Найти в Дзене
Мифоистория Сибири

Свадьба-самокрутка (сибирский обычай)

До 1830 года в России разрешалось вступать в брак юноше с пятнадцати лет, девушке - с тринадцати . Затем "призывной брачный возраст" повысили до восемнадцати и шестнадцати лет соответственно. Любопытно, что верхний свадебный возраст тоже был ограничен: венчать указом Синода от 1744 года разрешалось лиц до восьмидесяти лет: "Ибо брак от Бога уставлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно". Если открыть словарь Даля и отыскать в нём слово "убегать", то среди поясняющих примеров можно встретить странное выражение - свадьба убегом. Даль расшифровывает это так: "...свадьба убегом, краденая: во избежанье расходов, а иногда огласки, бедные крестьяне, или девки сомнительного поведенья, справляют свадьбу уводом, убегом: сваха идет, будто тайком, от невесты, и с согласия родителей жениха приводит к ним украдкой невесту; венчают без приданого, без кладки (денег на стол), без расходов, без обрядов, иногда только бывает после малое угощенье...

До 1830 года в России разрешалось вступать в брак юноше с пятнадцати лет, девушке - с тринадцати . Затем "призывной брачный возраст" повысили до восемнадцати и шестнадцати лет соответственно. Любопытно, что верхний свадебный возраст тоже был ограничен: венчать указом Синода от 1744 года разрешалось лиц до восьмидесяти лет: "Ибо брак от Бога уставлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно".

Если открыть словарь Даля и отыскать в нём слово "убегать", то среди поясняющих примеров можно встретить странное выражение - свадьба убегом. Даль расшифровывает это так: "...свадьба убегом, краденая: во избежанье расходов, а иногда огласки, бедные крестьяне, или девки сомнительного поведенья, справляют свадьбу уводом, убегом: сваха идет, будто тайком, от невесты, и с согласия родителей жениха приводит к ним украдкой невесту; венчают без приданого, без кладки (денег на стол), без расходов, без обрядов, иногда только бывает после малое угощенье..."

Однако, не всегда свадьба убегом, или как её ещё называли в народе - "самокрутка", оканчивалась благополучно. Бывало, что родители категорически противились тому, ожидая для невесты более выгодного жениха. Один из примеров такой неудачной попытки я встретил в книге Н.А. Миненко "По старому московскому тракту". В 1732 году некий бердский крестьянин Козьма Рагозин уговорил свою знакомую Оксинью Жичкину тайком бежать и обвенчаться в церкви (венчали, кстати, сибирские священники такие пары охотно - несмотря на строгие запреты и предписания церковного начальства). Однако только Козьма и Оксана отъехали подальше от острога, каких догнали. Беглянку вернули в семью, а Козьма...

" Ночью нашли на дом ево разбоем означенной девки дядя Яков Жичкин, братя Гаврило да Еким Плотниковы да сторонние Иван Калачев з братом Козьмою с сыном Иваном, Михайло Восенин и приступали ко двору ево всю ночь и раскладывали перед окнами огонь, и окна из избы выбивали, и у сеней двери выломили, и...мать ево бранили всякою неподобною...бранию, и завезали назат руки, и всю ночь водили по улицам..."

Ну что сказать? Страшно парню, наверное, было в эту ночь. Но он ещё легко отделался! Как бы иначе он попал в историю? А так, глядите-ка, уже почти триста лет прошло, а парня помнят. И всё же есть в этой истории неоконченность, недосказанность. Что же дальше стало с Козьмой и Оксиньей? Выдали её замуж за другого? Бегала ли она тайком на свидания к своему возлюбленному или смиралась с нелюбимым? Остался ли жить Козьма в Бердском остроге или подался от греха подальше в иные края?
Увы... Мы можем только досочинить эту историю по своему вкусу, а вот правды уже никогда не узнаем.

_______________

Иллюстрация: Константин Савицкий "Крестьянка с корзинкой в лесу"

#сибирь #историясибири #обычаи #свадьба

Читайте также: "Кто жил в Приобье до прихода русских?": https://dzen.ru/a/aTZr7Oxc4wxOWFSc