Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ДВИГАТЕЛЬ ДАЛАНДЕРА

Трёхфазный асинхронный электродвигатель переменного тока в 1889 году изобрёл российский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский. Но поскольку в научной и научно-популярной литературе почему-то так и не нашлось эпонима, связывающего эту фамилию с этим изобретением, придётся ограничить всего лишь сухой констатацией данного факта. А вот развитие этой темы получилось куда более "олицетворённым": в 90-е годы позапрошлого века шведский инженер Роберт Даландер, исследуя возможности того самого электродвигателя, открытого Доливо-Добровольским, пришёл к выводу: смена полюсов в нём приводит к изменению его скорости. В результате в 1897 году он изобрёл электрическую схему для переключения полюсов в двигателе, на которую он получил патент вместе со своим коллегой Карлом Арвидом Линдстрёмом. Но в историю вошло только одно имя - сначала изобретение стали называть СОЕДИНЕНИЕМ ДАЛАНДЕРА, а затем появился и ДВИГАТЕЛЬ ДАЛАНДЕРА с этим соединением. Уникальная особенность самого двигателя в том, ч

Трёхфазный асинхронный электродвигатель переменного тока в 1889 году изобрёл российский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский. Но поскольку в научной и научно-популярной литературе почему-то так и не нашлось эпонима, связывающего эту фамилию с этим изобретением, придётся ограничить всего лишь сухой констатацией данного факта.

А вот развитие этой темы получилось куда более "олицетворённым": в 90-е годы позапрошлого века шведский инженер Роберт Даландер, исследуя возможности того самого электродвигателя, открытого Доливо-Добровольским, пришёл к выводу: смена полюсов в нём приводит к изменению его скорости.

В результате в 1897 году он изобрёл электрическую схему для переключения полюсов в двигателе, на которую он получил патент вместе со своим коллегой Карлом Арвидом Линдстрёмом. Но в историю вошло только одно имя - сначала изобретение стали называть СОЕДИНЕНИЕМ ДАЛАНДЕРА, а затем появился и ДВИГАТЕЛЬ ДАЛАНДЕРА с этим соединением.

Уникальная особенность самого двигателя в том, что он может иметь как фиксированный, так и регулируемый крутящий момент, в зависимости от использования обмотки статора (в изделии предусмотрено целых шесть внешних подключений к обмоткам).

В этом электродвигателе статорная обмотка имеет конструкцию, позволяющую переключением схемы соединения обмоток изменять количество пар полюсов в два раза. Двухскоростные двигатели с одной обмоткой имеют конструкцию, которая называется последовательным полюсом. Эти двигатели, благодаря намотке, рассчитаны на одну скорость, но при повторном подключении обмотки количество магнитных полюсов в статоре удваивается, а скорость двигателя снижается до половины первоначальной скорости.

Пишут, что это не единственный тип двухскоростных двигателей, поскольку существует вариант с двумя обмотками. По сути, эт два двигателя, "намотанных" на один статор. Одна обмотка, когда она находится под напряжением, дает одну из скоростей, вторая при этом бездействует. Когда вторая обмотка находится под напряжением, двигатель набирает скорость, которая определяется второй обмоткой.

Но двухскоростной двигатель с одной обмоткой более экономичен, поскольку для обеих скоростей используется одна и та же обмотка, и пазы, в которые помещаются проводники внутри двигателя, не должны быть почти такими же большими, как они должны были бы быть для размещения двух отдельных обмоток, которые работают независимо.

Разница скоростей в ДВИГАТЕЛЕ ДАЛАНДЕРА достигается за счёт переключения конфигурации электрических обмоток, что косвенно приводит к добавлению или удалению полюсов и, следовательно, к изменению скорости вращения ротора. Полюса можно менять местами в соотношении 1:2, таким образом, скорость можно менять в соотношении 2:1.

-2

Такие двигатели применяются там, где по определению требуется наличие двух скоростей - в насосах, вентиляторах, дробилках, фрезерных установках, кранах и пр.

По сравнению с другими конструкциями, позволяющими достичь тех же результатов иными средствами, ДВИГАТЕЛИ ДАЛАНДЕРА позволяют избежать потерь мощности. Кроме того, данная система намного проще и удобнее в использовании по сравнению с другими доступными методами управления скоростью.

С другой стороны, именно из-за того, что люди, получив возможность менять скорости, начинают этим активно пользоваться, подобные двигатели гораздо быстрее изнашиваются.

-3

Роберт Даландер (9 июня 1870 - 18 октября 1935) - шведский инженер, руководитель государственного учреждения.

Родился в Гётеборге, где учился - не понятно, но работал он потом в компании ASEA, и там же изобрёл свой вариант схемы подключения электродвигателя.

В дальнейшем он также активно участвовал в работе нескольких технологических ассоциаций в области газа и электричества и был их представителем.