Найти в Дзене

Почему современные СМИ критикуют декабристов? Переоценка подвига или конъюнктурная «дегероизация»?

История учит не тому, что были ошибки, а тому, что без таких людей ошибок было бы больше. В.Г. Короленко Минуло 200 лет со дня восстание декабристов. Много появилось противоречивой информации. В документальном фильме НТВ «Мятеж на коленях» (2021) декабристы показаны как «безответственные мечтатели», чьи действия едва не развязали гражданскую войну. Проект «Декабристы без романтики» стал инструментом деполитизации истории – её переводят в плоскость моральных дилемм, уходя от вопросов о праве на сопротивление. Почему все это происходит, ответ прост: запрос на «антигероев» в медиакультуре побуждает изображать недостатки, а не достоинства. В духе времени СМИ ищут драму в декабристском движении, поэтому не поют хвалебные оды.  Акцент делается на личные драмы, например, измена князя Трубецкого (бежавшего с площади), самоубийство Каховского (убийцы Милорадовича).Обсуждаются ошибочные решения: отказ привлечь народ, плохая организация восстания. Выдумывают неподтвержденные факты: Рылеев (орг

История учит не тому, что были ошибки, а тому, что без таких людей ошибок было бы больше.

В.Г. Короленко

Минуло 200 лет со дня восстание декабристов. Много появилось противоречивой информации. В документальном фильме НТВ «Мятеж на коленях» (2021) декабристы показаны как «безответственные мечтатели», чьи действия едва не развязали гражданскую войну. Проект «Декабристы без романтики» стал инструментом деполитизации истории – её переводят в плоскость моральных дилемм, уходя от вопросов о праве на сопротивление. Почему все это происходит, ответ прост: запрос на «антигероев» в медиакультуре побуждает изображать недостатки, а не достоинства. В духе времени СМИ ищут драму в декабристском движении, поэтому не поют хвалебные оды. 

Акцент делается на личные драмы, например, измена князя Трубецкого (бежавшего с площади), самоубийство Каховского (убийцы Милорадовича).Обсуждаются ошибочные решения: отказ привлечь народ, плохая организация восстания. Выдумывают неподтвержденные факты: Рылеев (организатор) до восстания брал взятки как чиновник, а Пестель допускал террор.

В результате декабристы предстают не рыцарями без страха, а людьми со всеми слабостями – это ближе к формату современных биографических сериалов (типа «Екатерины»).

Можно верить СМИ, можно сомневаться, а можно полагаться на классическую литературу.

В 1856 году молодой Толстой, впечатлённый возвращением декабристов из сибирской ссылки (после амнистии Александра II), задумал роман о дворянине, который после 30 лет каторги возвращается в изменившуюся Россию. Однако, погружаясь в исторические документы, писатель столкнулся с парадоксом:

“Чем больше я узнаю, тем сильнее чувствую, что не понимаю” (из письма Герцену, 1860).

Чтобы объяснить мотивы декабристов, Толстой ушёл вглубь истории – сначала к 1812 году, затем к 1805. Так родилась четырёхтомная эпопея. Персонажи, задуманные как «дети 1825 года», прошли путь от Наполеоновских войн до духовных исканий. Александру Герцену в письме из Брюсселя от 14 марта 1861 года:

«Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56-м году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Почему именно декабристы? Три причины восхищения ими Толстого.

Декабристы пожертвовали привилегиями ради идеи. Князь Сергей Волконский (прототип Болконских) стал для Толстого символом стойкости, а его супруга Мария –подлинной любви.

Толстого волновала не политика, а психология подвига. Почему богатые аристократы пошли против системы? 

«…странные эти русские. Во Франции простолюдины хотят стать аристократами, а в России аристократы мечтают быть простолюдинами». Из разговора Малиновского с французским генералом.

 

Жена писателя, Софья Андреевна, была внучкой декабриста Алексея Перовского. В её архиве хранились письма ссыльных – атмосфера тайны и трагедии питала творчество Толстого. Хотя прямо о 1825 годе в романе не говорится, его дух пронизывает судьбы героев:

Почему Толстой отказался от названия «Декабристы»?

В предисловии к черновикам Толстой объяснил: Слишком узкие рамки. Декабристы были лишь вершиной айсберга. Чтобы понять их, нужно было исследовать:

• Войну 1812 года как взлёт народного духа;

• Эпоху Александра I c её иллюзиями;

• Философию фатализма (историческая необходимость vs свобода воли).

Название «Война и мир» (в оригинале — “Война и мiръ”, где «мiръ» — общество) полнее отражало замысел: не только мятеж элиты, но взаимодействие тысяч людских судеб.

В 1877 году писатель предпринял новую попытку создать роман о декабристах (“Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича”), но опять забросил. Для Толстого-проповедника насильственный переворот был неприемлем, хотя нравственный порыв декабристов он считал святым. В итоге их подвиг растворился в его философии непротивления злу.

Самопожертвование декабристов задало тон главной теме Толстого: “Ищите правду не вне, а внутри себя”.

-2

Интересный факт:

В архиве Толстого сохранилась карандашная схема Сенатской площади с пометками: «Где стоял князь Одоевский?», «Откуда стреляли в Милорадовича?». Писатель мыслил как режиссёр, реконструируя ход восстания — этот навык позже помог ему выстроить батальные сцены «Войны и мира».

Всего после восстания 14 декабря 1825 года было арестовано более 300 человек, из них осуждено 125, остальных оправдали. Точное количество участников декабристских и преддекабристских обществ установить сложно — именно в силу того, что вся их деятельность сводилась к более или менее абстрактным разговорам в дружеском кругу молодых людей, не связанных четким планом или строгой формальной организацией.

Точных сведений, где именно похоронили казнённых, нет. Наиболее вероятным местом считается остров Голодай, где хоронили государственных преступников со времён Петра I. В 1926 году, в год 100-летия казни, остров Голодай переименовали в остров Декабристов, установив там гранитный обелиск.

И вот А.С. Пушкин точно знал:

…Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…

 

Нашему поколению есть, чему поучиться у декабристов не в политике, а в моральном выборе.Они учили ответственности интеллектуалов перед обществом. Стойкость – не в отсутствии страха, а в способности сохранить лицо, когда рушатся все планы. Катастрофа может стать биографией, а не концом. Парадокс декабристов в том, что их поражение оказалось сильнее победы. Они проиграли битву, но выиграли войну за память.

Они открывали школы в Чите, Петровском Заводе, Минусинске, Тобольске, Селенгинске и во многих других городах и сёлах Сибири. Впервые стали пропагандировать женское образование. Открытие первого женского учебного заведения в Тобольске, преобразованного вскоре в Мариинскую женскую школу (1852). Главной своей целью считали – воспитание учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед, доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ