Найти в Дзене
Маруся и её сад

На охоту за сорняками или новые ботанические приключения Маруси

Такую бы целеустремленность да в мирное русло. Люблю момент в одной старой советской детской книжке. Мальчик, маленько лодырь и немного лоботряс, говорит о себе: почему все считают, что у меня нет воли? Очень даже у меня воля есть. Я вот захотел велосипед и добился, мне его подарили. Почти аналогичный случай был и в нашем колхозе с Марусей. Захотела она растение, которое полянами растет по округе, два года добивалась - и ведь добилась же! А охоту за другим, к слову, безрезультатную, просто приятно вспомнить, особенно в такой денек, как сегодня, когда в вентиляции воет так, что малыш, прижимаясь, приговаривает: "Злой метель! Боюсь метеля!" Мигает гирлянда на елке, словно лампочки на машине времени, а я мчусь вместе с вами назад в лето, на поиски сорняков, способных украсить сад. В какой момент я поняла, что коровяк, обыкновенный и с точки зрения систематики, и с точки зрения его привычности, может стать хорошим украшением в саду, я уже и не вспомню. Этот новый взгляд на него подкрепля

Такую бы целеустремленность да в мирное русло. Люблю момент в одной старой советской детской книжке. Мальчик, маленько лодырь и немного лоботряс, говорит о себе: почему все считают, что у меня нет воли? Очень даже у меня воля есть. Я вот захотел велосипед и добился, мне его подарили.

Почти аналогичный случай был и в нашем колхозе с Марусей. Захотела она растение, которое полянами растет по округе, два года добивалась - и ведь добилась же!

А охоту за другим, к слову, безрезультатную, просто приятно вспомнить, особенно в такой денек, как сегодня, когда в вентиляции воет так, что малыш, прижимаясь, приговаривает: "Злой метель! Боюсь метеля!"

Мигает гирлянда на елке, словно лампочки на машине времени, а я мчусь вместе с вами назад в лето, на поиски сорняков, способных украсить сад.

В какой момент я поняла, что коровяк, обыкновенный и с точки зрения систематики, и с точки зрения его привычности, может стать хорошим украшением в саду, я уже и не вспомню. Этот новый взгляд на него подкреплялся и моим устойчивым мнением, что сад можно сделать из одних только местных растений, и, конечно, роликами из английских садов, где коровяк (возможно, другой вид) царски возвышается над розами, верониками и геранями. Как бы то ни было, коровяк я заметила. Поначалу я даже не знала, как он называется, просто, проезжая мимо полей в деревню, каждый раз отмечала, что вот эту желтую лошадь неплохо бы посадить к себе. Я так частенько думаю о ком бы то ни было, однако ж ничего не предпринимаю (в этой связи на ум приходит ракитник русский, очаровывающий меня каждую весну, и каждую весну я остаюсь в бездействии, ограничиваясь лишь вздохами и ахами по поводу его лимонной яркости).

Но коровяк постигла более завидная участь. Я договорилась об обмене семенами, уже поздно осенью, фатально поздно; остановилась рядом с чернеющим кустом, наломала его метелок, а дома просушила в бумажном конверте. Несмотря на его стать, семена у него подобны пыли: что это, как не метафора часто встречающегося и у людей явления?

Себе я тоже оставила немного, но сильного желания возиться с ним не было, потому я рассыпала часть над цветником осенью, а часть - весной. И разумеется, ничего не взошло. Не было еще такого со мной ни разу, чтобы вот так с кондачка я бы обзавелась каким-нибудь растением.

В цветнике семена не взошли, а вот в душе моей крепко укоренились: как так, отличное же растение, а у меня нет. Вот она, вот та точка невозврата, когда садовод перестает принадлежать самому себе! Когда друзья и близкие смотрят на него со стороны: обычный Петя или давно знакомая Маша, те же глаза и тот же прыщ на лбу. А у Маши и Пети в душе буря. Что им праздные разговоры о котлетах, новогоднем меню или дураке-начальнике, да даже был ли конъюнктурщиком Серов их мало волнует, пока они не окоровячены, не орозены, не огоречавканы!

Удивительно, но тем летом в самом-пресамом дальнем углу сада, в тени, из-под юбок дикихх слив и лесных жимолостей выглянул тонкий и звонкий коровяк, цвел тускло и все клонился к земле. Однако ж сам прилетел, никак на душевный призыв откликнулся.

А я заприметила места на крутом берегу нашего озера, совсем близко от дома, и минувшей весной с малышом и лопатой пошла уже на привычную мне охоту. Искать коровяк легко: уже рано весной он выдает жирную, очень заметную розетку листьев. Бери да копай. Но моя уверенность и мой апломб натолкнулись на безрадостную действительность: коровяка не было. Я стала метаться, разбрызгивая резиновыми сапогами росу с высокой некошеной травы. Бодяк - вот он, крапива - есть, лопухи, колокольчики. А то, что мне нужно как корова языком слизала.

Но горевала я недолго. В самом деле, что я придумываю сложности на свою голову? Ведь в поле вдоль грунтовой дороги, ведущей в деревню, его моря разливанные. Только не под боком это, ну так и что ж?

Села я на велосипед, взяла пакет попрочнее, лопату к раме привязала и поехала за коровяком. Вернулась с двумя прекрасными розетками, обе они отлично прижились и долго цвели этим прохладным и дождливым июнем.

Один из коровяков под конец цветения улегся на хосту Авокадо. Не правда ли, они словно созданы друг для друга?

Осыпались жёлтые цветки с коровяка, прикипали к шартрезным листьям хосты, не коричневели, не подгнивали, мне долго не хотелось нарушать эту случайно сложившуюся гармонию.

Союз же с пузыреплодником Дьябло и вероникаструмом, совсем случайный, на отвали, мне совсем не понравился. Листва у коровяка сизая - это хорошо смотрится на фоне темного пузыреплодника, а вот жёлтые цветочки уже не очень. И едва розовеющий к этому моменту вероникаструм - нет, что ни говорите, союз этот был и остался случайным, не было в нем ни изюминки, ни озорства, ни даже милой пестроты. Так, случайный набор растений, вызывающий вопросы.

Мне интересно , успел ли насеяться коровяк и нужно ли мне будет повторить весной такой весёлый переезд его из поля в сад?

Коровячная страсть и вообще моё увлечение дикими растениями сумели затянуть в свои сети и мою соседку-подружку. "Маруся, - сказала она мне, забредя в гости и протягивая мне всенепременный букетик, - у тебя за домом на поляне вот какая красота растет". Это был коровяк черный, перенимающий эстафету у обыкновенного, цветущий чуть позднее и, если не ошибаюсь, являющийся настоящим многолетником, а не двулетником, как его собрат. Но почему-то мы этим летом не кинулись алчно на него, кажется, потому что нас увлек лук круглоголовый. А может, и чай с пряниками и задушевные беседы.

Июль был жарким. Каждый вечер часов в шесть я поддавалась наконец мольбам малыша, пристегивала его в велокресле и, взяв воду и фотоаппарат, по слегка утихшей жаре отправлялась в велопутешествие. Иногда к нам присоединялся и средний сын, но чаще увлекательная игра в футбол, постройка очередного дома на дереве или просто догонялки с друзьями не допускали в нем и мысли прерваться на поездку с мамой. Что ж, малыш мне достался на редкость разумный, ездить на велосипеде для него - большое удовольствие, и мы за лето исколесили все окрестности.

-4

В тот вечер я по своему обыкновению завернула к соседке. Ее дом - предпоследний перед выездом из деревни. Мы болтаем, она показывает мне, что у нее расцвело или, наоборот, заболело, а малыш в два прыжка оказывается у зарослей ежевики и красиво и аккуратно срывает ноздреватые черные ягоды, измазывая чернильно-винным соком руки, щеки и нос.

- Еду, - я говорю, - буквицу посмотреть и сфотографировать. Очень уж живописно она растет.

Местечко с ней я заприметила ещё в прошлом году. А нынешним летом с отрадным чувством отметила, что она все там же и все так же хороша.

Растет она на опушке между сосновым лесом и главной, отсыпанной щебенкой дорогой из деревни. Жёлтый подмаренник, репешок, перья еще не зацветшей пижмы, колокольчики и короставник - вот какая это опушка. Растут на ней и молоденькие сосенки, едва ли выше моего двухлетнего малыша, и несколько изящных в своей юности кленов, дубок и рябина. Именно там я и заприметила буквицу лекарственную, яркую, сияющую. Нет, не пошедшая на спад к вечеру жара стала причиной того, что только к шести часам я соизволила сесть на велосипед. Сейчас, глядя на сияющую в золотом свете буквицу, я хвалю себя и думаю, насколько она прекрасна и как мне повезло, что удастся хорошо ее сфотографировать.

С лопатой ли я была? Отнюдь нет. И даже без совочка. Я приехала любоваться и ездила потом к этому месту ещё несколько вечеров подряд.

А потом зацвели пижмы, дербенники в болотистых канавах вдоль полей, спели дикие яблочки размером со сливу, колосился вейник и рекой разливался синий цикорий. Было куда съездить Марусе. Есть что достать из коробочки горячих летних воспоминаний.

Ваша Маруся

Еще больше статей об охоте на сорняки в моей подборке

Дикоросы в саду | Маруся и её сад | Дзен

Мой Телеграм-канал

Маруся и ее сад