Найти в Дзене
Мифоистория Сибири

Кто жил в Приобье до прихода русских?

Украшения, найденные в Ордынских курганах Приобья. Иллюстрация из кн. В. А. Мельникова "Население Верхнего Приобья в середине - второй половине I тысячелетия до н.э." В далекие времена неолита, когда человек не открыл ещё железа и изготавливал орудия труда и убийства из камня, по берегам Оби  охотно селились древние люди.  В одной из неолитических могил Ордынских курганов найден человеческий скелет и два костяных орудия – две с лишним тысячи лет неизвестный охотник давно позабытого племени пролежал, крепко сжимая их в руках. Две с лишним тысячи лет его дух охотился в сумрачных лесах нежити на умершие звериные души, пока не пришли археологи и не забрали из его рук древнее оружие. Меж костями скелета лежали в могиле маленькие «капельки»  из речных раковин: когда-то они украшали одежду. Рядом с усопшим покоилась вырезанная из кости голова лося. Может быть, он был не только первобытным охотником, но и первобытным художником? И долгими  лунными вечерами, сидя на крутом берегу Оби, выре

Украшения, найденные в Ордынских курганах Приобья. Иллюстрация из кн. В. А. Мельникова "Население Верхнего Приобья в середине - второй половине I тысячелетия до н.э."

В далекие времена неолита, когда человек не открыл ещё железа и изготавливал орудия труда и убийства из камня, по берегам Оби  охотно селились древние люди.  В одной из неолитических могил Ордынских курганов найден человеческий скелет и два костяных орудия – две с лишним тысячи лет неизвестный охотник давно позабытого племени пролежал, крепко сжимая их в руках. Две с лишним тысячи лет его дух охотился в сумрачных лесах нежити на умершие звериные души, пока не пришли археологи и не забрали из его рук древнее оружие. Меж костями скелета лежали в могиле маленькие «капельки»  из речных раковин: когда-то они украшали одежду. Рядом с усопшим покоилась вырезанная из кости голова лося. Может быть, он был не только первобытным охотником, но и первобытным художником? И долгими  лунными вечерами, сидя на крутом берегу Оби, вырезал фигурки животных и своих соплеменников? И какая-нибудь длинноволосая и босая юная дева в звериной шкуре, украшенной речными раковинами, заглядывала ему через плечо?  И звёзды над ними висели всё те же, что висят нынче над большим и шумным районным центром под названием Ордынское.

Древние уходили в загробный мир не с пустыми руками: каждый захватывал с собой что-то особое, дорогое только ему. Например, медвежьи зубы: возможно, охотник добыл их лично,  в битве один на один с господином тайги. Одно из захоронений оказалось тройным: в нём лежал взрослый мужчина, ребёнок и череп лебедя. Что за тайна свела их вместе?

Медное шило и открытые гробы

Примерно три с половиной тысячи лет назад, когда каменные орудия сменились бронзовыми,  в районе Ордынского воцарились андроновцы*. Они были земледельцами, держали коров, овец, лошадей, дарили своим женщинами золотые украшения, делали прекрасную посуду с оригинальными узорами (среди которых попадаются  и стилизованный крест, и стилизованная свастика), но к  мертвецам своим относились скупо. Бронзовые серьги да медное шило – вот и всё, что нашли в могилах археологи. Правда, едой на дорожку снабжали исправно.

-2

Так выглядели андроновские красавицы. Иллюстрация Минусинского краеведческого музея

Три тысячи лет назад Ордынский край, вытеснив андроновцев, населили ирменцы. Они жили в огромных полуземлянках вместе со скотом и огораживали свои поселения высокими земляными валами и глубокими рвами. Бронза в отличие от камня оказалась куда более воинственной и опасной эпохой! В одной из могил учёными найден скелет с бронзовым наконечником стрелы, застрявшем в позвоночнике.  Своих покойников ирменцы  опускали в открытые деревянные рамы-гробы, установленные в небольших могилах. Сверху землёй не засыпали. Так умершие  и лежали скрюченными на правом боку, уставившись в стенку гроба, а сверху их  поливали дожди, бил град, трепали полы одежд холодные ветра да заметал зимнею порой снег. Лишь по прошествии одного-двух лет, когда тела окончательно разлагались, ирменцы закрывали гробы крышкой и присыпали сверху землей.

Один из древних сибирских обычаев: душа (как считалось в те времена) не сразу покидает тело, а лишь когда останутся от него одни кости. Селькупы, например, и вовсе подвешивали мертвецов в мешках на ветки деревьев. Идёшь по лесу, а там мешки с покойниками висят, вездесущие пауки между ними свои толстые сети сплетают. Через несколько лет веревку, на которой висел почти истлевший мешок, обрезали, он падал наземь, и кости рассыпались. И какой-нибудь сентиментальный селькуп, стоя над ними, смахивал набежавшую слезу: прощай, дорогой дедушка!

Семейные могилы и бронзовые топоры

Ещё у большереченцев было красивое оружие: бронзовые мечи, с рукоятей которых смотрели друг на друга орлиные головы, и бронзовые топоры с тонким и узким лезвием в виде птичьего клюва. Этим клювом воины проламывали врагу в бою головы. Обух такого топора украшали резными фигурками медведей. Правда, рядовой воин имел вооружение попроще. А воевать было с кем: с севера наступали кулайцы.

Воинственные кулайцы и могила свиней

Ценой огромных усилий и больших жертв большереченцам удалось остановить северян на линии Колывань -Новосибирск (если оперировать современными географическими названиями)  и долгое время ( I в. до н.э. – Iв. н.э.) два народа сосуществовали рядом.

-3

Кулайское бронзовое литье (Сургутский краеведческий музей)

Кулайцы оставили археологам уникальное захоронение-загадку: в отдельной могиле  ими были похоронены четыре диких свиньи. Захоронение засыпали не землёй (как человеческие), а специально привезенной глиной, затем глину тщательно утрамбовали.

Может быть, опасались мести мертвых кабанов? Мало ли на какие пакости способен дух дикой свиньи!

Начиная с VI в. н.э. в Западную Сибирь стали проникать тюрки, постепенно ассимилируя перемешавшееся между собой местное население. В XIII в. эту территорию подчинили себе монголо-татары. А остатки Орды в XVI-XVII вв. достались в наследство быстро набирающему силу Московскому государству.

#историясибири #курганы #древниезахоронения #ктожилвсибири #сибирь

Читайте на моем канале также "По Сибирскому тракту в XIX век": https://dzen.ru/a/aR_vUxzC7jwLSQbm

________________________

* названия народов даны по названиям их археологических культур. Так "андроновцы" - это представители "андроновской культуры". Археологические культуры обычно называются по месту ближайшего к раскопкам поселения.