Сегодня 9-й день по недавно ушедшему фотографу Мартину Парру, чьи работы стали зеркалом перехода от эпохи СССР к буржуазной современности, которую он остро критиковал за жажду потребления, ностальгию по несуществующей
капиталистической утопии и глобализацию. В России его помнят как
хроникёра переходного периода: от McDonald's — до почти детского обожания чудных советских «космических собачек»...
«Тони Рэй-Джонс показал мне, что можно быть серьёзным фотографом и при этом снимать жизнь с юмором и любовью одновременно». Мартин Парр
Мартин Парр (23 мая 1952—6 декабря 2025) —
один из самых влиятельных британских документальных фотографов XX—XXI
веков. Родившийся в Эпсоме (Суррей, Англия), стал известен своим
сатирически-антропологическим взглядом на повседневную жизнь: социальные
классы, туризм, потребление и абсурдность нынешнего мира. Его стиль —
яркие, насыщенные цвета (часто с использованием фотовспышки при дневном
свете), что делает снимки одновременно юмористичными и
острокритическими. Парр опубликовал более 100 фотокниг, его работы
выставлялись в ведущих музеях мира: Tate, Centre Pompidou, MoMA, — а в 2017 году он основал Фонд — Martin Parr Foundation — в Бристоле: центр для поддержки документальной фотографии.
Парр начал карьеру в 1970-х с чёрно-белых снимков, вдохновлённых Тони Рэй-Джонсом (серия «The Non-Conformists»
о жизни в йоркширских общинах). Парр неоднократно называл его своим
главным вдохновителем и учителем, хотя они никогда лично не встречались.
В 1980-х — перешёл к цвету, создав так называемые «иконы жанра» вроде
«The Last Resort»-1986 — сатиру на британский пляжный туризм. Позже
проекты вроде «Small World»-1995 и «Common Sense»-1999 расширили фокус на глобальный туризм и потребление. Он был членом Magnum Photos
с 1994 года, где курировал проекты, и профессором фотографии в
университетах Уэльса и Ульстера. Парр также страстный коллекционер: его
собрание фотокниг (12 000 томов) купила Tate в 2017 году: цена
не разглашается, но стопро речь идёт о $миллионах. Личные же коллекции, —
так сказать, для себя, — включали открытки, всевозможную мелочёвеку,
марки, значки... И — советскую космическую китч-культуру. Умер в
Бристоле, оставив огромное наследие, — от 400 выставок до собственного
авторского влияния на поколения профессиональных фотографов.
Мартин Парр и СССР
Хотя Парр не был напрямую вовлечён в
политику, его творчество пересеклось с Советским Союзом и
«постимперским» пространством через несколько ключевых линий:
документальные съёмки переходного периода, канонические фото мировой
глобализации и — страсть к коллекционированию социалистической
метафорики. Что отражает его интерес к «антропологии повседневности» — о
том, как навязчивая идеология и бескрайнее потребление формируют
общество, причём не по коммунистической линии, а — на «обратной стороне
Луны» — капитализме. Тем не менее вот основные аспекты его пребывания в
соцлагере:
Открытие первого McDonald's в Москве, 1990
Собственно, бессчётные толпы за
«американским счастьем», пожалуй, самая известная «советская» работа
Парра. 35 лет назад, 31 января 1990 года, почти за пару лет до распада
СССР, в Москве открылся первый McDonald's — символ «западного
вторжения» в коммунистический мир. Парр запечатлел огромные очереди
москвичей, ждущих «Большой Мак» за символическую для американцев, не для
советских людей, — плату в 5 рублей (стоимость полного сета: Биг Мак +
картошка фри + напиток). Снимок стал метафорой конца эпохи: от дефицита к
потребительскому буму. В постсоветских странах это фото ассоциируется с
надеждой на «свободу» в кавычках и получившимся в итоге хаосом перемен и
беспределом. Фото вошло в мировую серию о глобализации и часто
цитируется как «прощание с СССР».
Съёмки в постсоветском пространстве
В 1995 году Парр посетил Ялту — «советскую
Ривьеру», как он её назвал. Серия снимков фиксирует некий бедлам
независимости: пляжи, полные отдыхающих в ретро-купальниках,
импровизированные рынки с западными товарами, абсурдные контрасты между
советским наследием и новой, не виданной ранее вседозволенностью. Люди
на фото — «как из советской эпохи», — с жадным интересом к «западным
прибамбасам». Это было частью его глобального проекта о туризме, но с
акцентом на посткоммунистический «шок». Парр также много снимал и в
других странах, включая Албанию, Северную Корею… Снимал практически во
всех республиках бывшего СССР, кроме, пожалуй, Туркмении и Таджикистана,
где нет подтверждённых фото-сессий, и в большинстве стран бывшего
Восточного блока. Показывая, как советское наследие эволюционирует в
«долгожданный» капитализм.
Коллекционирование советской космической культуры: «Space Dogs»-2019
Парр — заядлый коллекционер, и его страсть
к СССР проявилась в собрании предметов, артефактов о советской
космической программе. За 20 лет он собрал сотни ценнейших экземпляров:
от расписанных тарелок и матрёшек в скафандрах до часов и открыток
1950—1960-х. Это отражает его интерес к соц-арту, периодически
переживающему всплески популярности: навроде того как СССР великолепно
превращал реальные трагедии (смерть Лайки) — в национальный миф. В 2019
году вышла книга о советских космических собачках с его коллекцией — где
симпотные ипёсики-космонавты из СССР подаются не менее влиятельными
«персонажами», чем Битлз или Микки Маус!
Советские «космические собаки» Парра:
Он приехал в Москву в январе-феврале 1990
года — за полтора года до распада СССР, в самый пик перестройки и
гласности, когда страна уже ломалась, но ещё не рухнула. Работал только
на цветную плёнку Kodak (в основном 35 мм) с кольцевой вспышкой — это
дало тот самый яркий, гиперреалистичный, почти кричащий цвет, за который
его потом назовут «отцом нового британского цвета». Сюжетов было
множество, единственно что в открытом доступе (кроме общеизвестных — в
той же запрещённой «инсте», скажем) старые фотографии найти довольно
трудно: они были все раскуплены на выставках-аукционах в своё время,
собраны в сотнях книг... Это и вышеупомянутые очереди в первый McDonald’s
31 января 1990, Пушкинская площадь: многокилометровое стояние на
морозе, люди в шапках-ушанках с пакетами «Большой Мак», улыбки, восторг и
лёгкий абсурд. Парр находился там весь день открытия и отснял десятки
плёнок. ГУМ, ЦУМ. Полки с дефицитом, продавщицы в белых халатах, первые
кооперативные лотки с жвачкой и видеокассетами. Метро и улицы. Люди в
огромных шубах, одинаковые пальто, военная форма, первые «новые русские»
в малиновых пиджаках рядом с пенсионерами. Свадьбы и праздники.
Молодожёны у Вечного огня, пионеры, первые западные туристы.
Первые признаки капитализма. Реклама «МММ», кооперативные кафе, уличные торговцы джинсами Levi’s и кассетами Modern Talking. Цвет
— насыщенный, почти ядовитый: из-за вспышки и плёнки Kodak Gold. Ирония
и юмор, но без злобы — Парр показывает абсурд переходного момента с
любовью. Крупные планы лиц, детали одежды, еды, вывесок. Тот же взгляд
«антрополога-иностранца», что и в его английских сериях. Впервые серия
была опубликована в немецком журнале Stern в 1990 году. Потом вошла в книгу Small World-1995 (расширенное издание в 2007-м). Полностью серия вышла отдельной книгой только в 2023 г. — «Moscow 1990», издательство RRB Photobooks.
Парр поймал буквально последний вздох
Советского Союза — через полтора года после его снимков произошёл путч, а
ещё через год СССР не стало. Эти фотографии стали визуальным символом
конца одной эпохи и рождения дикого постсоветского китча дальнейших
1990-х. «Москва 1990» — это Парр в своей лучшей форме: ярко, смешно,
точно и — исторически бесценно!