Найти в Дзене

Круг чтения. Вишванатан Ананд «Мои лучшие партии»

Это не сборник партий. Это сборник историй, рассказанных гением за чашкой чая. Ты не читаешь - ты слушаешь. А слушать Виши - отдельное удовольствие. Вот ключевое, что выносишь из этой книги, даже не заметив, как всё это усвоил. Скорость - это не торопливость, а иное восприятие доски. Ананда вечно дразнили «компьютером» за его быструю, почти машинную игру. Но в книге он раскрывает секрет: его скорость - это не бездумное движение. Это сверхчистое видение принципов. Он не считает десять ходов вперёд в каждой позиции. Он видит две-три ключевые идеи, «якоря», и уже вокруг них строит игру. Он называет это «следовать за потоком позиции». Не насиловать её тоннами расчётов, а плыть по её логике, но чуть быстрее всех. Это философия. Главное оружие - не атака, а «здоровый прагматизм». Ананд - не романтик вроде Таля. Он хладнокровный практик. Его лучшие партии - часто не те, где красивые жертвы, а те, где он тихо и неотвратимо лишает соперника всех контригр. Он берёт не потому, что может сломать

Это не сборник партий. Это сборник историй, рассказанных гением за чашкой чая. Ты не читаешь - ты слушаешь. А слушать Виши - отдельное удовольствие.

Вот ключевое, что выносишь из этой книги, даже не заметив, как всё это усвоил. Скорость - это не торопливость, а иное восприятие доски. Ананда вечно дразнили «компьютером» за его быструю, почти машинную игру. Но в книге он раскрывает секрет: его скорость - это не бездумное движение. Это сверхчистое видение принципов. Он не считает десять ходов вперёд в каждой позиции. Он видит две-три ключевые идеи, «якоря», и уже вокруг них строит игру. Он называет это «следовать за потоком позиции». Не насиловать её тоннами расчётов, а плыть по её логике, но чуть быстрее всех. Это философия.

Главное оружие - не атака, а «здоровый прагматизм». Ананд - не романтик вроде Таля. Он хладнокровный практик. Его лучшие партии - часто не те, где красивые жертвы, а те, где он тихо и неотвратимо лишает соперника всех контригр. Он берёт не потому, что может сломать, а потому, что противник уже не может ничего. Игра становится безрадостной, а потом и безнадёжной. Он сравнивает это с дзюдо: используешь импульс атаки соперника, чтобы его опрокинуть. Минимальные усилия - максимальный эффект.

Человек за доской - такая же часть игры, как и пешки. Это, пожалуй, самая ценная часть. Ананд щедро делится психологическими лайфхаками. Почему против Каспарова в 1995 году он выбрал именно этот дебют? Не потому, что он сильнейший, а потому, что Гарри к нему плохо готовился и наверняка пойдёт на обострение, пытаясь раздавить. И попадёт в подготовленную ловушку.
Он рассказывает, как по походке или выражению лица соперника понимал, в он форме ли тот, устал ли, напуган. Шахматы для него - поединок нервов и характеров. А фигуры лишь передают эти вибрации.

Страх - это нормально. С ним нужно договориться. В отличие от многих, Ананд не строит из себя бесстрашного супермена. Он честно признаётся в панике перед матчами, в ужасе после проигранных партий, в моментах полной потери веры. И это невероятно ободряет! Он показывает, что даже на вершине ты остаёшься человеком. Его «фишка» - не отсутствие страха, а умение собрать себя после провала. Перезагрузиться. Вернуться к доске с чистым, как он говорит, «как после дождя», умом. Это навык, которому можно научиться.

«Подготовка - всё, но в игре о ней нужно забыть». Он детально описывает свою работу с командой, анализ каждой чёрточки в игре соперника. Это титанический труд. Но главный вывод: в самый ответственный момент ты должен играть свою игру. Не ту, которую тебе насоветовали, не «правильную» с точки зрения компьютера, а ту, в которую ты веришь. Иначе проиграешь. Подготовка даёт тебе инструменты и уверенность, но музыку играешь ты сам. Это баланс между дисциплиной и интуицией.

«Мои лучшие партии» Ананда —- это, по сути, учебник по шахматной (да и не только) мудрости. Здесь мало голой теории. Зато много жизни, иронии, самоиронии и того самого «человеческого», что делает чемпиона - чемпионом.

После неё понимаешь: Ананд выигрывал не потому, что был умнее. А потому, что был целостнее. Он соединял в себе несочетаемое: скорость и глубину, прагматизм и красоту, машинный расчёт и человеческое чутьё. И рассказал об этом так, будто болтал с тобой в баре после турнира.

ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА"
СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Ваш

Молчанов