Военные музеи.
Zundapp EM 250, 1926 г.
В 1925 г немецкая фирма Zundapp выпустила модель лёгкого мотоцикла EM 250, получившую название Einhietsmodell (единая модель). Для неё были разработаны параллелограммная передняя вилка и барабанные тормоза обоих колёс. Одноцилиндровый 26-сильный двигатель рабочим объёмом 249 см/куб разгонял мотоцикл до скорости 90 км/час.
BMW R 11, 1931 г.
В 1929 г BMW разработала свой первый тяжёлый мотоцикл BMW R 11, производство которого продолжалось до 1934 г. За это время было произведено - 7 599 штук. Одиночный вариант исполнения этого мотоцикла был довольно редким для немецкой армии, в основном использовался вариант с коляской. BMW R 11 предназначался для разведки и связи. На мотоцикле использовался 2-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения рабочим объёмом 750 см/куб и мощностью 18 л.с. Привод на заднее колесо осуществлялся при помощи карданного вала. Максимальная скорость составляла 100 км/час.
BMW R 12, 1937 г.
Немецкий тяжёлый мотоцикл BMW R 12 был создан в 1935 г. На этом мотоцикле фирма BMW впервые в мире применили переднюю вилку с телескопическими амортизаторами. Мотоцикл выпускался как одиночный, так и с коляской. Вариант с коляской стал типовым для немецкой армии. Всего до 1942 г их изготовили более 36 000 BMW R 12. 2-цилиндровый двигатель рабочим объёмом 736 см/куб развивал мощность 18 л.с. и позволял мотоциклу развивать максимальную скорость 100 км/час.
BMW R 23, 1938 г.
Лёгкие мотоциклы BMW R 23 применялись в немецкой армии как связные и разведывательные. Двигатель одноцилиндровый, рабочий объём 247 см/куб, мощность 12 л.с., максимальная скорость 95 км/час.
BMW R 35, 1938 г.
В 1937 г BMW создала лёгкий мотоцикл R 35, который выпускался по 1940 г, и за это время было изготовлено 15 386 таких мотоциклов. Одноцилиндровый 320-кубовый двигатель мощностью 14 л.с. разгонял мотоцикл до 80 км/час.
ПМЗ-А-750, 1939 г.
Тяжёлую модель мотоцикла НАТИ-А-750 разработали в НАТИ под руководством П. В. Можарова и к 1 мая 1933 г в Ижевске была собрана первая партия из 4 мотоциклов. Серийное производство мотоцикла под маркой ПМЗ-А-750 было организовано на Подольском механическом заводе, где с 1934 по 1939 гг изготовили 4 636 экземпляров. По целому ряду причин качество продукции ПМЗ было низким. Мотоцикл требовал при эксплуатации высоких знаний по эксплуатации.
ПМЗ-А-750 выпускался и как мотоцикл-одиночка, и с установкой коляски. В 1939 г эти мотоциклы были сняты со снабжения Красной Армии, но использовались и в годы Великой Отечественной войны. Мотоцикл оснащался 2-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 746 см/куб мощностью 15 л.с. Максимальная скорость составляла 90 км/час.
Zundapp Z 300, 1928 г.
Немецкий лёгкий гражданский мотоцикл Zundapp Z 300 производился с 1828 по 1929 гг.
Двигатель одноцилиндровый, рабочий объём - 290 см/куб, мощность - 26 л.с., максимальная скорость - 90 км/час.
BMW R12W, 1941 г.
Немецкий тяжёлый армейский мотоцикл BMW R12W приводился в движение 2-цилиндровым 736-кубовым двигателем мощностью 18 л.с и развивал максимальную скорость до 110 км/час. Передняя подвеска состоит из телескопической вилки с гидравлическими амортизаторами, задняя подвеска отсутствует. Скорости переключаются вручную. За годы производства 1935-1942 произведено более 36 000 единиц.
Rikuo Type 95, 1936 г.
Японская фирма Sankyo Seiyaku при создании мотоцикла выбрала ориентиром тяжёлый мотоцикл Harley-Davidson модели VL. В 1933 г состоялась сделка. Производственное оборудование перевезли в Японию, где модель VL стали производить как Rikuo, в переводе "Король дорог". В японской императорской армии Rikuo получил обозначение Тип 95, то есть образца 2595-го года по древне-японскому летоисчислению.
В 1937 г появилась модель Rikuo Type 97 с приводом на коляску. Она стала основной. Снаряжённая масса - 500 кг. Двигатель - Rikuo, 2-цилиндровый, рабочий объём - 1,27 л, мощность - 24 л.с. Максимальная скорость - 92 км/час.
BMW R 51, 1938 г.
Средний мотоцикл BMW R 51 был представлен на Берлинском автосалоне в 1938 г. Всего с 1938 по 1940 гг изготовили 3 775 мотоциклов R 51. Мотоцикл оснащался 2-цилиндровым оппозитным двигателем рабочим объёмом 490 см/куб мощностью 24 л.с. Передняя вилка с телескопическими амортизаторами. Максимальная скорость - 140 км/час.
М-52С, 1958 г.
В 1957 г Ирбитский мотозавод представил новый гоночный мотоцикл класса до 500 см/куб - М-52С. Ходовая часть выполнена на базе М-72. Снаряжённая масса - 170 кг, двигатель - 2-цилиндровый М-72, рабочий объём - 494 см/куб, мощность - 35 л.с. при 6 200 об/мин. Максимальная скорость - 150 км/час. М-52С выпускался с 1957 по 1961 гг и за это время изготовили около 20 таких мотоциклов.
BMW R 75, 1942 г.
В 1940 г был разработан тяжёлый мотоцикл BMW R 75, который создавался как модель единого армейского мотоцикла.
Мотоцикл был способен перевозить за собой не только лёгкие прицепы, но и лёгкие артиллерийские системы, в частности 37-мм противотанковую пушку 3,7 cm Pak. В дальнейшем мотоцикл нередко использовали и как тягач других лёгких артиллерийских систем. Всего с 1940 по 1944 гг было произведено 16 510 мотоциклов модели R 75.
Мотоцикл оснащался приводом на колесо коляски. Двигатель - 2-цилиндровый, рабочий объём - 750 см/куб, мощность - 26 л.с. Максимальная скорость - 92 км/час.
Zundapp
ТИЗ АМ-600, 1939 г.
Тяжёлый мотоцикл ТИЗ АМ-600 разрабатывался на базе английского мотоцикла BSA W32. Коллектив Таганрогского инструментального завода им. Сталина существенно переделал исходную конструкцию. Объём мотора возрос до 600 см/куб. В результате на свет появился мотоцикл, получивший обозначение ТИЗ АМ-600. В ходе производства мотоцикл постоянно улучшался. Полноценное производство мотоциклов началось в Таганроге с 1936 г и продолжалось до эвакуации в 1941 г. На начало Великой Отечественной войны ТИЗ АМ-600 являлся наиболее массовым советским тяжёлым мотоциклом. Выпускался в нескольких вариантах. Для Красной Армии приоритетным был вариант с коляской. Мощность - 18 л.с. Максимальная скорость - 95 км/час.
NSU Kettenkrad HK-101, 1941 г.
Немецкий лёгкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK-101 оказался в компании мотоциклов только лишь по причине переднего управляемого колеса в вилке мотоциклетного типа, а сзади ходовая часть имела уже гусеничный движитель. Kettenkrad оснащался автомобильным 4-цилиндровым, рядным, бензиновым двигателем Opel Olympia мощностью 36 л.с. Максимальная скорость - 70 км/час.
Фотографии из личной коллекции.
Выставка "Моторы войны". Часть 1. - https://dzen.ru/a/aTl5jlPBfTWjxknU
Выставка "Моторы войны". Часть 2. - https://dzen.ru/a/aTqxFVyJ4kRfrK9a
Выставка "Моторы войны". Часть 3. - https://dzen.ru/a/aTwzYn4n0ROAYNsG