Найти в Дзене
History by Инородец

"В глуши среди татар": этноконфессиональная специфика в работе фельдшериц-акушерок

Пациентки-татарки, например, чаще обращались к женщинам-медикам. Поэтому фельдшерицы-акушерки были особенно востребованы в этой среде. Способность фельдшерицы или акушерки работать в инородческой среде (среди татар, чувашей и т.д.) земства обычно подчеркивали особо. Это учитывалось и при назначении им пенсии по выслуге лет. Интересен, случай акушерки Александры Ивановны Филипповой, работавшей в 1880-е годы татарской деревне Кабаланы Тетюшского уезда Казанской губернии. В 1887 году у нее случился конфликт с врачом, дело рассматривалось в губернских органах власти. И в этом служебном конфликте фигурировало также и местное население. В обращениях к власти местное население использовалось авторами обращений совершенно по-разному, каждый раз - для усиления собственного нарратива. Если акушерка подчеркивала с их помощью неординарные условия работы («в глуши среди татар, людей непонимающих русского языка»), то врач указывал на вредное влияние Филипповой на них («спаивала водкой татар»). Т

Казанская губерния, впрочем, как и сопредельные территории, отличалась полиэтничным составом населения. Безусловно, такая особенность влияла и на работу местной медицинской службы. Так, нерусские пациенты не всегда доверяли русскоговорящим медикам. В этих условиях важной была не только подготовка собственных кадров, но и какого они пола.

Пациентки-татарки, например, чаще обращались к женщинам-медикам. Поэтому фельдшерицы-акушерки были особенно востребованы в этой среде.

Способность фельдшерицы или акушерки работать в инородческой среде (среди татар, чувашей и т.д.) земства обычно подчеркивали особо. Это учитывалось и при назначении им пенсии по выслуге лет.
Фото: https://vmuzey.com/
Фото: https://vmuzey.com/

Интересен, случай акушерки Александры Ивановны Филипповой, работавшей в 1880-е годы татарской деревне Кабаланы Тетюшского уезда Казанской губернии. В 1887 году у нее случился конфликт с врачом, дело рассматривалось в губернских органах власти. И в этом служебном конфликте фигурировало также и местное население.

В обращениях к власти местное население использовалось авторами обращений совершенно по-разному, каждый раз - для усиления собственного нарратива. Если акушерка подчеркивала с их помощью неординарные условия работы («в глуши среди татар, людей непонимающих русского языка»), то врач указывал на вредное влияние Филипповой на них («спаивала водкой татар»).

Т.е. «татары» могли, в зависимости от рассказа, выступать и как неуправляемая сила, и как жертва обвиняемого.

Фото: https://vmuzey.com/
Фото: https://vmuzey.com/

Безусловно, в земской среде приветствовались и медики-татарки. К началу ХХ века их становилось все больше.

Например, в Мензелинском уезде Уфимской губернии в 1907 г. высоко оценили работу М.С. Резяповой во время эпидемии цинги. Участковый врач отмечал в отчете «её татарское происхождение и её язык, родственный больным», которые вместе с «её приветливым отношением» заслужили особую любовь среди пациентов.

Вместе с тем, появлявшиеся на рубеже XIX-XX вв. медицинские работники из татарок воспринимались мусульманским населением не всегда однозначно. По словам врача А. Сухарева, в Казанском уезде мало кто доверял акушерке-татарке. Для русского населения медицинского участка было непривычно видеть акушерку-мусульманку, а сами татары не одобряли профессиональную деятельность незамужней женщины.

Показательно и то, что упомянутая выше М.С. Резяпова работала еще в 1907 г. лишь временно и только в период эпидемии в качестве сестры милосердия.

Марьям Мирсаидовна Резяпова. Фото: https://vk.com/wall761453990_1106?ysclid=mj4v2z5l4s782028223
Марьям Мирсаидовна Резяпова. Фото: https://vk.com/wall761453990_1106?ysclid=mj4v2z5l4s782028223

Между тем Резяпова Марьям Мирсаидовна с 1902 г. училась на Санкт-Петербургских медицинских курсах. Поэтому она могла бы как выпускница профильного учебного заведения занимать и более высокую профессиональную позицию. Однако такая возможность для неё открылась лишь после начала Первой мировой войны: с 1914 по 1925 гг. М.М-С. Резяпова заведовала Кармаскалинской земской больницей в Уфимском уезде.

В целом, если обратить внимание на опыт первых женщин-врачей из татарок (Разия Кутлуярова-Сулейманова, Суфия Кулахметова-Агеева, Рукия Губеева-Кутлубаева и др.) профессиональную деятельность они осуществляли будучи либо замужними женщинами, либо вдовами. Вероятно, такой социальный статус вызывал большую лояльность у традиционной части татарского сообщества.

В начале ХХ в. с развитием земской медицины образованные и состоятельные татарские семьи все чаще прибегали к помощи медиков, в том числе акушерок.

В 1912 г. по инициативе Мусульманского благотворительного общества г. Казани открылось родовспомогательное лечебное учреждение для мусульманок (татарок). Открытие мусульманского роддома («вилядатхана» на татарской книжной лексике начала ХХ в.) было встречено образованными татарками положительно. В 1913 г. известная вероучительница из Казани Магруй Музаффария отмечала, что в учреждении работают грамотные акушерки, и женщины теперь больше полагаются на них, нежели на традиционных повитух.

Накануне 1917 г. в фельдшерско-акушерской службе были задействованы десятки татарок. Еще больше их стало в первые годы советской власти: среди них и Амина Валиулловна Алимбек. Её профессиональная деятельность любопытна тем, что она была задействована в становлении дипломатической миссии Советской России в Саудовской Аравии. Как акушерку-мусульманку её пригласили на работу в больницу г. Рияд, а также для медицинского надзора за пациентками из дворца саудовского короля.

Л.Р. Габдрафикова, Е.В. Миронова.