Вслед за историей создания и развития советских дизель-электрических подводных лодок с баллистическими ракетами (проекты В611, АВ611, 629/629А и лодок на их основе), мы начали небольшую серию статей по созданию и боевому применению отечественных атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, получившим у наших "заклятых друзей" по НАТО обозначение "Эхо II" ("Echo II"), а у нас - "проект 675". Завершаем данную серию - на это раз отметим как строили эти лодки и где их использовали и как.
Строительство советских атомных подводных лодок проекта 675 началось в 1961 году, причем практически одновременно сразу на двух судостроительных заводах: 17 марта была осуществлена закладка головной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.675 "К-175" (зав.№ 171) на судостроительном заводе № 199 им. Ленинского комсомола (СЗЛК, в настоящее время ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре; 30 мая была осуществлена закладка "К-166" (зав. №530) на заводе №402 (в настоящее время Северное машиностроительное предприятие - СМП) в Северодвинске. Научно-техническое сопровождение строительства АПЛ непосредственно на заводах осуществляли группы сотрудников ЦКБ МТ «Рубин».
31 октября 1963 года, после завершения государственных испытаний, в состав Северного Флота была принята первая АПЛ пр.675 постройки СМП - "К-166" (командир - капитан 2 ранга И.В.Сивков). Государственные испытания и прием в состав ТОФ головной АПЛ пр.675 "К-175" (капитан 2 ранга А.Н.Карпенко) постройки СЗЛК были завершены 30 декабря 1963 года В дальнейшем были построены еще 27 АПЛ пр.675 - 15 на СМП и 12 на СЗЛК.
Сейчас можно только удивляться слаженности организованной работы этих предприятий. Темп параллельного строительства однотипных атомных подводных лодок на двух заводах, разделенных многими тысячами километров и при наличии нескольких сотен поставщиков комплектующих изделий, предприятия которых были расположены в различных районах огромной страны, наглядно продемонстрировал возможности Советского Союза и его оборонно-промышленного комплекса. С момента закладки головной АПЛ пр.675 (17 марта 1961 года) и до приема в боевой состав ВМФ (30 декабря 1968 года) последней, 29-й по счету прошло всего семь лет и девять месяцев.
Для заметок: появление в советском флоте новых атомных подводных лодок с ракетным оружием не осталось не замеченным за рубежом. Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс "Ядерное вооружение СССР" (1992) отметили: "...Начиная с 1962 года ракета SS-N-3a (П-6) устанавливалась на подводных лодках "Эхо II", "Джульет", "Виски Лонг Бин" . с 1970 до 1975 годов в период на который приходится пик развертывания SS-N-3a, действовало около 320 пусковых установок на более чем 50 подводных лодках..."
Это было выдающееся достижение советского подводного кораблестроения, заложившее прочный фундамент для создания всех последующих поколений подводных атомоходов. Возможно где то в мире и тогда и сейчас быстрее строят ракетные атомные субмарины, но с современными темпами строительства АПЛ точно не сравнить, ((. В 1967 году группа активных участников (7 человек) создания АПЛ пр.675 была удостоена Ленинской премии (от ЦКБ МТ «Рубин» - 2 человека, от СЗЛК - один, от ЦНИИ «Гранит» -два, от ОКБ-52 -один, от НИИ-10 – один).
Здесь целесообразно отметить, что в этот же период (1963-1968) на Балтийском заводе в Ленинграде и на заводе «Красное Сормово» в Горьком были построены 16 (2 и 14 соответственно) ДЭПЛ пр.651 (проект разработан в ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор А.С.Кассациер), имеющих на вооружении такой же комплекс ракетного оружия, как и АПЛ пр.675, но с уменьшенным вдвое количеством контейнеров (так называемые «половинки» АПЛ пр.675). Мы обязательно расскажем и об этих подводных лодках.
Таким образом, во второй воловине 1960-х годов ВМФ СССР первым в мире стал обладателем принципиально нового средства вооруженной борьбы на море - атомными и дизельными ПЛ с крылатыми ракетами, способными действовать против надводных кораблей и судов вероятного противника в Дальней морской зоне при взаимодействии с другими силами флота. Начало боевой эксплуатации атомных подводных лодок проекта 675 (1963-1965 года) эксперты и историки связывают с освоением личным составом новой техники, с получением практических навыков по управлению кораблём и с использованием средств его движения.
В указанный период отрабатывались приемы и способы использования крылатых ракет П-5Д по береговым объектам, а также проводились испытания комплекса крылатых ракет П-6, завершившиеся принятием его на вооружение в 1964 году. В этот же период производилась отработка приемов и способов использования АПЛ по прямому назначению - одиночные и совместные (в составе групп) действия на тактических учениях в ближней, а затем и в дальней морских зонах.
В 1964 году был осуществлен первый выход АПЛ пр.675 в Норвежское море и Северную Атлантику. Это была К-170 (командир - капитан 2 ранга В.А.Панов, старший на борту - капитан 1 ранга А.П.Михайловский).
Как потом вспоминал адмирал А.Михайловский: "...На этот раз на борту "К-170" находился не какой-то там учебно-действующий макет и даже не практическая ракета..., а целых восемь крылатых ракет для стрельбы по берегу, каждая из которых несла на себя ядерный заряд большой мощности. Впрочем поход проходил на редкость гладко, без приключений, поскольку район патрулирования располагался вдали от океанских торговых путей и известных нам противолодочных рубежей. Вероятный противник не проявлял себя, по-видимому не подозревая о нашем присутствии, а мы шарахались в сторону от любого подозрительного шума, полагая, что береженого и Бог бережет".
12 августа 1965 года К-166 (капитан 2 ранга Ю.В.Родионов) впервые в истории ВМФ (и в мире) выполнила стрельбу залпом из четырех крылатых ракет П-6 со 100% попаданием в цель.
В течение следующих 25 лет, с конца 1965 и до начала 1990 годов АПЛ пр.675, входившие в состав СФ ТОФ, использовались для скрытного несения боевой службы (БС). Районами плавание АПЛ данного проекта, кроме прибрежных морей были Атлантический океан, Средиземное море, Тихий и Индийский океаны. Основной их задачей было осуществление «слежения оружием» за группировками надводных кораблей ВМС США и NATO (в основном авианосных), развернутых в стратегически важных районах Мирового океана. Первой из АПЛ пр.675 на БС в Атлантический океан 5 декабря 1965 года вышла К-166. В 1966 году К-116 (капитан 2 ранга В.Т.Виноградов) совместно с К-133 пр.629А впервые для ВМФ в подводном положении осуществила переход с СФ на ТОФ через пролив Дрейка (так называемым южным маршрутом). В том же годы К-116 стала гвардейской.
В 1967 году К-128 с основным и вторым (225-м) экипажем (сменный экипаж размещался на плавбазе ПБ-20) участвовала в экваториальной экспедиции особого назначения под руководством адмирала Л.А.Владимирского, продолжительность которой составила 214 суток. Это был первый в ВМФ опыт длительной эксплуатации АЛЛ в различных климатических зонах, который позволил отработать организацию поддержания технической готовности АЛЛ, пополнения запасов всех видов и смены экипажей непосредственно в море.
С мая 1967 года АПЛ пр.675, входившие в состав СФ, начали выполнение походов для несения БС в Средиземном море. В ноябре 1967 года К-22 за успехи, достигнутые в БП, и в связи с 50-летием Октябрьской революции было присвоено наименование «Красногвардеец», которое использовалось наряду с тактическим номером.
В 1970 году К-125, К-131, К-170 СФ, а также К-184, К-108 и К-7 ТОФ приняли участие в маневрах «Океан». Причем в ходе маневров К-7, первой из АПЛ ВМФ, вышла в Индийский океан, а затем выполнила успешную стрельбу залпом из двух ракет П-6.
Существенной особенностью АПЛ первого поколения, включая и корабли пр.675, был относительно малый ресурс значительной части оборудования, а также и ряд конструктивных недостатков, проявившихся в процессе их использования (низкая надежность парогенераторов, потеря герметичности цистерн главного балласта (ЦГБ) из-за образования трещин в стали Ю-3 и др.). В этой связи начиная с середины 1967 года первые по срокам постройки АПЛ пр.675 начинают размещать на судоремонтных заводах для проведения планового ремонта, сначала в объеме текущего, а затем и среднего.
Были выполнены значительные работы по устранению конструктивных недостатков и замене части основного электромеханического оборудования на более совершенные образцы. Замена парогенераторов и насосов I -го контура ППУ, загрузка в ректоры активных зон нового типа, модернизация турбогенераторов, исключение деаэраторов из схемы конденсатно-питательной системы и т.д. заметно улучшили эксплуатационные характеристики ГЭУ и АПЛ в целом. В ходе заводского ремонта осуществлялись также плановые работы по модернизации основного оружия и вооружения для повышения тактических возможностей АПЛ (размещение новых гидроакустических и навигационных комплексов и т.д.).
В 1972 году для обеспечения возможности получения целеуказаний от разведывательных спутников на К-47 была установлена антенна и аппаратура «Касатка» (пр.675К). В 1975 году после испытаний на К-428 (бывш. К-28, пр.675МУ) на вооружение была принят комплекс ракетного оружия «Базальт». Новая ракета П-500 имела скорость полета 2,5 М, дальность стрельбы 500 км, более мощную боевую часть, частичное бронирование планера, систему управления с повышенной помехозащищенностью. Система управления стрельбой «Аргон-К» обеспечила возможность выполнения залпа из восьми ракет в последовательности из контейнеров №4-7-3-8-1-6-2-5, а также позволяла оптимизировать выбор главной цели и осуществлять (первой ракете в залпе) распределение целей между ракетами данного залпа.
В дальнейшем, при проведении очередного заводского ремонта по пр.675МК (комплекс ракетного оружия «Базальт» с системой целеуказания «Касатка») были модернизированы К-125, К-62 (бывш. К-128) и К-104 СФ, а также К-175, К-184, К-144 (бывш. К-189), К-557 (бывш. К-57), К-204 (К-94) и К-23 ТОФ.
В 1985 году на вооружение АПЛ пр.675 был принят еще более совершенный комплекс ракетного оружия «Вулкан» с системой управления «Аргон-КВ». Ракета П-1000 этого комплекса была оснащена новой, более мощной стартово-разгонной ступенью с управляемыми соплами. Дальность стрельбы увеличилась до 1000 км. Проект модернизации под комплекс «Вулкан» получил индекс 675МКВ. По данному проекту прошли модернизацию К-1, К-22 и К-35 СФ, а также К-134 (бывш. К-34) ТОФ.
Для заметок: "За бугром" все внимательно учитывалось, Уже в документах SMP (Department of Defense,Soviet Military Power, March 1987, p.87) отмечалось: "Советский Союз осуществляет программу переоборудования старых подлодок 60-х годов "Эхо II", несущих ракеты SS-n-3 для размещения улучшенных противокорабельных крылатых ракет SS-N-12 дальностью 550 км".
Наиболее интенсивное использование АПЛ пр.675 осуществлялось с начала 1970-х и до середины 1980-х годов. Было обеспечено практически непрерывное присутствие АЛЛ из состава СФ в Средиземном море, а лодок из состава ТОФ в Южно-Китайском море. Отдельные АПЛ совершали походы в Северо-западную и Южную Атлантику, Карибское море и Индийский океан.
В процессе их эксплуатации на некоторых из АПЛ по различным причинам произошли тяжелые аварии, повлекшие за собой жертвы среди личного состава и длительный вывод кораблей из строя. В 1983-1986 годах на К-71 (бывш.К-166) пр.675 впервые в ВМФ была проведена операция по консервации ПЛ с ЯЭУ, длительному хранению и вводу её в состав сил постоянно готовности после расконсервации.
Выполнение АПЛ задач БС, как правило, осуществлялось во взаимодействии с оперативными соединениями надводных кораблей и ДЭПЛ, силами морской разведывательной и ракетоносной авиации, а впоследствии и средствами космической разведки (получение целеуказаний, отработка организации и нанесение совместных ракетных ударов по группировкам кораблей вероятного противника, пополнение запасов).
Общая продолжительность боевой эксплуатации АПЛ пр.675 в ВМФ составила 30 лет. При этом средние значения показателей боевой эксплуатации для отдельной АПЛ составляют: срок службы - около 25 лет, продолжительность нахождения в технически готовом состоянии - 16,5 лет, продолжительность восстановления технической готовности (в заводских ремонтах) - около 8,5 лет, наработка ГЭУ - около 31000 час, количество ходовых часов - около 23000 час.
Больше всего миль пройдено: на СФ - К-1 (317 040 миль), К-192 (в прошлом -К-172) (295 833 мили), К-62 (в прошлом - К-128, 286 129 миль) и К-111 (в прошлом - К-90, 285 357 миль); на ТОФ - К-557 (в прошлом К-57, 252 119 миль) и К-108 (235 451 миля).
В качестве главного вывода из истории создания и боевой эксплуатации АПЛ пр.675 прежде всего следует отметить, что корабли данного проекта в 1970-1980 годы внесли существенный вклад в обеспечение безопасности страны с морских направлений. До вступления АПЛ С крылатыми ракетами 3-го поколения (пр.949 и 949А) в боевой состав ВМФ ракетное оружие АПЛ пр.675, с учетом проведенных модернизаций, оставалось достаточно совершенным и служило хорошим сдерживающим фактором для любого противника.
К тому же, с участием АПЛ пр.675 в ВМФ впервые была сформирована и нашла применение функциональная боевая система разнородных сил флота по противодействию надводным силам вероятного противника. В её состав в различных соотношениях входили АПЛ, ДЭПЛ, боевые надводные корабли и суда различного назначения, летательные аппараты корабельного и берегового базирования, а также средства космической разведки. Использование АПЛ пр.675 в рамках такой системы позволяло, в известной степени, компенсировать объективно присущие им недостатки - надводный старт ракет и шумность.
Значительный вклад был также внесен атомными подводными лодками проекта 675 в отработку силами ВМФ способов и приемов борьбы с крылатыми ракетами, которые с начала 1980-х годов стали активно приниматься на вооружение ВМС иностранных государств.
В заключение нельзя не отметить, что само создание и боевая эксплуатация атомных подводных лодок проекта 675 стали возможны только благодаря напряженному творческому труду конструкторов проектных организаций, инженерно-технического персонала и рабочих судостроительных и судоремонтных заводов, и конечно профессионализму, самоотверженности и мужеству нескольких поколений моряков-подводников. Вечная слава морякам - подводникам и память! Будем помнить их подвиг, их службу.
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс Ядерное вооружение СССР.
Справочное издание - Москва.:ИздАТ, 1992. -460 с. ; Стратегическое
ядерное вооружение России / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М.:
ИздАТ, 1998. — 492 с; Кузин В.П., Никольский В.И.Военно-морской Флот
СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996. - 614 с.;
Повилайтис В.А.Атомная подводная лодка пр.675 /Военно-технический альманах
"Тайфун", специальный выпуск. - СПб.: Серия "На службе Отечеству" -
выпуск № 6.- С.40-52. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические
системы (История, Развитие, Перспективы). М., 1996 г.- 326 с.; Морские
стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.;
Апальков, Ю.В.Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг./Монография,
том 1.- М.: МОРКНИГА, 2010.-194 с.