Привет, друзья искусства!
В феврале 1903 года, в разгар масленичной недели, в Зимнем дворце Санкт-Петербурга состоялось одно из самых зрелищных событий в истории Российской империи — костюмированный бал, который часто называют последним большим балом Романовых.
Это был не просто светский раут, а грандиозная историческая фантасмагория. Бал был посвящен допетровской Руси, и все гости пошили себе богатые костюмы в стиле XVII века.
Фотографии с этого бала — ценное историческое свидетельство. Многие из образов гостей позже были использованы для создания открыток, сувениров и знаменитой игральной колоды «Русский стиль».
Как это было
Бал был задуман как театрализованное путешествие в XVII век — эпоху царя Алексея Михайловича. Гости получили указание явиться в костюмах бояр и стрельцов, цариц и княжон. Подготовка напоминала масштабные съемки исторического фильма: из сундуков, коллекций и хранилищ извлекались подлинные драгоценности, парча, меха и оружие.
Император Николай II предстал в образе царя Алексея Михайловича, а императрица Александра Фёдоровна — в наряде царицы Марии Ильиничны. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы, была признана одной из самых очаровательных участниц бала.
Празднество, первоначально запланированное на один вечер, было настолько пышным, что растянулось на три.
Чтобы сохранить память о празднике, были приглашены лучшие фотографы столицы. Снимки, такие как знаменитая «Группа танцевавших мазурку», стали бесценным историческим свидетельством.
«Лебединая песня» старого порядка
Однако за стенами дворца было не так весело. Как позже вспоминал великий князь Александр Михайлович, пока гости танцевали старинные танцы, в Петербурге нарастали рабочие забастовки, а на Дальнем Востоке зрели предпосылки будущей Русско-японской войны.
Бал стал своеобразным «лебединой песней» старого порядка, попыткой на одну ночь вернуться в идеализированное, славное прошлое.
Создание колоды «Русский стиль»
Выпуск колоды, получившей название «Русский стиль», был приурочен к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Эскизы карт разработали на немецкой фабрике игральных карт Дондорф в 1911 году, а печали колоду на Императорской Карточной фабрике в Петербурге в 1913-м.
Каждая карта обрела реального прототипа:
Валет бубен
Валет треф
Валет червей
Валет пик
Дама бубен
Дама Треф
Дама червей
Дама пик
Король бубен
Король треф
Король червей
Король пик
Рубашка
Примечательной деталью стал пеликан на рубашке первого выпуска. Птица кормила птенцов своим собственным сердцем. Подпись гласила: «Себя не жалея питает птенцов». Это было отсылкой на благотворительную деятельность — часть доходов от продаж шла в помощь сиротам Императорского воспитательного дома.
Если понравилась статья – ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Если хотите поддержать меня чашечкой кофе – сделайте это разовым донатом или премиум-подпиской так вы можете сказать: «Дима, мне нравится то, что ты делаешь, продолжай»!