«Человеческий глаз так не видит», — утверждал авторитетный искусствовед Вёльфлин, говоря об творчестве итальянского художника Аньоло Бронзино (1503-1572). И, возможно, здоровый человеческий разум не способен мыслить так же криво, как Бронзино, ибо эта странная картина способна потрясти даже современного зрителя. Между откровенно нескромным эрoтическим содержанием и раздражающе сдержанной формой кроется явный диссонанс. Есть тело, но нет души, нет инстинкта, нет страсти. Нет плоти, ибо тела тверды, как мрамор, и холодны, как лед, каждый контур безжалостно остр — именно это имел в виду Вёльфлин. В них нет и крови, они ослепительно белы, как гипс (и действительно, именно из него они сделаны: гипсовая основа вибрирует из-под тонких, прозрачных красок). Тирания намеренной искусственности утяжеляет картину. Понять происходящее сложно, поскольку точный смысл картины, как и её знаменитого двойника, Аллегории в Национальной галерее в Лондоне, возможно, никогда не будет раскрыт. Е