Найти в Дзене

Сталинский «Кадет»: как трофейный Opel стал первым народным «Москвичом» (и при чем тут Буратино)

Послевоенная Москва. Страна восстает из руин, а по улицам ездят трофейные иномарки и тяжелые правительственные лимузины. Простой инженер или рабочий мог только мечтать о личном транспорте. Но в 1946 году произошло событие, перевернувшее историю советского автопрома: появился он – «Москвич-400». Многие называют его точной копией немецкого Opel Kadett K38. Но так ли все просто? Давайте разберемся, как создавался первый автомобиль, который (пусть и условно) мог купить обычный советский гражданин. Идея «малолитражки для всех» возникла еще до войны. В 1940 году завод имени КИМ пытался выпустить модель КИМ-10 (по мотивам Ford Prefect). Но товарищ Сталин машину раскритиковал: ему не понравились две двери и старомодные фары. Вождь хотел четыре двери, как у немцев. Война поставила крест на проекте КИМ, и к идее вернулись только в 1945-м. После Победы в Германии оказался советский «десант» инженеров. Их внимание привлек Opel Kadett K38 – простая, надежная и дешевая машина концерна General Moto

Послевоенная Москва. Страна восстает из руин, а по улицам ездят трофейные иномарки и тяжелые правительственные лимузины. Простой инженер или рабочий мог только мечтать о личном транспорте. Но в 1946 году произошло событие, перевернувшее историю советского автопрома: появился он – «Москвич-400».

Многие называют его точной копией немецкого Opel Kadett K38. Но так ли все просто? Давайте разберемся, как создавался первый автомобиль, который (пусть и условно) мог купить обычный советский гражданин.

Идея «малолитражки для всех» возникла еще до войны. В 1940 году завод имени КИМ пытался выпустить модель КИМ-10 (по мотивам Ford Prefect). Но товарищ Сталин машину раскритиковал: ему не понравились две двери и старомодные фары. Вождь хотел четыре двери, как у немцев. Война поставила крест на проекте КИМ, и к идее вернулись только в 1945-м.

-2

После Победы в Германии оказался советский «десант» инженеров. Их внимание привлек Opel Kadett K38 – простая, надежная и дешевая машина концерна General Motors. Сталин лично одобрил выбор, сказав, что «Опель» подходит идеально.

Интересный факт: принято считать, что мы просто вывезли завод Opel целиком. Это миф. Основной завод в Рюссельсхайме был разбомблен и находился в американской зоне оккупации. Советским инженерам пришлось буквально по крупицам воссоздавать оснастку.
Более того, «Кадет» был двухдверным. Сталин требовал четыре двери. Нашим конструкторам пришлось перекраивать кузов и создавать новые штампы фактически с нуля, работая в немецком городе Шварценберг вместе с оставшимися немецкими специалистами.

Так родился «Москвич»-400. Индекс 400 означал модель двигателя, а 420 – тип кузова (седан).

Прототип Москвича-400 — Opel Kadett K38, 1937 года выпуска
Прототип Москвича-400 — Opel Kadett K38, 1937 года выпуска

4 декабря 1946 года первый «Москвич» сошел с конвейера. В честь грядущего 800-летия столицы (1947 год) машине дали гордое имя, отказавшись от названия КИМ.

Технические особенности, которые сейчас вызывают улыбку:

  • Двигатель: чугунный, нижнеклапанный, объем 1.1 литра. Мощность – скромные 23 л.с. Разгон до 80 км/ч занимал целую вечность, но машина ехала!
  • Подвеска: знаменитая система «Дюбонне» (независимая подвеска спереди). Она обеспечивала неожиданно мягкий ход даже по разбитым дорогам, но была сложна в ремонте.
  • Странные «дворники»: их привод был механически связан с двигателем. Чем быстрее едешь – тем быстрее они машут. Стоишь на светофоре или медленно ползешь в гору под ливнем – щетки едва шевелятся. Водителям приходилось несладко.
  • Салон: аскетизм в чистом виде. Печки не было (совсем!), поворотников изначально тоже. Зато были форточки и перчаточный ящик.

Несмотря на простоту, «Москвич» славился феноменальной живучестью. Он мог форсировать броды до 60 см глубиной и ремонтировался с помощью кувалды и крепкого слова в любом гараже.

Москвич-400 во время прохождения испытаний
Москвич-400 во время прохождения испытаний

В семействе 400-х были модели, за которыми сейчас гоняются коллекционеры:

  1. Кабриолет (400-420А). Думаете, это для пижонов? Нет! В стране после войны был острый дефицит тонкого стального листа для крыш. Брезентовый верх стал вынужденным решением. Стоил такой «люкс» дешевле седана, но покупали его неохотно – климат у нас суровый, а печки, напомним, не было.
  2. Деревянный фургон (400-422). Грузопассажирская версия. Из-за нехватки металла кузов делали из бакелитовой фанеры и деревянных брусьев. В народе его прозвали «Буратино». Живых экземпляров почти не осталось – дерево сгнило, но в истории они остались как уникальный пример советской смекалки.
  3. Медицинский авто (400-420М). Темно-синие машины с надписью «Помощь на дому» возили врачей, но носилки внутрь не помещались.
Москвич-400(401)-420К (шасси, предназначенное для установки сторонними предприятиями)
Москвич-400(401)-420К (шасси, предназначенное для установки сторонними предприятиями)

За 10 лет машину постоянно дорабатывали. Рычаг КПП перенесли с пола на рулевую колонку (так было моднее), укрепили кузов. В 1954 году произошел серьезный апгрейд:

  • Мощность двигателя подняли до 26 л.с.
  • Улучшили синхронизаторы.
  • Новый индекс: Москвич-401.

Всего до 1956 года выпустили 247 439 автомобилей. Это была первая ласточка массовой автомобилизации. Именно на «четырехсотом» учились ездить наши деды, именно он снялся в десятках фильмов — от «Осторожно, бабушка!» до оскароносной «Москва слезам не верит» (помните, на чем ездили Антонина и Николай?).

-6

Москвич-400 был не просто «копией Опеля». Это был учебник, по которому советская промышленность училась делать автомобили для людей, а не только для фронта или номенклатуры. Крепкий, железный, простой – он выполнил свою задачу на 100%.

А у вас или вашей родни был такой «Слон» (как его иногда называли)? Или, может быть, вы видели его в живую? Пишите в комментариях, обсудим! 👇