Найти в Дзене

Выставка военной техники "Моторы войны". Часть 4. Мотоциклы.

Военные музеи. Выставка "Моторы войны". Часть 4. Мотоциклы. Zundapp EM 250, 1926 г. Zundapp EM 250 В 1925 г немецкая фирма Zundapp выпустила модель лёгкого мотоцикла EM 250, получившую название Einhietsmodell (единая модель). Для неё были разработаны параллелограммная передняя вилка и барабанные тормоза обоих колёс. Одноцилиндровый 26-сильный двигатель рабочим объёмом 249 см/куб разгонял мотоцикл до скорости 90 км/час. BMW R 11, 1931 г. BMW R 11 В 1929 г BMW разработала свой первый тяжёлый мотоцикл BMW R 11, производство которого продолжалось до 1934 г. За это время было произведено - 7 599 штук. Одиночный вариант исполнения этого мотоцикла был довольно редким для немецкой армии, в основном использовался вариант с коляской. BMW R 11 предназначался для разведки и связи. На мотоцикле использовался 2-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения рабочим объёмом 750 см/куб и мощностью 18 л.с. Привод на заднее колесо осуществлялся при помощи карданного вала. Максимальная скорость

Военные музеи.

Выставка "Моторы войны". Часть 4. Мотоциклы.
Выставка "Моторы войны". Часть 4. Мотоциклы.

Zundapp EM 250, 1926 г.

Zundapp EM 250
Zundapp EM 250

В 1925 г немецкая фирма Zundapp выпустила модель лёгкого мотоцикла EM 250, получившую название Einhietsmodell (единая модель). Для неё были разработаны параллелограммная передняя вилка и барабанные тормоза обоих колёс. Одноцилиндровый 26-сильный двигатель рабочим объёмом 249 см/куб разгонял мотоцикл до скорости 90 км/час.

BMW R 11, 1931 г.

BMW R 11
BMW R 11

В 1929 г BMW разработала свой первый тяжёлый мотоцикл BMW R 11, производство которого продолжалось до 1934 г. За это время было произведено - 7 599 штук. Одиночный вариант исполнения этого мотоцикла был довольно редким для немецкой армии, в основном использовался вариант с коляской. BMW R 11 предназначался для разведки и связи. На мотоцикле использовался 2-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения рабочим объёмом 750 см/куб и мощностью 18 л.с. Привод на заднее колесо осуществлялся при помощи карданного вала. Максимальная скорость составляла 100 км/час.

BMW R 12, 1937 г.

BMW R 12
BMW R 12

Немецкий тяжёлый мотоцикл BMW R 12 был создан в 1935 г. На этом мотоцикле фирма BMW впервые в мире применили переднюю вилку с телескопическими амортизаторами. Мотоцикл выпускался как одиночный, так и с коляской. Вариант с коляской стал типовым для немецкой армии. Всего до 1942 г их изготовили более 36 000 BMW R 12. 2-цилиндровый двигатель рабочим объёмом 736 см/куб развивал мощность 18 л.с. и позволял мотоциклу развивать максимальную скорость 100 км/час.

BMW R 23, 1938 г.

BMW R 23
BMW R 23

Лёгкие мотоциклы BMW R 23 применялись в немецкой армии как связные и разведывательные. Двигатель одноцилиндровый, рабочий объём 247 см/куб, мощность 12 л.с., максимальная скорость 95 км/час.

BMW R 35, 1938 г.

BMW R 35
BMW R 35

В 1937 г BMW создала лёгкий мотоцикл R 35, который выпускался по 1940 г, и за это время было изготовлено 15 386 таких мотоциклов. Одноцилиндровый 320-кубовый двигатель мощностью 14 л.с. разгонял мотоцикл до 80 км/час.

ПМЗ-А-750, 1939 г.

ПМЗ-А-750
ПМЗ-А-750

Тяжёлую модель мотоцикла НАТИ-А-750 разработали в НАТИ под руководством П. В. Можарова и к 1 мая 1933 г в Ижевске была собрана первая партия из 4 мотоциклов. Серийное производство мотоцикла под маркой ПМЗ-А-750 было организовано на Подольском механическом заводе, где с 1934 по 1939 гг изготовили 4 636 экземпляров. По целому ряду причин качество продукции ПМЗ было низким. Мотоцикл требовал при эксплуатации высоких знаний по эксплуатации.

ПМЗ-А-750
ПМЗ-А-750

ПМЗ-А-750 выпускался и как мотоцикл-одиночка, и с установкой коляски. В 1939 г эти мотоциклы были сняты со снабжения Красной Армии, но использовались и в годы Великой Отечественной войны. Мотоцикл оснащался 2-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 746 см/куб мощностью 15 л.с. Максимальная скорость составляла 90 км/час.

Zundapp Z 300, 1928 г.

Zundapp Z 300
Zundapp Z 300

Немецкий лёгкий гражданский мотоцикл Zundapp Z 300 производился с 1828 по 1929 гг.

Zundapp Z 300
Zundapp Z 300

Двигатель одноцилиндровый, рабочий объём - 290 см/куб, мощность - 26 л.с., максимальная скорость - 90 км/час.

BMW R12W, 1941 г.

BMW R12W
BMW R12W

Немецкий тяжёлый армейский мотоцикл BMW R12W приводился в движение 2-цилиндровым 736-кубовым двигателем мощностью 18 л.с и развивал максимальную скорость до 110 км/час. Передняя подвеска состоит из телескопической вилки с гидравлическими амортизаторами, задняя подвеска отсутствует. Скорости переключаются вручную. За годы производства 1935-1942 произведено более 36 000 единиц.

Rikuo Type 95, 1936 г.

Rikuo Type 95
Rikuo Type 95

Японская фирма Sankyo Seiyaku при создании мотоцикла выбрала ориентиром тяжёлый мотоцикл Harley-Davidson модели VL. В 1933 г состоялась сделка. Производственное оборудование перевезли в Японию, где модель VL стали производить как Rikuo, в переводе "Король дорог". В японской императорской армии Rikuo получил обозначение Тип 95, то есть образца 2595-го года по древне-японскому летоисчислению.

Rikuo Type 95
Rikuo Type 95

В 1937 г появилась модель Rikuo Type 97 с приводом на коляску. Она стала основной. Снаряжённая масса - 500 кг. Двигатель - Rikuo, 2-цилиндровый, рабочий объём - 1,27 л, мощность - 24 л.с. Максимальная скорость - 92 км/час.

BMW R 51, 1938 г.

BMW R 51
BMW R 51

Средний мотоцикл BMW R 51 был представлен на Берлинском автосалоне в 1938 г. Всего с 1938 по 1940 гг изготовили 3 775 мотоциклов R 51. Мотоцикл оснащался 2-цилиндровым оппозитным двигателем рабочим объёмом 490 см/куб мощностью 24 л.с. Передняя вилка с телескопическими амортизаторами. Максимальная скорость - 140 км/час.

М-52С, 1958 г.

М-52С
М-52С

В 1957 г Ирбитский мотозавод представил новый гоночный мотоцикл класса до 500 см/куб - М-52С. Ходовая часть выполнена на базе М-72. Снаряжённая масса - 170 кг, двигатель - 2-цилиндровый М-72, рабочий объём - 494 см/куб, мощность - 35 л.с. при 6 200 об/мин. Максимальная скорость - 150 км/час. М-52С выпускался с 1957 по 1961 гг и за это время изготовили около 20 таких мотоциклов.

BMW R 75, 1942 г.

BMW R 75
BMW R 75

В 1940 г был разработан тяжёлый мотоцикл BMW R 75, который создавался как модель единого армейского мотоцикла.

BMW R 75
BMW R 75

Мотоцикл был способен перевозить за собой не только лёгкие прицепы, но и лёгкие артиллерийские системы, в частности 37-мм противотанковую пушку 3,7 cm Pak. В дальнейшем мотоцикл нередко использовали и как тягач других лёгких артиллерийских систем. Всего с 1940 по 1944 гг было произведено 16 510 мотоциклов модели R 75.

BMW R 75
BMW R 75

Мотоцикл оснащался приводом на колесо коляски. Двигатель - 2-цилиндровый, рабочий объём - 750 см/куб, мощность - 26 л.с. Максимальная скорость - 92 км/час.

Zundapp

Zundapp
Zundapp

ТИЗ АМ-600, 1939 г.

ТИЗ АМ-600
ТИЗ АМ-600

Тяжёлый мотоцикл ТИЗ АМ-600 разрабатывался на базе английского мотоцикла BSA W32. Коллектив Таганрогского инструментального завода им. Сталина существенно переделал исходную конструкцию. Объём мотора возрос до 600 см/куб. В результате на свет появился мотоцикл, получивший обозначение ТИЗ АМ-600. В ходе производства мотоцикл постоянно улучшался. Полноценное производство мотоциклов началось в Таганроге с 1936 г и продолжалось до эвакуации в 1941 г. На начало Великой Отечественной войны ТИЗ АМ-600 являлся наиболее массовым советским тяжёлым мотоциклом. Выпускался в нескольких вариантах. Для Красной Армии приоритетным был вариант с коляской. Мощность - 18 л.с. Максимальная скорость - 95 км/час.

NSU Kettenkrad HK-101, 1941 г.

NSU Kettenkrad HK-101
NSU Kettenkrad HK-101

Немецкий лёгкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK-101 оказался в компании мотоциклов только лишь по причине переднего управляемого колеса в вилке мотоциклетного типа, а сзади ходовая часть имела уже гусеничный движитель. Kettenkrad оснащался автомобильным 4-цилиндровым, рядным, бензиновым двигателем Opel Olympia мощностью 36 л.с. Максимальная скорость - 70 км/час.

Фотографии из личной коллекции.

Выставка "Моторы войны". Часть 1. - https://dzen.ru/a/aTl5jlPBfTWjxknU
Выставка "Моторы войны". Часть 2. -
https://dzen.ru/a/aTqxFVyJ4kRfrK9a
Выставка "Моторы войны". Часть 3. -
https://dzen.ru/a/aTwzYn4n0ROAYNsG