Найти в Дзене

Как и обещала, сегодня расскажу о сестрах Данько

Как и обещала, сегодня расскажу о сестрах Данько. Наталия (именно она станет известнейшим во всем мире скульптором-керамистом) была старшей. Темноволосая, миниатюрная, как фарфоровая статуэтка, девушка не только получила прекрасное образование (в московском Строгановском училище), но и работала с мэтрами, такими как Лансере и Кузнецов. Сначала Санкт-Петербург, потом Турин, Рим, возвращение в теперь уже Петроград, на Императорский фарфоровый завод, будущий ЛФЗ. Именно ему будет отдана вся жизнь Наталии Яковлевны. Младшая, Елена, казалась полной противоположностью своей сестры. Высокая, крупная, русоволосая... Но и она связала свою жизнь с искусством - училась живописи у Машкова и Рерберга, посещала Петроградскую Академию художеств... В 20-е годы именно Елена расписывала работы своей сестры! Часто они работали дома, считая творчество лучшим отдыхом. Сёстры были хорошо знакомы с Анной Ахматовой. Анна Андреевна позировала старшей для фарфоровой статуэтки (которые сейчас наперечëт и сто

Как и обещала, сегодня расскажу о сестрах Данько.

Наталия (именно она станет известнейшим во всем мире скульптором-керамистом) была старшей. Темноволосая, миниатюрная, как фарфоровая статуэтка, девушка не только получила прекрасное образование (в московском Строгановском училище), но и работала с мэтрами, такими как Лансере и Кузнецов. Сначала Санкт-Петербург, потом Турин, Рим, возвращение в теперь уже Петроград, на Императорский фарфоровый завод, будущий ЛФЗ. Именно ему будет отдана вся жизнь Наталии Яковлевны.

Младшая, Елена, казалась полной противоположностью своей сестры. Высокая, крупная, русоволосая... Но и она связала свою жизнь с искусством - училась живописи у Машкова и Рерберга, посещала Петроградскую Академию художеств... В 20-е годы именно Елена расписывала работы своей сестры! Часто они работали дома, считая творчество лучшим отдыхом.

Сёстры были хорошо знакомы с Анной Ахматовой. Анна Андреевна позировала старшей для фарфоровой статуэтки (которые сейчас наперечëт и стоят миллионы), а младшая создавала художественную роспись, стараясь в каждый экземпляр вносить небольшие изменения.

Наталия и Елена были большими поклонницами театрального искусства. Елена, между прочим, несколько лет жизни отдала служению в кукольном театре - сначала кукловодом, а затем и постановщиком.

Вместе сестры создали целую серию "театральных" работ - не "под заказ", а по порыву души! Например, образ Зинаиды Райх в одной из ее ролей...

Одна из самых редких работ сестер Данько - это группа статуэток к пьесе "Двенадцатая ночь" Шекспира. Премьера спектакля состоялась в Театре Комедии весной 1938 года. Сестры буквально влюбились в постановку и больше десяти раз посещали спектакль! После очередного спектакля Наталия и Елена попросили всех актеров собраться за кулисами. Они принесли с собой деревянный ящик в котором лежали фигурки. Каждый актер, задействованный в спектакле получил фигурку, изображающую его в конкретной роли, а режиссер постановки Николай Павлович Акимов - полный комплект со всеми исполнителями!

Скульптуры этой серии украшают сейчас собрания различных музеев, а некоторые экземпляры и по сей день остаются в семьях актеров, передаваясь по наследству.

За время совместной работы Наталия и Елена создали более 300 произведений, вошедших в мировую историю мелкой пластики.

Кроме явного художественного таланта, Елена была еще и писательницей. После знакомства с Самуилом Яковлевичем Маршаком Елена Данько стала писать книги для детей. Именно ее книга "Деревянные актеры" была одной из моих любимых в детстве! Думала ли я тогда, что буду писать эти строки...

Между прочим, Виталий Бианки называл Елену Данько «умнейшей женщиной Ленинграда»!

➖➖➖➖➖

А что потом? А потом началась война. Сестры Данько и их мама, Ольга Осиповна, оказались в блокадном Ленинграде.

ЛФЗ в годы войны работал сразу на двух площадках - своей исторической, на берегу Невы, и на Урале, куда эвакуировали часть производства. Данько остались в Ленинграде.

В конце февраля 1942 года Наталия, Елена и их мать всё-таки были эвакуированы в город Ирбит, где работал их родной завод. Но было уже слишком поздно. По пути из-за последствий истощения Елена и Ольга Осиповна умерли. Их тела сняли с поезда и захоронили на одном из полустанков между Москвой и Ярославлем. Где - сейчас уже никто и не вспомнит...

Сама же Наталия доехала до Ирбита. В связи с тяжестью состояния прямо с вокзала, на санитарной машине, её отвезли в госпиталь. Врачи делали все, чтобы спасти её. Но тщетно. Страдания блокадной зимы, смерть родных оказались сильнее. 18 марта 1942 года Наталия Яковлевна Данько умерла.

К сожалению, она не увидела своей выставки, открывшейся в Ирбите буквально в день её смерти.

Могила на Русском кладбище Ирбита почти затерялась за десятилетия, холмик едва виднелся. Но в 1980-е силами местных краеведов на месте упокоения великого мастера был установлен памятник, который уже в наши дни был заменён на новое мраморное надгробие с портретом Наталии Яковлевны.

Канал "По Москве с Оксаной"

-2
-3
-4
-5
-6
-7