Найти в Дзене
Navygaming Channel

Построили за 7 лет и 9 месяцев 29 атомных ракетоносцев! Попробуй повторить! / АПЛ проекта 675 стреляют залпом...

Вслед за историей создания и развития советских дизель-электрических подводных лодок с баллистическими ракетами (проекты В611, АВ611, 629/629А и лодок на их основе), мы начали небольшую серию статей по созданию и боевому применению отечественных атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, получившим у наших "заклятых друзей" по НАТО обозначение "Эхо II" ("Echo II"), а у нас - "проект 675". Завершаем данную серию - на это раз отметим как строили эти лодки и где их использовали и как. Строительство советских атомных подводных лодок проекта 675 началось в 1961 году, причем практически одновременно сразу на двух судостроительных заводах: 17 марта была осуществлена закладка головной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.675 "К-175" (зав.№ 171) на судостроительном заводе № 199 им. Ленинского комсомола (СЗЛК, в настоящее время ОАО «Амурский су­достроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре; 30 мая была осуществлена закладка "К-166" (зав. №530) на заводе №402 (в на­стоящее время Северное машино
Вслед за историей создания и развития советских дизель-электрических подводных лодок с баллистическими ракетами (проекты В611, АВ611, 629/629А и лодок на их основе), мы начали небольшую серию статей по созданию и боевому применению отечественных атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, получившим у наших "заклятых друзей" по НАТО обозначение "Эхо II" ("Echo II"), а у нас - "проект 675". Завершаем данную серию - на это раз отметим как строили эти лодки и где их использовали и как.

Строительство советских атомных подводных лодок проекта 675 началось в 1961 году, причем практически одновременно сразу на двух судостроительных заводах: 17 марта была осуществлена закладка головной атомной подводной лодки (АПЛ) пр.675 "К-175" (зав.№ 171) на судостроительном заводе № 199 им. Ленинского комсомола (СЗЛК, в настоящее время ОАО «Амурский су­достроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре; 30 мая была осуществлена закладка "К-166" (зав. №530) на заводе №402 (в на­стоящее время Северное машино­строительное предприятие - СМП) в Северодвинске. Научно-техническое сопровож­дение строительства АПЛ непосред­ственно на заводах осуществляли группы сотрудников ЦКБ МТ «Ру­бин».

Ограждение прочной рубки АПЛ проекта 675МК
Ограждение прочной рубки АПЛ проекта 675МК

31 октября 1963 года, после заверше­ния государственных испытаний, в состав Северного Флота была принята первая АПЛ пр.675 постройки СМП - "К-166" (командир - капитан 2 ранга И.В.Сивков). Государственные ис­пытания и прием в состав ТОФ го­ловной АПЛ пр.675 "К-175" (капитан 2 ранга А.Н.Карпенко) постройки СЗЛК были завершены 30 декабря 1963 года В дальнейшем были построе­ны еще 27 АПЛ пр.675 - 15 на СМП и 12 на СЗЛК.

-2

Сейчас можно только удивляться слаженности организованной работы этих предприятий. Темп параллельного строитель­ства однотипных атомных подводных лодок на двух заводах, разделен­ных многими тысячами километров и при наличии нескольких сотен по­ставщиков комплектующих изделий, предприятия которых были располо­жены в различных районах огромной страны, наглядно продемонстриро­вал возможности Советского Союза и его оборонно-промышленного комплекса. С момента закладки го­ловной АПЛ пр.675 (17 марта 1961 года) и до приема в боевой состав ВМФ (30 декабря 1968 года) последней, 29-й по счету прошло всего семь лет и де­вять месяцев.

Для заметок: появление в советском флоте новых атомных подводных лодок с ракетным оружием не осталось не замеченным за рубежом. Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс "Ядерное вооружение СССР" (1992) отметили: "...Начиная с 1962 года ракета SS-N-3a (П-6) устанавливалась на подводных лодках "Эхо II", "Джульет", "Виски Лонг Бин" . с 1970 до 1975 годов в период на который приходится пик развертывания SS-N-3a, действовало около 320 пусковых установок на более чем 50 подводных лодках..."

Это было выдающееся достижение советского подводного кораблестроения, заложившее проч­ный фундамент для создания всех последующих поколений подводных атомоходов. Возможно где то в мире и тогда и сейчас быстрее строят ракетные атомные субмарины, но с современными темпами строительства АПЛ точно не сравнить, ((. В 1967 году группа актив­ных участников (7 человек) создания АПЛ пр.675 была удостоена Ленинской премии (от ЦКБ МТ «Рубин» - 2 человека, от СЗЛК - один, от ЦНИИ «Гра­нит» -два, от ОКБ-52 -один, от НИИ-10 – один).

-3

Здесь целесообразно отметить, что в этот же период (1963-1968) на Балтийском заводе в Ленинграде и на заводе «Красное Сормово» в Горь­ком были построены 16 (2 и 14 соот­ветственно) ДЭПЛ пр.651 (проект разрабо­тан в ЦКБ МТ «Рубин», главный кон­структор А.С.Кассациер), имеющих на вооружении такой же комплекс ракетного оружия, как и АПЛ пр.675, но с уменьшенным вдвое количеством контейнеров (так назы­ваемые «половинки» АПЛ пр.675). Мы обязательно расскажем и об этих подводных лодках.

"Половинки" проекта 651 на Северном флоте, ))
"Половинки" проекта 651 на Северном флоте, ))

Таким образом, во второй воло­вине 1960-х годов ВМФ СССР первым в мире стал обладате­лем принципиально нового средства вооруженной борьбы на море - атомными и дизельными ПЛ с кры­латыми ракетами, способными дей­ствовать против надводных кораб­лей и судов вероятного противника в Дальней морской зоне при взаимодействии с другими силами флота. Начало боевой эксплуатации атомных подводных лодок проекта 675 (1963-1965 года) эксперты и историки связывают с освоением личным составом новой техники, с получением практичес­ких навыков по управлению кораб­лём и с использованием средств его движения.

АПЛ К-175 проекта 675МК
АПЛ К-175 проекта 675МК

В указанный период отрабатывались приемы и способы использования крылатых ракет П-5Д по береговым объектам, а также проводились испытания комплекса крылатых ракет П-6, за­вершившиеся принятием его на воо­ружение в 1964 году. В этот же период производилась отработка приемов и способов использования АПЛ по прямому назначению - одиночные и совместные (в составе групп) дей­ствия на тактических учениях в ближней, а затем и в дальней морс­ких зонах.

В 1964 году был осуществлен первый выход АПЛ пр.675 в Норвежское море и Северную Атлантику. Это была К-170 (командир - капитан 2 ранга В.А.Панов, старший на борту - капитан 1 ранга А.П.Михайловский).

Подводная лодка КС-86 (бывшая К-170)
Подводная лодка КС-86 (бывшая К-170)
Как потом вспоминал адмирал А.Михайловский: "...На этот раз на борту "К-170" находился не какой-то там учебно-действующий макет и даже не практическая ракета..., а целых восемь крылатых ракет для стрельбы по берегу, каждая из которых несла на себя ядерный заряд большой мощности. Впрочем поход проходил на редкость гладко, без приключений, поскольку район патрулирования располагался вдали от океанских торговых путей и известных нам противолодочных рубежей. Вероятный противник не проявлял себя, по-видимому не подозревая о нашем присутствии, а мы шарахались в сторону от любого подозрительного шума, полагая, что береженого и Бог бережет".

12 августа 1965 года К-166 (капитан 2 ранга Ю.В.Родионов) впервые в истории ВМФ (и в мире) выполнила стрельбу залпом из четырех крылатых ракет П-6 со 100% попаданием в цель.

Атомная подводная лодка К-166
Атомная подводная лодка К-166

В течение следующих 25 лет, с конца 1965 и до начала 1990 годов АПЛ пр.675, входившие в состав СФ ТОФ, использовались для скрытного несения боевой службы (БС). Районами плавание АПЛ данного проекта, кроме прибрежных морей были Атлантический океан, Среди­земное море, Тихий и Индийский океаны. Основной их задачей было осуществление «слежения оружи­ем» за группировками надводных кораблей ВМС США и NATO (в ос­новном авианосных), развернутых в стратегически важных районах Мирового океана. Первой из АПЛ пр.675 на БС в Атлантический океан 5 декабря 1965 года вышла К-166. В 1966 году К-116 (капитан 2 ранга В.Т.Виноградов) совместно с К-133 пр.629А впервые для ВМФ в подводном положении осуществила переход с СФ на ТОФ через пролив Дрейка (так называемым южным маршрутом). В том же годы К-116 стала гвардейской.

Пуск крылатой ракеты с АПЛ проекта 675 (по данным интернета - с К-166)
Пуск крылатой ракеты с АПЛ проекта 675 (по данным интернета - с К-166)

В 1967 году К-128 с основным и вторым (225-м) экипажем (сменный экипаж размещался на плавбазе ПБ-20) участвовала в экваториальной экспедиции особого назначения под руководством адмирала Л.А.Владимирского, продолжительность которой составила 214 суток. Это был первый в ВМФ опыт длительной эксплуатации АЛЛ в различных кли­матических зонах, который позво­лил отработать организацию под­держания технической готовности АЛЛ, пополнения запасов всех ви­дов и смены экипажей непосред­ственно в море.

АПЛ К-128 проекта 675
АПЛ К-128 проекта 675

С мая 1967 года АПЛ пр.675, входив­шие в состав СФ, начали выполне­ние походов для несения БС в Сре­диземном море. В ноябре 1967 года К-22 за успехи, достигнутые в БП, и в связи с 50-летием Октябрьской революции было присвоено наименование «Красно­гвардеец», которое использовалось наряду с тактическим номером.

Атомная подводная лодка К-22 после столкновения с американским фрегатом
Атомная подводная лодка К-22 после столкновения с американским фрегатом

В 1970 году К-125, К-131, К-170 СФ, а также К-184, К-108 и К-7 ТОФ приняли участие в маневрах «Океан». Причем в ходе маневров К-7, первой из АПЛ ВМФ, вышла в Индийский океан, а затем выполнила успешную стрельбу залпом из двух ракет П-6.

Существенной особенностью АПЛ первого поколения, включая и корабли пр.675, был относительно малый ресурс значительной части оборудования, а также и ряд конструктивных недостатков, проявившихся в процессе их использования (низкая надежность парогенераторов, потеря герметичности цистерн главного балласта (ЦГБ) из-за образования трещин в стали Ю-3 и др.). В этой связи начиная с се­редины 1967 года первые по срокам постройки АПЛ пр.675 начинают раз­мещать на судоремонтных заводах для проведения планового ремонта, сначала в объеме текущего, а затем и среднего.

Погрузка крылатых ракет на АПЛ проекта 675 , ТОФ
Погрузка крылатых ракет на АПЛ проекта 675 , ТОФ

Были выполнены значительные работы по устранению конструктивных недостатков и замене части основного электромеханического оборудования на более совершенные образцы. Замена парогенерато­ров и насосов I -го контура ППУ, загрузка в ректоры активных зон нового типа, модернизация турбогенераторов, исключение деаэраторов из схемы конденсатно-питательной системы и т.д. заметно улучшили эксплуатационные характеристики ГЭУ и АПЛ в целом. В ходе заводского ремонта осуществлялись также плановые работы по модернизации основного ору­жия и вооружения для повышения тактических возможностей АПЛ (размещение новых гидроакустичес­ких и навигационных комплексов и т.д.).

Посты управления ракетной стрельбой в 3-м отсеке К-125 пр.675МК
Посты управления ракетной стрельбой в 3-м отсеке К-125 пр.675МК

В 1972 году для обеспечения возмож­ности получения целеуказаний от разведывательных спутников на К-47 была установлена антенна и ап­паратура «Касатка» (пр.675К). В 1975 году после испытаний на К-428 (бывш. К-28, пр.675МУ) на вооружение была принят комплекс ракетного оружия «Базальт». Новая ракета П-500 имела скорость полета 2,5 М, дальность стрельбы 500 км, более мощную боевую часть, частичное бронирование планера, систему уп­равления с повышенной помехоза­щищенностью. Система управления стрельбой «Аргон-К» обеспечила возможность выполнения залпа из восьми ракет в последовательности из контейнеров №4-7-3-8-1-6-2-5, а также позволяла оптимизировать выбор главной цели и осуществ­лять (первой ракете в залпе) рас­пределение целей между ракетами данного залпа.

Ограждение прочной рубки АПЛ проекта 675МК
Ограждение прочной рубки АПЛ проекта 675МК

В дальнейшем, при проведении очередного заводского ремонта по пр.675МК (комплекс ракетного ору­жия «Базальт» с системой целеука­зания «Касатка») были модернизи­рованы К-125, К-62 (бывш. К-128) и К-104 СФ, а также К-175, К-184, К-144 (бывш. К-189), К-557 (бывш. К-57), К-204 (К-94) и К-23 ТОФ.

Испытания ПКР П-500 с ПЛАРК пр.675
Испытания ПКР П-500 с ПЛАРК пр.675

В 1985 году на вооружение АПЛ пр.675 был принят еще более совер­шенный комплекс ракетного ору­жия «Вулкан» с системой управле­ния «Аргон-КВ». Ракета П-1000 это­го комплекса была оснащена новой, более мощной стартово-разгонной ступенью с управляемыми сопла­ми. Дальность стрельбы увеличи­лась до 1000 км. Проект модерни­зации под комплекс «Вулкан» по­лучил индекс 675МКВ. По данно­му проекту прошли модернизацию К-1, К-22 и К-35 СФ, а также К-134 (бывш. К-34) ТОФ.

Для заметок: "За бугром" все внимательно учитывалось, Уже в документах SMP (Department of Defense,Soviet Military Power, March 1987, p.87) отмечалось: "Советский Союз осуществляет программу переоборудования старых подлодок 60-х годов "Эхо II", несущих ракеты SS-n-3 для размещения улучшенных противокорабельных крылатых ракет SS-N-12 дальностью 550 км".
На участке переоборудования контейнеров ракетного оружия АПЛ
На участке переоборудования контейнеров ракетного оружия АПЛ

Наиболее интенсивное исполь­зование АПЛ пр.675 осуществлялось с начала 1970-х и до середины 1980-х годов. Было обеспечено практи­чески непрерывное присутствие АЛЛ из состава СФ в Средиземном море, а лодок из состава ТОФ в Южно-Китайском море. Отдельные АПЛ совершали походы в Северо­-западную и Южную Атлантику, Ка­рибское море и Индийский океан.

В процессе их эксплуатации на некоторых из АПЛ по различным причинам произошли тяжелые ава­рии, повлекшие за собой жертвы среди личного состава и длительный вывод кораблей из строя. В 1983-1986 годах на К-71 (бывш.К-166) пр.675 впервые в ВМФ была прове­дена операция по консервации ПЛ с ЯЭУ, длительному хранению и вво­ду её в состав сил постоянно готовности после раскон­сервации.

Атомная подводная лодка К-1
Атомная подводная лодка К-1

Выполнение АПЛ задач БС, как правило, осуществлялось во взаимо­действии с оперативными соедине­ниями надводных кораблей и ДЭПЛ, силами морской разведывательной и ракетоносной авиации, а впослед­ствии и средствами космической разведки (получение целеуказаний, отработка организации и нанесение совместных ракетных ударов по группировкам кораблей вероятного противника, пополнение запасов).

Данные по пройденным милям у АПЛ пр.675 постройки СМП (завод №402)
Данные по пройденным милям у АПЛ пр.675 постройки СМП (завод №402)

Общая продолжительность бое­вой эксплуатации АПЛ пр.675 в ВМФ составила 30 лет. При этом средние значения показателей бое­вой эксплуатации для отдельной АПЛ составляют: срок службы - около 25 лет, продолжительность нахождения в технически готовом состоянии - 16,5 лет, продолжи­тельность восстановления технической готовности (в заводских ремон­тах) - около 8,5 лет, наработка ГЭУ - около 31000 час, количество ходовых часов - около 23000 час.

Данные по ходовым часам у АПЛ пр.675 постройки СМП (завод №402)
Данные по ходовым часам у АПЛ пр.675 постройки СМП (завод №402)

Больше всего миль пройдено: на СФ - К-1 (317 040 миль), К-192 (в прошлом -К-172) (295 833 мили), К-62 (в прошлом - К-128, 286 129 миль) и К-111 (в прошлом - К-90, 285 357 миль); на ТОФ - К-557 (в прошлом К-57, 252 119 миль) и К-108 (235 451 миля).

Данные по пройденным милям у АПЛ пр.675 постройки СЗЛК (завод №199)
Данные по пройденным милям у АПЛ пр.675 постройки СЗЛК (завод №199)

В качестве главного вывода из ис­тории создания и боевой эксплуа­тации АПЛ пр.675 прежде всего следует отметить, что корабли дан­ного проекта в 1970-1980 годы внесли существенный вклад в обеспечение безопасности страны с морских направлений. До вступления АПЛ С крылатыми ракетами 3-го поколения (пр.949 и 949А) в боевой состав ВМФ ракетное оружие АПЛ пр.675, с учетом проведенных мо­дернизаций, оставалось достаточно совершенным и служило хорошим сдерживающим фактором для лю­бого противника.

Данные по ходовым часам у АПЛ пр.675 постройки СЗЛК (завод №199)
Данные по ходовым часам у АПЛ пр.675 постройки СЗЛК (завод №199)

К тому же, с уча­стием АПЛ пр.675 в ВМФ впервые была сформирована и нашла при­менение функциональная боевая система разнородных сил флота по противодействию надводным силам вероятного противника. В её состав в различных соотношениях входи­ли АПЛ, ДЭПЛ, боевые надводные корабли и суда различного назна­чения, летательные аппараты кора­бельного и берегового базирования, а также средства космической раз­ведки. Использование АПЛ пр.675 в рамках такой системы позволяло, в известной степени, компенсиро­вать объективно присущие им не­достатки - надводный старт ракет и шумность.

Кормовой аварийно-спасательный люк Б-22 (ранее - К-22) проекта 675МКВ, СРЗ-35, Мурманск
Кормовой аварийно-спасательный люк Б-22 (ранее - К-22) проекта 675МКВ, СРЗ-35, Мурманск

Значительный вклад был также внесен атомными подводными лодками проекта 675 в отработку си­лами ВМФ способов и приемов борь­бы с крылатыми ракетами, которые с начала 1980-х годов стали активно при­ниматься на вооружение ВМС инос­транных государств.

В заключение нельзя не отметить, что само создание и боевая эксплуатация атомных подводных лодок проекта 675 стали возможны только благодаря напряженному творческому труду конструкторов проектных организаций, инженерно-технического персонала и рабо­чих судостроительных и судоре­монтных заводов, и конечно про­фессионализму, самоотверженнос­ти и мужеству нескольких поколе­ний моряков-подводников. Вечная слава морякам - подводникам и память! Будем помнить их подвиг, их службу.

Атомные подводные лодки проекта 675, Ара-губа, 1992 год
Атомные подводные лодки проекта 675, Ара-губа, 1992 год

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: Т.Кохран, У.Аркн, Р.Норрис, Дж.Сэндс Ядерное вооружение СССР.
Справочное издание - Москва.:ИздАТ, 1992. -460 с. ; Стратегическое
ядерное вооружение России / Кол. авторов под ред. П. Л. Подвига. — М.:
ИздАТ, 1998. — 492 с; Кузин В.П., Никольский В.И.Военно-морской Флот
СССР 1945-1991.- СПб.: Историческое морское общество, 1996. - 614 с.;
Повилайтис В.А.Атомная подводная лодка пр.675 /Военно-технический альманах
"Тайфун", специальный выпуск. - СПб.: Серия "На службе Отечеству" -
выпуск № 6.- С.40-52. Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические
системы (История, Развитие, Перспективы). М., 1996 г.- 326 с.; Морские
стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад", 2011 г.;
Апальков, Ю.В.Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг./Монография,
том 1.- М.: МОРКНИГА, 2010.-194 с.