Найти в Дзене
Живописные истории

Картина «Венера, Купидон и ревность» Аньоло Бронзино

«Человеческий глаз так не видит», — утверждал авторитетный искусствовед Вёльфлин, говоря об творчестве итальянского художника Аньоло Бронзино (1503-1572). И, возможно, здоровый человеческий разум не способен мыслить так же криво, как Бронзино, ибо эта странная картина способна потрясти даже современного зрителя. Между откровенно нескромным эрoтическим содержанием и раздражающе сдержанной формой кроется явный диссонанс. Есть тело, но нет души, нет инстинкта, нет страсти. Нет плоти, ибо тела тверды, как мрамор, и холодны, как лед, каждый контур безжалостно остр — именно это имел в виду Вёльфлин. В них нет и крови, они ослепительно белы, как гипс (и действительно, именно из него они сделаны: гипсовая основа вибрирует из-под тонких, прозрачных красок). Тирания намеренной искусственности утяжеляет картину. Понять происходящее сложно, поскольку точный смысл картины, как и её знаменитого двойника, Аллегории в Национальной галерее в Лондоне, возможно, никогда не будет раскрыт. Е

«Человеческий глаз так не видит», — утверждал авторитетный искусствовед Вёльфлин, говоря об творчестве итальянского художника Аньоло Бронзино (1503-1572).

И, возможно, здоровый человеческий разум не способен мыслить так же криво, как Бронзино, ибо эта странная картина способна потрясти даже современного зрителя.

-2

Между откровенно нескромным эрoтическим содержанием и раздражающе сдержанной формой кроется явный диссонанс.

-3

Есть тело, но нет души, нет инстинкта, нет страсти.

-4

Нет плоти, ибо тела тверды, как мрамор, и холодны, как лед, каждый контур безжалостно остр — именно это имел в виду Вёльфлин.

-5

В них нет и крови, они ослепительно белы, как гипс (и действительно, именно из него они сделаны: гипсовая основа вибрирует из-под тонких, прозрачных красок).

-6

Тирания намеренной искусственности утяжеляет картину.

-7

Понять происходящее сложно, поскольку точный смысл картины, как и её знаменитого двойника, Аллегории в Национальной галерее в Лондоне, возможно, никогда не будет раскрыт.

Если на лондонском изображении ревность и обман, кажется, торжествуют над любовью, то здесь, в свою очередь, желание кажется счастливым, взаимным, а скрытое чудовище Ревности ускользает на задний план.

-8

Но в сложном мире маньеризма всё не так просто. При рассмотрении в инфракрасном свете оказывается, что на месте детей Эроса и Антероса, олицетворяющих необходимую любовь, изначально был сатир, скалящий зубы с демонической ухмылкой, подобной маске под их ногами.

-9

Картина была написана около 1550 года. Выставляется в Музее изобразительных искусств Будапешта.

Аньоло Бронзино | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждём вас с нетерпением!
-10