не увенчались успехом. Программа создания ракеты «Ангара-5», длившаяся годы, по сути, не достигла целей. Первый её пуск с Плесецка произошел только в 2014-м, хотя изначально был намечен на 2008 год. Даже сейчас, в конце 2025-го, она продолжает проходить испытания.
Оставшись без современных носителей и прежних контрактов, Россия начала постепенно уходить. Часть инфраструктуры переходит Казахстану. Но, по оценке специалистов, эти объекты продолжают разрушаться, становясь тяжким наследием под безмолвным небом.
Несбывшийся Восточный
В течение многих лет Роскосмос вынашивал план переноса пилотируемых полётов на свой космодром Восточный. В перспективе ожидались запуски ракет Ангара, а также Орёл на Российскую орбитальную станцию, которую построят к 2033 году.
Однако этим замыслам не суждено было сбыться. Руководству агентства пришлось столкнуться с реальностью. «Ангара» изначально разрабатывалась для нужд Министерства обороны, и инженеры считают, что адаптировать ее для безопасных пилотируемых запусков — трудновыполнимая задача. Летные испытания корабля «Орел», строительство которого ведется с 2009 года, еще не начались.
Еще одной проблемой стала планируемая орбита для новой станции. Она создала бы непреодолимый барьер: в критической ситуации ни один иностранный корабль не смог бы достичь станции для помощи или стыковки. Это сделало бы проект изолированным от мирового сообщества.
Было принято решение вернуть будущую станцию на прежнюю орбиту, оптимальную для запусков именно с Байконура. Авария в ноябре 2025 года лишь подчеркнула эту потребность, обнажив разрыв между масштабными планами и реальными возможностями. Начался негласный процесс возвращения ключевых программ на старый космодром.
Сложная дилемма.
Осознание незаменимости Байконура вновь делает актуальным вопрос его судьбы. Эксперты, в частности, называют ошибкой решение законсервировать и музеефицировать «Гагаринский старт». Звучит предложение вернуть легендарный старт в работоспособное положение, взяв резервы с таких же комплексов. Аргумент прост, ракета «Союз», пусть и не современна, но остается эталоном надежности для полетов человека в космос.
При этом возможное редактирование договора аренды в одностороннем порядке на выгодных для Казахстана условиях содержит потенциальные угрозы. Россия может в ответ потребовать снижения платежей, ссылаясь на сокращение используемых объектов. Вдобавок, сегодня именно Россия несет расходы по содержанию города с огромным населением. Взять на себя эти обязательства — серьезная финансовая нагрузка для казахстанского бюджета.
Но рано или поздно этот шаг станет неизбежным. Байконур — это не просто стартовые столы, это живой город и обширная территория. Задача будущего — не только сохранить инфраструктуру, но и создать достойные условия для людей, найти для места новые точки роста.
Что ждет легендарный космодром
Проишествие на площадке послужила тревожным звонком. Жестокая ясность пришла на смену иллюзиям. Россия поняла, что не может просто уйти. Казахстан осознал, что больше не может лишь наблюдать.
Теперь у каждой стороны своя задача. Россия будет сосредоточена на ключевых для себя стартовых комплексах. Казахстан же начинает свой путь. Объекты, переданные под его юрисдикцию, могут стать территорией «New SpacePort» — новой космической гавани с обновленными правилами.
Ее главное сокровище — не бетон и металл, а невидимые трассы в небе. Отработанные, сертифицированные, узаконенные маршруты полетов. Это уникальное наследство, которое невозможно создать заново за короткий срок. Этим можно и нужно делиться с новыми партнерами со всего мира.
Параллельно страна учится строить свои облегченные ракеты. Это трудный, но необходимый путь к независимости в космосе.
Будущее космодрома уже не представляется мрачным. Оно зависит от четкого раздела зон и грамотного взаимодействия между странами. Только так старая космическая гавань сможет обрести новое дыхание. Прагматизм и совместная работа — вот новая путеводная звезда.
В результате, способна ли легенда, рожденная в прошлом веке, найти свое место в веке нынешнем, или ее судьба — лишь тихо ветшать под бесконечным небом степи?